С 2013 года Китай начал раздавать кредиты в рамках инициативы «Один пояс, один путь» на различные инфраструктурные проекты преимущественно бедным странам. Теперь же ему приходится выдавать этим странам новые кредиты во избежание долгового кризиса. Financial Times подробнее рассмотрело кредитную деятельность Китая. Forbes выбрал главное из материала
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Издание Financial Times исследовало финансовое здоровье инициативы «Один пояс, один путь», которую Си Цзиньпин когда-то назвал «проектом века», и выявило множество проблемных кредитов. В нескольких странах Азии, Африки и Латинской Америки этот проект рискует превратиться в череду долговых кризисов. Это особенно большая проблема для развивающихся стран, ведь именно на них была направлена инициатива Китая.
По данным вашингтонского аналитического центра American Enterprise Institute, с 2013-го, года основания инициативы, до 2021-го стоимость инфраструктурных проектов и других транзакций под эгидой «Один пояс, один путь» в ряде развивающихся стран достигла $838 млрд.
Но кредиты, выданные на финансирование этих проектов, быстро становятся проблемными. По данным исследовательской группы Rhodium Group, общая стоимость выданных китайскими учреждениями кредитов, которые пришлось реструктуризировать в 2020-м и 2021-м, выросла до $52 млрд.
Это более чем в три раза превышает $16 млрд, которые реструктуризировали за два года до того. По оценкам Rhodium, в целом с 2001 года Китаю пришлось пересмотреть условия кредитов для зарубежных заемщиков на сумму $118 млрд.
В реструктуризацию кредитов часто входили списание, составление расписания отложенных платежей или снижение процентной ставки. Но из-за того, что все больше заемщиков по инициативе «Один пояс, один путь» не могли справиться с выплатами по кредитам, Китай засосало в водоворот «спасательных» кредитов, чтобы некоторые правительства не охватили кризисы платежных балансов.
Эксперты отмечают, что такие «спасательные» кредиты помогают избежать дефолтов, но мало чем помогут с финансовыми проблемами, лежащими в основе неплатежеспособности. По мнению одного эксперта, Пекин теперь начинает понимать, что в некоторых случаях фундаментальной проблемой является не ликвидность, а платежеспособность.
К примеру, китайские финучреждения почти пять лет пытались поддерживать ликвидность Шри-Ланки, чтобы страна могла выплачивать старые долги и у нее не упал кредитный рейтинг. Все мы в этом месяце увидели, что эти меры не очень помогли.
Тот же эксперт добавляет, что теперь вопрос состоит в том, хочет ли Китай заниматься «спасательным» кредитованием в долгосрочной перспективе.
И это очень важный вопрос. Когда Китай начал финансировать строительство дорог, железных дорог, портов, аэропортов и другой инфраструктуры, он сделал себя конкурентом международных кредиторов, занимающихся развитием. Самый заметный из таких кредиторов – Всемирный банк.
Теперь, когда Пекину приходится переключить внимание на предотвращение дефолтов, он начинает брать на себя такую же роль, которую обычно выполняет МВФ, а именно: предоставление неотложных кредитов, чтобы страны смогли пережить экономические кризисы.
Масштабы долгового кризиса заемщиков по инициативе «Один пояс, один путь» привлекли внимание мировых лидеров. В мае немецкий канцлер Олаф Шольц забил в набат из-за кредитного разгула, в который пустился Китай в бедных странах, особенно в Африке.
«Существует вполне реальная угроза того, что следующий большой долговый кризис начнется в южной части земного шара с тех кредитов, которые раздал Китай по всему миру», – сказал Шольц.
Эксперты Всемирного банка боятся того, что развивающиеся страны приближаются к долговому кризису масштабов того, который был в 1980-х. Война в Украине, рост инфляции, ухудшение финансовых условий в мире и напряжение между Китаем и США лишь закладывают фундамент такого развития событий.
Все это реальные риски, и если они совпадут во времени, то в мировой экономике наступит идеальный шторм. Поэтому мы, конечно, волнуемся, что еще больше стран не будет справляться со своими долгами», – сказала специалист Всемирного банка.
Общая стоимость выданных китайскими учреждениями кредитов, которые пришлось реструктуризировать в 2020-м и 2021-м, выросла до $52 млрд.
В аналитической фирме AidData обнаружили, что десятки миллиардов долларов «спасательных» кредитов Китай предоставляет в виде жесткой валюты, чтобы заемщик имел возможность обслуживать свои долги и избежать дефолта.
Пакистан, Аргентина, Беларусь, Египет, Монголия, Нигерия, Турция, Украина и Шри-Ланка, сообщили в AidData, что получили такие кредиты. Агентства Moodyʼs и Standard and Poorʼs присвоили этим странам кредитный рейтинг «junk» («хлам»), то есть высокий риск дефолта по суверенному долгу.
А когда дефолт происходит, то политические и экономические последствия не заставят себя ждать. У Шри-Ланки, имеющей более $50 млрд международных долгов, жуткая нехватка товаров первой необходимости, ведь, по сути, у страны закончились резервы иностранной валюты.
