Турция и РФ без Украины согласовали коридор для вывоза украинского зерна. План предполагает разминирование берегов Одессы. Что может помешать?
Турция и Россия достигли предварительной договоренности о возобновлении поставок украинской агропродукции из Одессы, пишет Bloomberg. Главный тезис – Турция предложила военную помощь в разминировании побережья Одессы и сопровождении судов с зерном. Последнее будет проходить под эгидой ООН.
6 июня министр иностранных дел Дмитрий Кулеба опубликовал твит, в котором ясно дал понять, что Украина не доверяет российским обещаниям. «Путин говорит, что не будет использовать торговые пути для нападения на Одессу. Это тот же Путин, который сказал…, что не будет нападать на Украину… Мы не можем верить Путину, его слова пусты», – написал он.
Но Украина должна договариваться. Разблокировка портов – едва ли не единственная возможность быстро возобновить экспорт, говорит глава правления УЗ Александр Камышин. Владимир Зеленский во время общения с журналистами 6 июня сказал, что Украина ведет переговоры с рядом стран и ООН по разблокированию портов, однако главным гарантом в этом вопросе он считает оружие от государств-партнеров.
До войны Украина экспортировала более 70% товаров по морю. В 2021 году через порты экспортировано 160 млн т грузов на $47 млрд из общего экспорта в $68 млрд. По данным брокерской компании Maxigrain, в текущем 2021/22 сезоне на море приходилось 92% экспорта зерна и шротов, а также 97% растительного масла. Остальные товары экспортировались по железной дороге, автомобильным транспортом и самолетами.
В марте по сравнению с февралем 2022 года Украина втрое сократила экспорт продовольствия – до $841,4 млн. Страна теряет $170 млн ежедневно из-за заблокированных портов, говорит премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
В то время как в мире идет дискуссия о возможном голоде в странах Африки, на элеваторах в Украине заблокировано 25 млн т зерна, которые не могут попасть к конечным потребителям. По оценкам опрошенных Forbes представителей аграрных компаний, разблокировка одесских портов позволит увеличить экспорт более чем в десять раз, до 5 млн т зерна. При обеспечении стопроцентной гарантии безопасности.
Как можно быстро восстановить экспорт через порты?
Более пяти украинских представителей зернового и морского рынков, с которыми пообщался Forbes, не верят в успех переговоров по быстрому возобновлению экспорта зерна из украинских портов. Вот их доводы.
Во-первых, Украина за последние дни не изменила своих переговорных требований, говорит спикер МИДа Украины Олег Николенко. Так, Украина требует от России «отвода сил в морской акватории вокруг Украины и предоставить гарантии безопасности о ненападении на порты и коммерческие конвои». В публичной плоскости представители РФ не заявляли о готовности пойти на подобную уступку.
Во-вторых, украинский бизнес не доверяет заверениям России в безопасности для торговых судов, которые будут вывозить украинское зерно. Самый яркий пример – ракетный удар 4 июня по зерновому терминалу «Ника-Тера» в Николаеве. Собеседники Forbes видят большие риски продолжения ракетных ударов со стороны России по украинским портам, судам и важной для транспортировки инфраструктуре. Одной из гарантий ненападения могли бы стать военные корабли стран-союзников, например, США или Великобритании.
В-третьих, по информации источника Forbes в Минагро, стороны ведут переговоры по разблокированию не только порта Одессы, но и соседних – Черноморска и «Південного». Разминирование акватории этих портов будет длиться не менее шести недель. Это означает, что при разблокировке портов полноценный экспорт можно будет восстановить не раньше августа.
«С технической точки зрения в ближайшее время крайне проблематично организовать экспорт зерна из больших украинских портов», – говорит партнер юрфирмы AGA Partners Иван Касинюк, специализирующийся на международном торговом праве. Только на реализацию мер по разминированию акваторий уйдет немало времени.
В-четвертых, только одной разблокировки портов и гарантий безопасности для судов мало. «Любой ракетный удар по тому или иному железнодорожному пути может привести к срыву перевозки зерна в порты», – говорит основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов. Нужен механизм, гарантирующий прекращение обстрелов полей, элеваторов, железнодорожных и морских терминалов. Нужны гарантии безопасности для тех, кто убирает, перевозит и хранит», – добавляет Нероба.
В-пятых, владельцы зерна могут столкнуться с дефицитом судов для перевозки зерна и сверхвысокой ценой фрахта. «Сейчас никто не может дать четкую цену стоимости фрахта, поскольку неизвестны детали гарантий, которые будут предоставляться таким судам», – говорит фрахтовый брокер судоходной компании Selena Shipping Вячеслав Школьный. Никто пока не знает, какую ставку экстра-премии потребуют страховые компании от владельцев судов за заход в украинские порты, все еще признаваемые зоной войны.
«Судовладельцы будут бояться отправлять в украинские порты свои суда в условиях военных действий. Ни один P&I club (клубы взаимного страхования между судовладельцами. – Ред.) не предоставит страховое покрытие в военное время», – считает Касинюк.
Однако, по словам Вячеслава Школьного, предложение все же будет, особенно со стороны владельцев судов старше 20–25 лет или тех, которые должны быть вскоре списаны и будут иметь возможность провести последние прибыльные рейсы. Кроме того, заинтересоваться перевозками украинского зерна могут турецкие судовладельцы, поскольку конвоированием зерна будут заниматься турецкие военные, говорит Солодухов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.