Из России в феврале-марте уехало 50 000–70 000 IТ-специалистов. В апреле, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, покинут еще 70 000–100 000. Часть из них – сотрудники международных сервисных компаний: EPAM, Luxoft, DataArt. Все три с местным штатом в 13 000 сотрудников объявили о прекращении работы в РФ. Однако Luxoft хочет сохранить работу части сотрудников из-за бывшего акционера. В российском офисе Luxoft сказали, что в статье есть «недостоверная» информация. Материнская компания Luxoft, DXC Technology, заявила, що информация о том, что компания «никуда не уходит с рынка России или работает с аффилированной компанией, является заведомо ложным».
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Война, санкции и уход с российского рынка международных компаний подтолкнули разработчиков покинуть страну. Всего в России, согласно отчету Минцифры РФ, в 2020 году работало 761 500 разработчиков и аналитиков программного обеспечения. Они экспортировали услуги на $5,936 млрд. Еще $6,75 млрд, по расчетам IDC, в 2020 году занимал внутренний рынок IТ-услуг. Если прогнозы Российской ассоциации электронных коммуникаций оправдаются, страну-агрессора покинет каждый пятый IТ-специалист.
Материал в одну минуту
Три глобальных сервисных компаний с офисами в Украине и России заявили об уходе с рынка страны-агрессора. Сотрудники EPAM и DataArt подтвердили сворачивание бизнеса и релокацию сотрудников.
Luxoft также проводит релокацию, однако нашел свой подход к российским клиентам и сотрудникам, работавшим с ними. Бывший совладелец Luxoft после продажи компании почти через два года, в декабре 2020-го, выкупает одно из ее подразделений в России. На его основе создает новую IТ-компанию. Еще через год, когда Luxoft решает покинуть рынок, получает часть сотрудников, для которых не меняются ни проекты, ни ноутбуки. Только руководство.
Международные сервисные компании EPAM, Luxoft и DataArt, обладающие крупными центрами разработки и в Украине, и в РФ, заявили об уходе с российского рынка. В Украине в трех компаниях работает более 20 000, в РФ – около 13 000.
В своих официальных заявлениях все три компании не объясняли, что именно ожидает российских сотрудников в рамках прекращения работы в стране-агрессоре. Forbes пообщался с разработчиками их российских офисов в условиях анонимности. Сотрудники EPAM и DataArt подтвердили сворачивание работы.
Им предложили релокацию в Турцию, Грузию, Армению, Сербию, Черногорию или Казахстан. В EPAM есть российские клиенты. Им предлагают нанимать сотрудников EPAM, работавших на их проектах.
Насколько крупны бизнесы EPAM и DataArt в России
Российский офис EPAM – третий по количеству работников после Украины и Беларуси. Его 8933 сотрудника на конец 2021 года составили 15,2% глобального штата компании, свидетельствуют данные квартальной отчетности EPAM. Прибыль основного российского юрлица за прошлый год, по данным Spark-Interfax, составила $73,4 млн, что составляет 13,7% глобального.
В российских офисах DataArt работало 1000 сотрудников, рассказала DOU бренд-менеджер Анна Великоиваненко. Это 17,5% глобального штата. Оценить долю российского офиса в доходах сложнее, поскольку DataArt не является публичной компанией. Два российских юрлица, напрямую принадлежащих американской компании, в 2020 году, по данным Spark-Interfax, получили $15,5 млн доходов – около 8,4% от общих.
Luxoft также предлагает релокацию или переход на сторону клиента. Однако для российских проектов компания нашла еще один способ – разработчикам предлагают продолжить работу на тех же проектах, однако перейти в компанию IT_One бывшего владельца Luxoft.
Что представляет собой русский бизнес Luxoft
К концу 2021 года в трех центрах разработки Luxoft в Москве, Санкт-Петербурге и Омске работало около 3000 сотрудников. Выручка российского юрлица компании, согласно данным Spark-Interfax за 2020 год, составила $116,4 млн. Материнская компания Luxoft, DXC Global, не публикует детализированную отчетность по подразделениям и географиям, поэтому оценить долю Luxoft в глобальных доходах невозможно. Основные направления, над которыми работают разработчики в России: финансы, автомоты и диджитализация бизнесов. Конкретных клиентов, как и деления на международные и локальные, компания не раскрывает.
За последние пять лет среди государственных клиентов Luxoft: Почта России, Федеральная налоговая служба, дочерняя компания Ростелекома – РТ Лабс, разрабатывающая портал Госуслуг, банки ВТБ и Сбербанк. Общая сумма контрактов с ними составила 1,5 млрд рублей. За 2020 год Luxoft заплатил в российский бюджет $14,85 млн налогов, свидетельствуют данные Spark-Interfax.
«Учитывая масштаб деятельности и присутствия DXC в России, а также обязанность компании по выполнению обязательств перед более чем 200 клиентов, мы предоставим полный объем необходимых услуг, завершая текущую деятельность в соответствии со всеми юридическими процедурами и требованиями», – передали заявление материнской компании по запросу Forbes в пресс-службе украинского офиса Luxoft. О деталях сделок российского офиса украинской пресс-службе неизвестно.
Как переводят разработчиков российских клиентов
Сотрудников из российских проектов и не захотевших переезжать передают компании IT_One. «Уверяют, что люди продолжат работать на тех же проектах, сменится только руководство», – рассказал один из разработчиков Luxoft, не пожелавший назвать имя.
Переход – добровольный. Решение нужно было принять к 20-м числам марта. Работников увольняют с Luxoft и подписывают новый трудовой договор. Рабочую технику им оставляют, только сбрасывают в заводские настройки. Менеджеры IT_One предоставляют новые доступы, описал процесс собеседник Forbes. На каких условиях IT_One получает сотрудников Luxoft и локальные проекты Luxoft – неизвестно. Однако договориться им было не сложно.
Как связаны IT_One и Luxoft
Luxoft был основан в 2000 году в Москве в рамках группы IBS. Основателем и руководителем Luxoft был Дмитрий Лощинин. Тем не менее, IBS и ее соучредители Сергей Мацоцкий и Анатолий Карачинский контролировали аутсорсера. На момент продажи Luxoft американской GXC Global в 2019 году соучредителям IBS принадлежало 83% Luxoft, CEO Дмитрию Лощинину – 5%. Цена сделки – около $2 млрд. Почти 20 лет три предпринимателя работали вместе.
После сделки пути ненадолго разошлись. Лощинин продолжает работать в CEO Luxoft под зонтиком DXC Global. Мацоцкий ушел из IBS в 2020 году, получив часть бизнеса компании: интегратора, стартап, разрабатывающий платформу для работы с большими данными. Предприниматель объединил его в холдинг GS-Invest, который фокусируется на разработках IТ-решений для российского рынка, в том числе государственных заказчиков. В июле 2020 года предприниматель привлек в новый бизнес $64 млн от «Газпромбанка».
3 декабря 2020 года Мацоцкий покупает у Luxoft одно из российских подразделений – «Люксофт Дубна». К концу декабря 2020 года, по данным Spark-Interfax, в нем работало 85 сотрудников, а ориентировочная сумма сделки, как позже сказал Мацоцский, составила около 1 млрд руб ($13,9 млн).
В начале 2021 года Luxoft Дубна переименовывают в IT_One. Когда же в конце февраля – начале марта 2022 года международные IТ-компании, в частности EPAM, DataArt и сам Luxoft, заявляют о выходе с российского рынка, IT_One – готов подставить плечо их сотрудникам. «Для нас важно поддержать IТ-сообщество в этот трудный момент. Если вы или команда оказались в непростой ситуации – мы готовы рассмотреть возможность перехода к IT_One», – написали на официальной странице компании «ВКонтакте» 5 марта.
Сколько разработчиков «перешли» из Luxoft в IT_One? «Полной картины не знаю, но думаю, что речь идет о сотнях сотрудников. Релоцироваться готовы не все, искать новую работу тоже», – говорит собеседник Forbes.
В марте по меньшей мере пятеро разработчиков Luxoft сменили в LinkedIn место работы на IT_One. Соцсеть заблокирована в РФ с 2016 года, не все ею пользуются и сразу обновляют статусы. Forbes пытался связаться с ними, однако четверо не отреагировали, а один отказался отвечать на вопросы. На запрос Forbes с просьбой объяснить природу отношений между сторонами в российском офисе Luxoft, его материнская компания DXC Global и IT_One на момент публикации материала не ответили.
После выхода материала Екатерина Гончаренко, глава Employer Branding Luxoft в Россие, на запрос Forbes сообщила, что компания готовится к выходу с ырнка и продолжает предоставлять услуги клиентам, чтобы полностью выполнить обязательства до выхода с рынка. Информацию про переход сотрудников в IT_One она назвала «недостоверной». На просьбу четко опровергнуть информацию про переход сотрудников или наличие каких-либо связей с IT_One глава глобального маркетинга Luxoft Сергей Карась ответил: «Мы сейчас прорабатываем различные сценарии ухода из РФ и не може их комментировать, так как это может нанести удар как по нашим клиентам, так и сотрудникам».
Через три дня после публикации материала материнская компания Luxoft, американская DXC Technology, также отреагировала на публикацию. В компани заявили, что гордятся решением уйти с росийского рынка, «которое было принято в результате нападения на Украину и агрессивной политики российского правительства по отношению к ней». DXC «оперативно выполняем план выхода с рынка, действуя в соответствии с местным законодательством и договорными обязательствами, а также придерживаясь нашей внутренней культуры этики». Поэтому в компании оскорблены намеками на то, что выход из России происходит каким-либо другим образом, и отрицают подобные утверждения.
Предположение, высказанное в статье Forbes о том, что DXC (или еe дочерняя компания Luxoft) никуда не уходит с рынка России или работает с аффилированной компанией, является заведомо ложным. DXC - публичная компания, которая гордится своей культурой и соблюдением этических норм. Вывод о том, что наш выход с российского рынка происходит не так как подобает, является ложным.
Обновлено, 31.03.2022: добавлены комментарии представителей российского офиса Luxoft и материской компании DXC Technology.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.