Дефолт Шри-Ланки не вызван исключительно китайскими кредитами (в общей сложности около $5 млрд), но именно эти кредиты оказались особенно неоднозначными. Критики утверждают, что кредит «Один пояс, один путь» на инфраструктурные проекты продлили под более высокую процентную ставку, хотя такие проекты часто нерентабельны.
Однако не все так плохо. Существует ряд инфраструктурных объектов в развивающихся странах, которых могло бы не быть без помощи Китая. Благодаря железной дороге протяженностью 750 км от Аддис-Абебы до Джибути путь от столицы Эфиопии до главного порта страны занимает около 12 часов, а не три дня.
Как и сообщение от Момбасы до Нейроби, которое обошлось в $3,2 млрд, сейчас происходит гораздо быстрее. Гидроэлектростанция в Уганде, построенная китайскими подрядчиками. Автомобильные дороги и трубопроводы, построенные в Центральной и Юго-Восточной Азии, способствуют развитию в этих странах.
Но есть страны, которые нужно спасать от дефолта.
Пакистан
Пакистан – самый крупный индивидуальный заемщик по инициативе «Один пояс, один путь». Пекин в целом одолжил Исламабаду $62 млрд, а теперь вынужден спасать его. Только в прошлом месяце консорциум китайских банков выдал стране дополнительный кредит в $2,3 млрд, чтобы она хотя бы некоторое время могла расплачиваться с кредиторами.
Резервов иностранной валюты Пакистана едва хватит на два месяца импорта товаров первой необходимости. В этом месяце МВФ согласился выделить стране пакет помощи в $7 млрд, чтобы предотвратить кризис платежного баланса, но аналитики говорят, что с финансами в Исламабаде все равно трудно.
Как и в случае со Шри-Ланкой, есть сомнения в жизнеспособности некоторых инфраструктурных объектов. Проект большого порта в Гвадаре считается жемчужиной инициативы «Один пояс, один путь», но давно на паузе.
Замбия
Еще один крупный заемщик у Китая – это Замбия, у которой в 2020-м произошел дефолт по внешнему долгу. Общий долг африканской страны составляет $17 млрд, $6 млрд из которых принадлежит Китаю, крупнейшему двустороннему кредитору страны.
В то же время Замбию представляют как звезду инициативы «Один пояс, один путь» на Африканском континенте. Действительно, количество планируемых проектов в Замбии впечатляет. Огромная гидроэлектростанция, два международных аэропорта, железнодорожный путь, соединяющий Замбию с Танзанией, два стадиона и больница – все они уже введены в эксплуатацию.
Отступление от инициативы «Один пояс, один путь»
Такие финансовые проблемы заставляют Пекин задуматься над целесообразностью его инициативы. По словам старшего правительственного советника, отказавшегося называть свое имя, многие инвестиции по инициативе оказались коммерчески невыгодными, а во многих странах, особенно африканских, экономические перспективы в последние годы только ухудшились. По его словам, это вынудит Китай дважды подумать, прежде чем снова начать раздавать международные кредиты.
Кроме того, резервы иностранной валюты Китая, которые в 2014-м составляли почти $4 трлн, упали до чуть более $3 трлн, а значит, твердой валюты для финансирования инициативы у страны уже меньше.
По словам преподавателя Университета Гонконга, в мейнстримных китайских СМИ ни слова не говорят об «Один пояс, один путь», хотя год-два назад все было совсем иначе.
Возникает большой вопрос: будет ли Китай участвовать в программах, которые предлагают консорциумный подход к решению долгового кризиса стран, участвующих в инициативе «Один пояс, один путь». Похоже, что от этого зависит судьба нескольких стран с молодой экономикой, таких как Замбия и Шри-Ланка.
Существует вполне реальная угроза того, что следующий долговый кризис начнется в южной части земного шара с тех кредитов, которые раздал Китай по всему миру.
Канцлер Германии Олаф Шольц
Консорциумный подход отнюдь не присущ Пекину, ведь «Один пояс, один путь» изначально задумывался как исключительно двусторонний проект. Некоторые аналитики говорят, что Китай не зря с осторожностью относится к консорциумному подходу, которому отдают предпочтение МВФ и Парижский клуб.
Исполнительный директор от Китая в МВФ сказал, что условия, которые ставит МВФ при принятии кредита, «имеют смысл с теоретической точки зрения, но они очень сложные для бедных стран… Наша позиция в совете МВФ такова, что условия… должны быть ориентированы на экономический рост и не сдерживать его».
Однако пока Пекин, по крайней мере, на словах, проявляет готовность к сотрудничеству. После месяцев сопротивления Пекин в прошлом месяце принял участие в заседании комитета, в который входят двусторонние кредиторы Замбии. Это на шаг приблизило Замбию к спасательному пакету помощи в $1,4 млрд от МВФ.
И хотя это заседание описали как конструктивное, западные обозреватели говорят, что рано предполагать, что Китай присоединится к коллективным мерам в отношении других стран-должников или что дело Замбии будет успешно решено.
Инициатива «Один пояс, один путь» помогла Китаю стать величайшим двусторонним кредитором. Однако его нежелание сотрудничать с другими кредиторами по вопросу задолженности заемщиков является источником отчаяния и безысходности для организаций, придерживающихся консорциумного подхода к кредитованию.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.