Украинские «Русланы» и «Мрия» – основа негабаритных мировых грузоперевозок. Как потеря их и Гостомеля в качестве ремонтной базы «Антонова» повлияет на и без того перегруженный заказами мировой рынок авиаперевозок, объясняет CEO транспортного стартапа стоимостью $8 млрд Flexport – Райан Петерсон. Он был на обложке январского Forbes US
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
Что случилось
27 февраля государственное предприятие «Антонов» сообщило о потере самолета Ан-225 «Мрия». Он пострадал во время боев за аэропорт Гостомеля, который не раз пытались захватить российские оккупанты. Во время вторжения «Мечта» находилась в ангаре.
Почему это важно для мира
- АНТК имени Антонова – создатели крупнейшего грузового самолета в мире, Ан-225 «Мрия», и ее младшего родственника – Ан-124 «Руслан». Единственную в мире «Мрию» уничтожили российские оккупанты на базе «Антонова» в Гостомеле – трагедия для авиационных энтузиастов по всему миру. Вдобавок к тому, что «Мрия» – прекрасная птичка, она была лучшим способом перевезти негабаритные грузы: вертолеты, пожарные машины, турбины.
- «Русланов» больше. Они также огромны – самые большие самолеты после «Мрии». Хотя «Русланы» дороже и загружаются значительно дольше Boeing-747, украинские самолеты способны перевозить негабаритные грузы.
- В Гостомеле находится основная база, где обслуживают самолеты, и запчасти. По меньшей мере, ее вывели из строя, а скорее всего –полностью уничтожили. Флот «Антонова» нуждается в частом обслуживании. Теперь оно, как минимум, сильно усложнилось, а запасные части получить просто невозможно.
- Кроме «Мрии», в Гостомеле уничтожили и несколько «Русланов». По состоянию на 2019 год в мире их было 26. «Русланы» – единственный вариант для грузов, слишком больших для Boeing 747. Аналитики Flexport пытаются отследить все «Русланы» в мире и понять их состояние. Похоже, что в течение недель даже находящиеся не в Украине самолеты перестанут летать из соображений безопасности и необходимости ремонта.
- Частичное уничтожение и неспособность летать всего мирового флота «Антонова» приведет к невозможности перевозки негабаритных грузов. Это повлечет за собой значительные потери и задержки во многих индустриях, а больше всего – в энергетическом секторе.
- При этом проблемы для индустрии перевозки грузов по воздуху не ограничатся. Из-за пандемии вся отрасль страдает недостатком грузовых самолетов – 50% авиационных грузоперевозок приходится на пассажирские самолеты, которые перевели с дальнемагистральных пассажирских направлений.
- Основной конкурент «Авиалиний Антонова», использующий «Русланы», – российская «Волга-Днепр». Ей также принадлежат международные компании Air Bridge Cargo и Cargologic Air. В ближайшие дни мы увидим санкции против Air Bridge. Они не могут садиться во многих странах по всему миру. Их флот состоит из 19 грузовых Boeing 747. Для контекста – крупнейшей в мире грузовой авиалинии Atlas Air принадлежат 53 Boeing 747, а всего в мире 300 таких самолетов.
- Расценки на перевозку грузов выросли в три раза с начала пандемии. Так что выход с рынка российских и украинских самолетов усугубит ситуацию.
- Невозможность пользоваться воздушным пространством России также заставит все авиалинии по пути из Азии в Европу изменить маршруты и делать дополнительную остановку в Дубае или Катаре. Это прибавит задержек и повысит цены.
- Основная альтернатива воздушным грузоперевозкам – морские – стали чрезвычайно медленными и ненадежными из-за загруженности мировых портов. Транссибирская железная дорога тоже отпадает.
- Ситуация для воздушных грузоперевозок не из легких. Конечно, учитывая масштабы трагедии в Украине, это никчемная проблема. Но она наглядно демонстрирует, как по глобальной цепочке поставок проблемы идут каскадом.
У Украины еще был второй, недостроенный экземпляр Ан-225, который также находился в ангаре аэропорта Гостомеля. Он был готов чуть более чем наполовину, раньше стоимость его достройки оценивалась по меньшей мере в $300 млн, пишет Radio Svoboda. Но это консервативная оценка: бывший глава Космического агентства Украины Владимир Усов в 2021 году уже говорил о стоимости в $1 млрд. При таких расходах проект называют экономически нецелесообразным. Судьба второй «Мрии» пока неизвестна.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.