«Мрию» уничтожили оккупанты. Как это повлияет на рынок грузоперевозок, объясняет бизнесмен по обложке Forbes
Категория
Картина дня
Дата

«Мрию» уничтожили оккупанты. Как это повлияет на рынок грузоперевозок, объясняет бизнесмен по обложке Forbes

Ан-225 «Мрия»

Украинские «Русланы» и «Мрия» – основа негабаритных мировых грузоперевозок. Как потеря их и Гостомеля в качестве ремонтной базы «Антонова» повлияет на и без того перегруженный заказами мировой рынок авиаперевозок, объясняет CEO транспортного стартапа стоимостью $8 млрд Flexport – Райан Петерсон. Он был на обложке январского Forbes US

Что случилось

27 февраля государственное предприятие «Антонов» сообщило о потере самолета Ан-225 «Мрия». Он пострадал во время боев за аэропорт Гостомеля, который не раз пытались захватить российские оккупанты. Во время вторжения «Мечта» находилась в ангаре.

Почему это важно для мира

  • АНТК имени Антонова – создатели крупнейшего грузового самолета в мире, Ан-225 «Мрия», и ее младшего родственника – Ан-124 «Руслан». Единственную в мире «Мрию» уничтожили российские оккупанты на базе «Антонова» в Гостомеле – трагедия для авиационных энтузиастов по всему миру. Вдобавок к тому, что «Мрия» – прекрасная птичка, она была лучшим способом перевезти негабаритные грузы: вертолеты, пожарные машины, турбины.
  • «Русланов» больше. Они также огромны – самые большие самолеты после «Мрии». Хотя «Русланы» дороже и загружаются значительно дольше Boeing-747, украинские самолеты способны перевозить негабаритные грузы.
  • В Гостомеле находится основная база, где обслуживают самолеты, и запчасти. По меньшей мере, ее вывели из строя, а скорее всего –полностью уничтожили. Флот «Антонова» нуждается в частом обслуживании. Теперь оно, как минимум, сильно усложнилось, а запасные части получить просто невозможно.
  • Кроме «Мрии», в Гостомеле уничтожили и несколько «Русланов». По состоянию на 2019 год в мире их было 26. «Русланы» – единственный вариант для грузов, слишком больших для Boeing 747. Аналитики Flexport пытаются отследить все «Русланы» в мире и понять их состояние. Похоже, что в течение недель даже находящиеся не в Украине самолеты перестанут летать из соображений безопасности и необходимости ремонта.
Райан Петерсон на обложке американского Forbes
  • Частичное уничтожение и неспособность летать всего мирового флота «Антонова» приведет к невозможности перевозки негабаритных грузов. Это повлечет за собой значительные потери и задержки во многих индустриях, а больше всего – в энергетическом секторе.
  • При этом проблемы для индустрии перевозки грузов по воздуху не ограничатся. Из-за пандемии вся отрасль страдает недостатком грузовых самолетов – 50% авиационных грузоперевозок приходится на пассажирские самолеты, которые перевели с дальнемагистральных пассажирских направлений.
  • Основной конкурент «Авиалиний Антонова», использующий «Русланы», – российская «Волга-Днепр». Ей также принадлежат международные компании Air Bridge Cargo и Cargologic Air. В ближайшие дни мы увидим санкции против Air Bridge. Они не могут садиться во многих странах по всему миру. Их флот состоит из 19 грузовых Boeing 747. Для контекста – крупнейшей в мире грузовой авиалинии Atlas Air принадлежат 53 Boeing 747, а всего в мире 300 таких самолетов.
  • Расценки на перевозку грузов выросли в три раза с начала пандемии. Так что выход с рынка российских и украинских самолетов усугубит ситуацию.
  • Невозможность пользоваться воздушным пространством России также заставит все авиалинии по пути из Азии в Европу изменить маршруты и делать дополнительную остановку в Дубае или Катаре. Это прибавит задержек и повысит цены.
  • Основная альтернатива воздушным грузоперевозкам – морские – стали чрезвычайно медленными и ненадежными из-за загруженности мировых портов. Транссибирская железная дорога тоже отпадает.
  • Ситуация для воздушных грузоперевозок не из легких. Конечно, учитывая масштабы трагедии в Украине, это никчемная проблема. Но она наглядно демонстрирует, как по глобальной цепочке поставок проблемы идут каскадом.

У Украины еще был второй, недостроенный экземпляр Ан-225, который также находился в ангаре аэропорта Гостомеля. Он был готов чуть более чем наполовину, раньше стоимость его достройки оценивалась по меньшей мере в $300 млн, пишет Radio Svoboda. Но это консервативная оценка: бывший глава Космического агентства Украины Владимир Усов в 2021 году уже говорил о стоимости в $1 млрд. При таких расходах проект называют экономически нецелесообразным. Судьба второй «Мрии» пока неизвестна.