Категория
Лидерство
Дата

«Украинцы одновременно закрыты для незнакомцев и ориентированы на отношения». Интервью с профессором Эрин Мейер о том, как национальные культуры влияют на бизнес

Ерін Меєр /Фото с сайта erinmeyer.com/Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

Писательница и профессор бизнес-школы INSEAD Эрин Мейер Фото Фото с сайта erinmeyer.com/Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

В Великобритании недопустимо напрямую выражать несогласие, а испанцы не переносят молчания на встречах. Таких деталей в национальных культурах – сотни. Нужно ли предпринимателю обращать на них внимание? Да. Это необходимо для выживания бизнеса на новом рынке, убеждена писательница и профессор Эрин Мейер.

Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.

Экспансия украинских компаний набирает обороты. В 2022 году львовская Intellias открыла офисы в Польше, Болгарии, Испании, Хорватии и Португалии. На очереди – Индия и Колумбия. Украинская глобальная IT-компания ELEKS создала центры разработки в Хорватии и Польше. Рынок последней с 2023 года штурмуют стриминг Megogo и monobank. 35% выручки креативного агентства banda приходится на зарубежные рынки, в основном США.

В ходе экспансии следует учитывать не только законодательную и бюрократическую специфику новых стран. Решающую роль может сыграть культура. Игнорируя культурные особенности страны, легко оскорбить клиента, партнера и демотивировать команду, утверждает Эрин Мейер, 51.

Писательница и профессор бизнес-школы INSEAD Мейер изучает культурные различия и масштабы их влияния на бизнес с 23 лет, с тех пор как преподавала в школе в Африке. Позже Мейер переехала во Францию, где собственными глазами увидела отличия местной бизнес-культуры от американской.

В 2014 году Мейер выпустила книгу «Культурная карта». В ее основе – идея, что главные культурные различия сводятся к восьми измерениям. Каждую новую для бизнеса страну можно проанализировать по этим осям, сравнить с родным и понять, к чему готовиться.

«Украинцы одновременно закрыты для незнакомцев и ориентированы на отношения». Интервью с профессором Эрин Мейер о том, как национальные культуры влияют на бизнес /Фото 1

Forbes поговорил с Эрин Мейер о том, на что влияет культурная специфика, как компаниям ее исследовать и какие черты присущи украинской культуре.

Как выглядит украинская бизнес-культура и чем отличается от других

На что в бизнесе оказывают непосредственное влияние культурные различия разных национальностей? Чем мы рискуем, игнорируя их?

Работая с людьми из разных стран, проще всего предположить, что причина происходящего – их личности. Однако в ходе многочисленных исследований я увидела: люди мотивированы разными вещами, они по-разному коммуницируют, анализируют и строят взаимоотношения. Не понимая культурные отличия, можно случайно разозлить клиента или демотивировать команду. Думаю, это очень важно.

В мире, где люди работают в Zoom-среде, это еще важнее. До пандемии мы больше путешествовали и видели другие страны, людей в них и контекст их поведения. Это помогало понимать, что культурное, а что личностное. Окей, этот человек общается очень прямо, но так говорят все вокруг. Так что дело не в наших отношениях, это культура. В среде, где все в экранах, нет контекстуальных подсказок, что культурное, а что личное. Поэтому мы воспринимаем как личное все.

У нас много контента без контекста. Поэтому мы попадаем в большее количество ловушек.

Можете ли вы вспомнить кейс, когда принятие во внимание культурных различий было полезно для бизнеса или карьеры?

Это история Ольги – украинки, переехавшей в Западную Вирджинию и устроившейся HR-директором в американскую компанию.

Ольга сказала мне: сталкиваясь с проблемой на работе, в Украине вполне нормально сказать: «Это проблема». Если кто-то делает что-то, по-вашему, бесполезное для бизнеса, нормально сказать об этом и посоветовать, что улучшить.

Ольга очень удивилась, когда начала руководить командами в США. Она рассказала о коллеге, которая отвечала за выплату зарплаты. Чеки часто были с ошибками – например, на неправильное количество средств – и сотрудники были фрустрированы. Ольга пригласила коллегу в офис и сказала: «Мы не можем позволить себе таких ошибок».

В следующем месяце проблема возникла вновь. Менеджер написал Ольге email: «Это немедленно должно измениться, такого больше не должно быть!» Ольга удивилась, почему письмо получила не Кэти – сотрудница, выписывающая чеки? Она ответила боссу, добавив Кэти в копию письма, и написала: «Вы правы, это недопустимо и этого больше не повторится».

В обоих случаях босс Ольги подходил к ней и говорил: «Ольга, ты не можешь так общаться с людьми! Неправильно ставить Кэти в копию, если ты говоришь что-нибудь негативное о ее работе кому-то другому». Он добавил, что вместо слов вроде «должна» лучше использовать «может» или «стоит».

Поведение Ольги демотивировало команду. Кэти стала искать новую работу.

Это интересный кейс о том, как приемлемый в Украине стиль предоставления фидбека расстраивал сотрудников в Америке.

Вы встречали других украинских предпринимателей или команды, кроме Ольги?

Да, есть пример от студента из программы Executive MBA. В «Культурной карте» есть концепция «кокосов и персиков». В «персиковой» культуре – это, например, Америка – люди более дружелюбно настроены по отношению к незнакомцам. А «кокосы» – культуры, люди в которых привыкли держать незнакомцев на расстоянии, как в Украине.

В июле 2022 года Андрей работал в Америке. Коллега подарил ему книгу «Как построить доверие с людьми, если ты интроверт». Андрей, считающий себя сильным экстравертом, удивился, а американец объяснил: «Ты работаешь в продажах, и, учитывая твою личность, это может быть тебе полезно».

Он увидел, что привычка быть несколько закрытым к незнакомцам в США воспринимается как отсутствие навыка общения.

Эрин Мейер /с личного сайта erinmeyer.com

Эрин Мейер Фото с личного сайта erinmeyer.com

К каким выводам относительно украинской культуры вы пришли, основываясь на этих примерах?

За последний год Украина часто появлялась в новостях, но большинство до сих пор немного знает о ее бизнес-культуре. До войны, вероятно, преобладало бы предположение, что украинская культура похожа на российскую, но сейчас никто так не думает. Мы видим грандиозные отличия в том, как управляются ваши государства, как выглядит лидерство и т.д.

Европейцы и американцы в последнее время ощущают немалую эмпатию к вашей культуре. Поэтому мы считаем, что вы похожи на нас, и не задумываемся о культурных различиях, работая с украинцами. Хотя они есть.

Что мы знаем об украинской бизнес-культуре? Она высококонтекстуальная. Не произнесенные и не сказанные вещи важны. Смесь важности непроговоренных вещей с прямым отрицательным фидбеком, типичным для вашей культуры, может сбить с толку представителей многих стран.

Это культура, ориентированная на отношения. Это также смущает, поскольку при этом Украина принадлежит к «кокосовым» странам. Вы одновременно закрыты к незнакомцам и ориентированы на отношения. Иностранцам это непросто понять. Мы должны посвятить время, чтобы сблизиться и построить отношения.

Полезный для ваших читателей вывод – стоит задуматься, насколько уникальна украинская бизнес-культура, чем она похожа и отличается от других культур мира.

Баланс корпоративной и локальной культур

Когда вам впервые пришла в голову идея исследовать и изучать культурные различия стран в контексте бизнеса? С чего начался интерес?

В 23 я переехала в Ботсвану и преподавала в старшей школе. Я наблюдала, насколько стиль преподавания отличался от стиля в моей стране и как из-за этого детей мотивировали совершенно разные вещи. То, что считалось бы недопустимым в США, в Ботсване имело мотивационный эффект. И наоборот. Тогда я впервые задумалась об этом.

Позже я переехала во Францию и увидела, как отличаются процессы построения доверия здесь и в Америке. Люди проводят время вместе за кофе или обедом, вообще не обсуждая работу. Участвуя в таких ритуалах, они становятся приоритетными для коллег: те начинают сразу отвечать на их письма. В культуре США людей, проводящих время таким образом, считают непрофессиональными или ленивыми.

Я заинтересовалась феноменом психологии группы и тем, как он влияет на эффективность работы в международной среде.

Вы работали над книгой «No Rules Rules» о Netflix с Ридом Хастингсом. Какие инсайты о влиянии культурных различий на бизнес вы получили? Чему учит нас кейс Netflix?

Я начала работать с Netflix в 2015 году. Тогда они еще были американской компанией, готовившейся к большой международной экспансии. Netflix вышел на рынок 132 стран в один январский день в 2016 году.

Чтобы подготовиться к этому, мы проанализировали организационную культуру компании по системе «Культурной карты». Смотрели, как выглядела культура организации по сравнению с культурами стран, в которые она входила. Например, один из принципов Netflix – честный фидбек. Мы проверяли, как это будет работать в разных странах. Нидерланды – достаточно хорошо, Сингапур – сложнее, Токио – еще сложнее.

Прямой фидбек являлся фундаментальным элементом успеха Netflix. Лидеры компании не хотели отказываться от этого нюанса. Они решили, что будут менять другое: к примеру, будут становиться более ориентированными на отношения. Но они все равно будут действовать в Японии и Бразилии так, как действуют в Калифорнии.

«Украинцы одновременно закрыты для незнакомцев и ориентированы на отношения». Интервью с профессором Эрин Мейер о том, как национальные культуры влияют на бизнес /Фото 2

В «No Rules Rules» Рид Хастингс и Эрин Мейер исследуют, какую роль сыграла корпоративная культура Netflix в превращении локальной американской компании в глобального гиганта с 220 млн подписчиков.

Особого успеха это не имело и создавало агрессивную профессиональную среду, в которой местные жители не хотели работать. Netflix изменили подход. Они сказали: хорошо, наша цель – стимулировать людей давать друг другу как можно больше открытого фидбека. Как сделать это в разных странах?

Ответ – говорить с представителями этих стран. Спрашивать, что мы должны сделать в Бразилии, чтобы стимулировать постоянный фидбек, какие методы будут работать?

Netflix использовали разные действия и поведение в разных странах, но принцип – искренний фидбек – оставался одинаковым. Так что мой главный инсайт таков: сохранять аутентичную организационную культуру можно повсюду. Главное – оставлять ключевой принцип, адаптируя поведение к локальному рынку.

Что делать, если фундаментальный принцип компании – скажем, прямая коммуникация – вообще не присущ рынку? Как примирить локальную и корпоративную культуры?

Первое, что следует сделать, – найти людей, которые могут взять на себя роль культурного моста. Вы хотите заниматься аутсорсом в Индии, продавать что-то в Швеции, договориться о совместном предприятии в Аргентине? Что бы это ни было, вам необходим кто-то местный, кто будет давать советы относительно «человеческой» стороны бизнеса. Кто-то, кому вы сможете сказать: «Я думала о таком подходе в данной ситуации – как думаешь, сработает?» или «Им не понравилось, как я показала несогласие на встрече! Это было уместно?» Без советника вы, вероятно, потратите много времени и денег.

Второе – изучите настолько много о поведении в этой культуре, насколько можете. «Культурной картой» я хотела показать, что национальные культуры можно исследовать и сделать полезные выводы. Например, увидеть, что определенная культура более гибкая в планировании, поэтому нужно быть готовым, что какие-то вещи сойдут с повестки дня. Следует подумать о расстоянии между вашей культурой и культурой страны, в которую вы заходите.

Сотрудничая с людьми, открывая новый офис или предприятие, нужно задавать много вопросов – со смирением и интересом. Следует говорить о собственной культуре шутя. Я всегда использую положительные слова для описания другой культуры и скромные или даже отрицательные для описания своей. «Вы столь дипломатичны, а мы так прямолинейны! Если я слишком прямая, пожалуйста, говорите мне».

Давайте возьмем случай Ольги. Она могла бы сказать: «Да, действительно, мы в Украине можем быть такими прямолинейными и грубыми!» Кэти не воспринимала это лично, зная, что это культурная специфика, а в коллективе могли бы шутить вроде: «Эй, Ольга, ты опять это делаешь!»

Когда начинаешь диалог, все в команде могут говорить и шутить об этом. Это прекрасно – изучать мир с помощью друг друга, просто работая вместе.

Приемы и инструменты. Как исследовать культурные отличия нового рынка

Культурные различия – целый спектр. Не все ведь влияют на бизнес? Какие стоит учитывать особенно – можем ли сформулировать топ-3?

Давайте посмотрим на процесс переговоров. На какие культурные особенности следует обращать внимание?

Построение доверия. Люди строят доверие, основываясь на работе или на взаимоотношениях. Если вы обсуждаете соглашение в стране, ориентированной на отношения, – как Румыния, например, – следует провести время вместе, выпить кофе, сформировать связи. В это время строится доверие. Основываясь на нем, переговоры с большей вероятностью будут успешными.

Если вы работаете в культуре, ориентированной на работу, – например, Скандинавии, – инвестировать усилия в совместные обеды не стоит. Это сочтут пустой тратой времени. Доверие формируется не на фундаменте личных отношений, а на надежности, качественном товаре и эффективности.

Выражение несогласия. В некоторых культурах – в Израиле, Нидерландах, Франции, Польше – абсолютно нормально сказать на встрече: «Я не согласна с тобой». Четко выражая несогласие, мы показываем честность и прозрачность, и собеседники также могут открыто не соглашаться.

В других культурах – в частности, в Великобритании – формулировка «Я не согласен» сведет переговоры на нет. В таких культурах используют специфическую лексику для понижения градуса и смягчения мнения. Британцы скажут что-то вроде: «Возможно, вы могли бы посмотреть на это с другой стороны?» В их культуре много усилий уходит на смягчение несогласия, чтобы человек, на которого оно направлено, не ощущал атаку.

Комфорт с тишиной и молчанием. Недавно я исследовала, насколько комфортно представители разных культур выдерживают тишину. В Финляндии участники спокойно сидят на переговорах, где все молчат. Если вы – человек, нуждающийся в заполнении паузы разговором, рискуете проиграть переговоры.

У украинцев достаточно высокая толерантность к тишине на митингах. Не такая, как в Финляндии, но точно выше, чем в Испании или Португалии. В этих культурах людям дискомфортно в молчании любой продолжительности. Если ты не умеешь перебивать и сидишь тихо, не скажешь многое. В результате не образуется эмоциональная связь с партнерами.

Какие исследования и инструменты следует использовать, изучая новый рынок перед экспансией?

Кроме моей книги? (Смеется.) К сожалению, написано не так много. Я бы предложила изучить все возможное по восьми культурным измерениям: как люди коммуницируют, дают фидбек, видят лидерство, принимают решения и т.д. И даже если вы не знаете точно, какие, например, хорваты, полезно понимать, на что вообще обращать внимание.

Для украинских предпринимателей, желающих быть успешными на международном рынке, это задача №1: знать восемь осей поведения и понимать, где на них находится Украина. Тогда во время бизнес-поездок они автоматически будут располагать новые для себя культуры по этим осям. Не думаю, что можно посоветовать что-нибудь лучше, чем выучить измерения, держать в голове и использовать на практике.

Словом, в итоге все можно свести к тому, что следует мыслить критически, уважать другие культуры и быть беспристрастным?

Именно так. Смирение и любознательность. Всегда следует слушать, прежде чем говорить, и учиться, прежде чем учить.

«Украинцы одновременно закрыты для незнакомцев и ориентированы на отношения». Интервью с профессором Эрин Мейер о том, как национальные культуры влияют на бизнес /Фото 3

«Если вы не понимаете культурные различия, с которыми работаете, можно случайно разозлить клиента или демотивировать команду».

Украинские компании открывают новые офисы за границей. Команды там состоят из эвакуированных украинцев и «локалов». Как культивировать сильнейшие проявления синергии, а непродуктивные – контролировать?

Я бы посоветовала инструмент «Культурной карты». Мы можем дать вашим читателям бесплатную ссылку на него. Тул позволит кликнуть на страны, с которыми они работают, и увидеть их место на культурной карте. Украина есть в этом списке.

Инструмент также позволяет создать персональную карту и увидеть свой стиль ведения бизнеса. Эту карту можно сопоставить с культурными картами стран, с которыми вы работаете, и, как я всегда шучу, понять, живете ли вы в правильной стране.

Когда вы собираете команду людей из разных стран, стоит поскорее встретиться, изучить карты всех стран, с которыми вы работаете, сделать личные карты и сопоставить всю информацию. Если проводить такие разговоры заблаговременно, люди осознают, что происходят из разных стран по всему миру, и готовы быть открытыми в этом отношении.

Если сразу переходить к делам, культура может проявиться неожиданно и удивить нас, приводя к неэффективности.

Как управлять конфликтами, появившимися на почве культурных различий?

Когда речь заходит о том, как в компании принимают решения или планируют встречи, необходима сильная организационная культура. Вспомните шкалу принятия решений. На ней есть страны вроде Швеции или Нидерландов, где решения принимаются консенсуально в течение длительного времени, а лидер фасилитирует процесс. В Украине, например, процесс принятия решений более быстрый и достаточно гибкий.

Представим себе, что вы объединяете в команде людей из Дании и Украины. Лидер команды должен четко сказать: «Я понимаю, что вы происходите из культур, где решения принимаются по-разному. Но в этой команде мы будем принимать их так».

Иногда недостаточно быть открытым и беспристрастным. Эти черты необходимы в коммуникации – в предоставлении фидбека и выражении несогласия. Но когда речь идет о чем-то более структурном, как планирование встреч и принятие решений, следует определить четкие командные правила.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине