Минное море. В Стамбуле поговорили о разблокировании морских портов Украины. Как это может происходить /Фото Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Минное море. В Стамбуле поговорили о разблокировании морских портов Украины. Как это может происходить

Shutterstock

На этой неделе впервые состоялись четырехсторонние переговоры о разблокировании экспорта украинского зерна. Что даст разблокирование портов?

14 июля в Стамбуле прошла первая встреча представителей Украины, России, ООН и Турции, на которой обсуждался план возобновления экспорта украинского зерна Черным морем. Встреча продолжалась около двух часов, и на ней частично договорились о шагах по разблокированию портов. План еще не согласован с президентами Украины и России. На следующей неделе будет еще одна встреча по этому поводу.

Предварительно речь идет о разблокировании трех портов: Одесса, Черноморск и Южный. Они входят в пятерку крупнейших портов Украины по экспорту зерновых, отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

В прошлом году через Черноморск транспортировали 14,6 млн т зерновых. «Он стал крупнейшим портом по экспорту зерновых, после того как «Кернел» запустил свой терминал», – говорит Вовк. В 2021 году «Трансбалктерминал» (терминал «Кернел», – Forbes) перевалил 7,6 млн т зерновых. Через порт «Южный» в прошлом году перевалили 9,7 млн т зерновых, а через порт Одесса – 5,8 млн т. «Разблокирования этих портов было бы достаточно для того, чтобы существенно улучшить ситуацию с экспортом зерновых», – говорит Вовк.

Разблокирование портов может принести Украине до $1 млрд дополнительной экспортной выручки в месяц, прогнозирует директор Центра экономических стратегий Глеб Вышлинский. Также работа портов прибавит 5% ВВП, пишет в Facebook стратег финансовой компании Finteum Андрей Нестерук. «Это очень много, это способность страны дольше воевать на месяцы», – отмечает он. Кроме того, ощутимо снизятся цены на продукты питания и немного замедлится глобальная инфляция, говорит он.

На этой неделе цены на пшеницу с поставками в сентябре 2022 года на Чикагской бирже находятся на минимальном уровне с февраля – $291. Это на 11% ниже, чем неделю назад, и на 38% ниже, чем во время пика 17 мая. «Рынок в эту цену закладывает вероятность возобновления морских поставок из Украины, но не на 100%», – говорит Нестерук. Если морские поставки заработают полноценно, цены еще упадут, если нет, то вырастут, отмечает он.

Согласно предварительному плану, соглашение предусматривает, что зерновозы из украинских портов будут сопровождать украинские военные корабли, и судоходство возобновится при режиме прекращения огня и частичного разминирования.

Уступка от США

Министерство финансов США разрешило проводить операции с Россией в сфере снабжения удобрений, продовольствия, посевных материалов, лекарств и медицинского оборудования. Разъяснение было опубликовано на следующий день после того, как представители России, Украины, Турции и ООН встретились в Стамбуле для переговоров по возобновлению экспорта зерна из Украины.

До сих пор не согласовано, как будут разминированы порты, сообщает WSJ. Украина предлагает проложить безопасный проход через минные поля, но остается вопрос обезвреживания плавающих мин. Для разминирования нужны военные тральщики иностранных стран, говорит эксперт Defense Express Иван Киричевский. По его словам, прогнозировать, сколько времени займет разминирование, сложно – неизвестно, сколько установлено мин.

Россияне могли разбросать в Черном море 400–600 мин, отмечал 17 мая спикер Одесской областной военной администрации Сергей Братчук.

Бизнес неохотно комментирует результаты переговоров. Комментировать можно будет тогда, когда будут реальные изменения, отметили в пресс-службе агрохолдинга «Кернел». «Пока можем говорить только об одном факте: мы не отгрузили ни одного судна. Суда, загруженные до 24 февраля, из порта не вышли».

Исторический пример

В 1980 году, во время ирано-иракской войны, США с союзниками применяли метод конвойного сопровождения танкеров. В книге «Атака у берегов Синая: военное использование флота после 1945 года» автор Виталий Доценко описывает систему следующим образом. Конвой танкеров начинался с портов загрузки до выхода из Персидского залива в Оманский залив.

Два-три танкера сопровождало такое же количество военных кораблей охраны. На отдельных участках конвои прикрывали палубной авиацией. В миноопасных районах действовала противоминная оборона. Для этого США использовали восемь вертолетов-тральщиков, четыре катера-тральщика и шесть океанских тральщиков. В наиболее опасных районах сначала следовали тральщики, а за ними танкеры.

Важно понимать, что военный конвой и разминирование не обеспечивали полной безопасности судоходства. С 1980-го по 1988 год было поражено 500 танкеров, говорит Киричевский из Defense Express.

Украина и мировой голод

(нажмите «Читать больше»)

Украинский экспорт продовольствия дает еду 400 млн человек. В 2022 году Украина планировала экспортировать 25 млн т зерновых в разные страны мира. Большая часть должна была идти именно через морские порты, оккупированные или заблокированные россиянами.

Европа помогает Украине доставить ее зерно по автодорогам и железнодорожным путям в порты Румынии или страны Балтии. Хотя даже по самым оптимистичным прогнозам только 20% украинского зерна можно будет экспортировать таким образом, пишет Economist.

В украинских зернохранилищах, еще не пострадавших из-за военных действий, полно кукурузы и ячменя. Фермерам негде хранить следующий, урожай этого года, который начнут собирать в конце июня, а значит, он может испортиться.

Россия и Украина поставляют на мировой рынок 28% пшеницы, 29% ячменя, 15% кукурузы и 75% подсолнечного масла. Происхождение половины импортированного Ливаном и Тунисом зерна – из Украины и России; у Ливии и Египта эта цифра составляет две трети.

Материалы по теме