Категория
Картина дня
Дата

Не только суперяхты олигархов. Как санкции разрушают весь яхтенный бизнес России

Из-за сложности с выводом денег за пределы России, с отсутствием страховок, усложнения регистрации лодок под «удобные» флаги и токсичности всего российского перспективы яхтинга РФ – удручающие

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Основные типы яхтинга

  • Парусный спорт. Большинство яхтсменов начинают путь отсюда, поскольку раньше категории "круизный яхтинг" не существовало.
  • Круизный яхтинг – владение либо чартер парусных лодок. Современные суда, доступные в чартер, это лодки либо катамараны 40–55 футов (12–17 метров) 
  • Суперъяхты – большие моторные суда, Power Boat, которые перемещаются за счет моторов и сжигания топлива. Обычно это плавучие дома, 40–150 метров длиной.

Территориальные воды и марины

С первых дней войны Великобритания и Канада запретили заход в свои порты любым судам под триколором или зарегистрированным в офшорных юрисдикциях на паспорт РФ. Это очень серьезный шаг. Вначале думали, что это касается только коммерческих судов – оказалось, абсолютно всех. То есть любая парусная или моторная лодка РФ теперь не имеет права заходить в эти страны. 

Регистрация лодок на офшорные юрисдикции отчасти нужна для обхода налогов. Но основная идея в другом. Регистрация лодки в своей стране делается, если вы собираетесь использовать ее во внутренних водах. Большинство лодок используется на Карибах, поэтому смысла регистрировать лодку в своей стране нет – как минимум нужно пройти сюрвей (техосмотр) и для этого лодку нужно пригнать на родину. 

Поэтому чаще всего собственники регистрируют судно под «удобный» флаг. Если вы заходите в любую страну мира, не являясь ее гражданином, то к вам вопросов нет. 

Сейчас популярная среди россиян компания «Джерси USA» разослала клиентам письма с информацией об аннулировании регистрации лодок без возможности продления, если регистрация производилась на российский паспорт. Но пока информация не озвучена официально. 

Страховки

Для входа в любую марину Европы или Американского региона, да и в целом если марина расположена в «развитой» акватории, вам необходимо иметь страховку об ответственности перед третьими лицами. Это обязательный документ. Если ваша лодка повредит имущество соседей, вы должны будете иметь возможность компенсировать ущерб. 

После вторжения России в Украину все европейские страховые компании отказались продлевать страховые полисы для граждан РФ. Если лодка, принадлежащая россиянину, выйдет из марины, то зайти в следующую, скорее всего, не сможет. Существуют обходные варианты, например, использование «своих» страховых компаний. Но при заходе и оформлении точно возникнет вопрос легитимности таких страховых. 

Марины

Для этой индустрии ничего особо не изменилось. Единственное: из-за обвала курса рубля стоянка в марине сильно подорожала, поскольку в большинстве марин для расчетов используют евро или доллары. 

В маринах Черногории прошла перепись всех лодок с регистрацией в России или принадлежащих гражданам РФ. Других действий не предпринималось, но де-юре имущество уже описано. То же самое происходит в маринах Франции.  

Бытовые сложности российских яхтсменов

VISA и Mastercard ушли из РФ, карточки автоматически перестали работать. Например, в марине Панамы экипаж из России не смог оплатить стоянку картой, SWIFT платеж не прошел, из банка Панамы было запрошено такое количество документов на платеж, что провести транзакцию не получилось. 

Многие круизеры живут на лодках, имея небольшой пассивный доход, например, от сдачи квартир или торгов на биржах. Из-за санкций транзакции усложнились, поэтому яхтсмены оказались отрезаны от дополнительного заработка. 

К тому же война изменила отношение к россиянам, поддерживать их стало токсичным, поэтому на помощь со стороны местных комьюнити им рассчитывать не приходится. 

Чартерные компании в Европе

Компании, которые работают на европейский рынок, получили отток клиентов из Украины (сейчас не до яхтинга) и России из-за санкций и токсичности. В пик сезона у чартерных компаний 10–15% заказов приходилось на Россию и Украину. Например, чартерный флот из 10–15 бортов не досчитается за сезон порядка 150 000 евро. 

Наибольший отток заказов будет в «безвизовых» регионах, например Турции, потому что большинство их клиентов из России. Отказать в чартере могут просто на основании шкиперских документов, выданных в РФ. Но пока это инициатива отдельных чартерных компаний.

Обучение яхтингу

Основные системы обучения в мире это ISSA, IYT, RYA. Все эти системы полностью вышли из России. Любое обучение под эгидой школ запрещено, лицензии не выдаются. 

Пока непонятно, что будет со школой, если она зарегистрирована в России, но ведет свою деятельность, например, в Греции. В главные офисы школ уже отправлены официальные письма, ожидаем ответа. 

Спорт

Практически все организации отказываются принимать экипажи яхтсменов из России. Любительские соревнования проходят только в некоторых регионах Азии и Карибского бассейна.

На соревнованиях на одной из популярных регат на Карибах экипаж из России не стали награждать торжественно, а выдали награду в оргкомитете. 

Спортивный яхтинг полностью прекратил свое существование. 

Российские суперъяхты и потеря бизнеса для марин

Работает суперъяхта или просто стоит, она требует постоянных денег, начиная от оплаты стоянки и заканчивая зарплатой персоналу и оплатой сервиса. 

Сумма затрат обычно составляет 10% от стоимости лодки. На обслуживание лодки стоимостью $1 млн за год нужно будет потратить примерно $100 000. Это бизнес для марин, но не каждая марина в состоянии принимать большие яхты. 

Для больших судов требуется определенная инфраструктура, начиная от подачи электричества на пирс и заканчивая поставками запчастей и продовольствия. Иногда потребление электричества настолько большое, что его можно сравнить с потреблением поселка на берегу Средиземного моря. Такую инфраструктуру содержать дорого. Плюс рынок достаточно лимитирован. 

Суперъяхты предпочитают размещаться в определенных регионах, например в итальянских Порто Черво или Сан Мартен. 

В Средиземном море почти 1000 марин, из которых 70% полностью заняты под своих постоянных клиентов – в среднем это от 200 до 1000 лодок. Марин, которые принимают большие суперъяхты, только около десятка.

Российские суперъяхты пытаются уйти от санкций, например, в Турции или Черногории. Но это касается только подсанкционных лодок (читаем людей), поэтому в целом на общую индустрию это никак не повлияло. Это скорее громкие дела, потому что лодки огромные, у всех на виду, и арест каждой – это заметное событие.

В связи со сложностью с выводом денег за пределы России, отсутствием страховок, усложнением регистрации лодок под «удобные» флаги и токсичностью всего российского, перспективы яхтинга РФ из серого переходят в черное. Ожидать оживления не стоит.

На момент публикации материала Европейский союз объявил о пятом пакете санкций, которым, за некоторыми исключениями, запретил всем российским судам заходить в порты ЕС.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине