Жанна Кадирова /из личного архива
Категория
Жизнь
Дата

Мы просто добываем евро из земли. Как художница Жанна Кадырова превращает символы и последствия войны в оружие для ВСУ

В войну Жанна Кадырова переизобрела роль художника. В начале вторжения искусство казалось ей ненужной иллюзией. Мнение изменилось, когда своими проектами Кадырова заработала для армии более €200 000 Фото из личного архива

В войну Жанна Кадырова переизобрела роль художника. В начале вторжения искусство казалось ей ненужной иллюзией. Мнение изменилось, когда своими проектами Кадырова заработала для армии более €200 000. Как это – перевести искусство на военные рельсы

27 февраля 2022 года я должна была лететь во Францию, чтобы создать инсталляцию на участке частного виноградника. Проект отменили. Когда предложили возвратиться к нему, отказалась. Пока война не закончится, не занимаюсь проектами, не относящимися к Украине.

Мы уехали из Киева двумя машинами. Отправили маму в Германию. Я и мой соавтор Денис ездили по Закарпатью и спрашивали, не сдаются ли дома. На пятый день нашли дом в селе Березово.

Работать было необходимостью, чтобы не поехала крыша. Единственное, что мы умеем делать – искусство. Хотя тогда казалось, что 20 лет моей работы – просто призрак. Искусство и война – полярные вещи. У меня была серия «тортов» из строительного мусора. Я подрезала демонтированные полы и стены – и получались слои: клей, цемент и т.д. В разрезе это похоже на слоеный торт. Мы решили делать и продавать эти «торты», чтобы собирать средства на помощь. Но еще до того, как найти дом, увидели на берегу реки камень в форме паляницы – и придумали серию «Паляница».

Каждый день Денис пилил, я искала камни. Это целый процесс, в котором задействовали местных жителей. На реку ходили с дочерью хозяина, а он привозил камни мотоблоком.

Режиссер Иван Сауткин снял о нас фильм, который я показываю на выставках рядом с «Паляницей». В фильме – наша реальность. Смотрю на это и не понимаю: как мы могли существовать и что-то делать?

В конце марта я провела выставку «Паляница» для новых друзей и семьи из Березового. Когда были опубликованы первые фото, к работам было много интереса. То, что было в Березовом, уехало в Японию. Сделали серии для Венеции и Берлина. Одна из первых «паляниц» отправилась в Бухарест.

Я прошу за «паляницу» столько, сколько она весит: трехкилограммовый камень стоит €3000. Когда деньги начали поступать, мы покупали что-нибудь для армии. Например, дрон за €9500. Это вселило новую веру в искусство.

Сейчас большой интерес к украинскому искусству. В январе в Ганновере открылась моя ретроспектива. Первоначально она была запланирована на апрель. Когда мне предложили открыть ее раньше, я поняла: нужно заполнить девять залов за три месяца. Это невозможно! Но стратегически важно было сделать как можно раньше, чтобы привлечь больше внимания к Украине. Поэтому мы доложили свои деньги и сделали.

Проект «‎Паляница» /Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Проект «Паляница», 2022 Фото Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Проект «‎Паляница» /Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Проект «Паляница», 2022. Венеция, Италия Фото Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Проект «‎Паляница» /Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Проект «Паляница», 2022. Галерея Кенига, Берлин, Германия Фото Фото с официального сайта художницы kadyrova.com

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Война – очень персональный опыт. Кого-то убивает, кого делает сильнее. «Паляница» – мой самый успешный проект, 30 выставок по миру. Я была бы счастлива, если бы он не родился.

Многие хотят помочь, но не имеют ресурса. А мы просто добываем евро из земли. Обычно не люблю делать одно и то же, не продолжаю серии бесконечно. Но это реальная помощь.

Ездить в прифронтовые зоны не страшно. Люди там хотят отблагодарить тебя за помощь и внимание. Угощают, рассказывают, показывают. Нас брали на огневые позиции – это интересно увидеть.

Летом я ездила по Киевской области. Видела разрушенные села, воронки от авиабомб по 8 м глубиной. Все цвело, а из трав торчали обгоревшие поломанные деревья, вокруг – воронки, вместо построек – кирпич. Когда деоккупировали Харьковщину, мы отправились в село Куриловка неподалеку от «нуля». Были слышны бои.

Я начала там проект «Беженцы»: забирала комнатные растения из разрушенных помещений и выхаживала. Делала фото, в каком состоянии их нашла: в обгоревших вазонах, вымазанные копотью, со стеклом в горшках – и так выставляла. В проекте – цветы из медицинского центра Куриловки, херсонской библиотеки и школы Богдановки.

Военные отвезли нас в поселок городского типа с целой улицей девятиэтажек. Под каждым подъездом – халабуды из рубероида, ковров, линолеума или старых шкафов. Нет связи, интернета, электричества. В XXI веке люди готовят на огне. Бегают дети. Впереди – зима.

Человек, выросший в цивилизованном обществе, не может представить, что такое может быть не в кино. Это уничтожение.

Идеи приходят и во сне. Нет такого, чтобы я пила чай с двумя ложками сахара и мозг заработал. Накапливаю впечатления и визуальные образы, иногда очень мощные: разрушенные села, дома культуры, а провода висят, как гирлянды.

Надеемся на лучшее, но отдаем себе отчет, что каждый день может быть последним. Думаю, все это приняли. Люди рискуют жизнью, спасают, помогают. А рядом разворовывают гуманитарку. Ничего нового об украинцах я за войну не узнала.

Не строю планы на после победы. Живу от проекта к проекту. Будет победа – появятся планы.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине