PinchukArtCentre Prize – национальная премия для украинских художников в возрасте до 35 лет – в седьмой раз объявила победителей. Главный приз 370 000 грн получила работа об утопической жизни, еще три художника получили специальные награды по 60 000 грн. Каких художников наградили и о чем говорят их работы
С началом вторжения художница и режиссер из Мелитополя Дана Кавелина хотела отказаться от художественной практики. «Искусство мне показалось излишком мира, – рассказывала Кавелина на ютуб-канале PinchukArtCentre. – Мне казалось, когда нет самого необходимого, этому излишку нет места». Но она обнаружила уникальную вещь, которую можно сделать только на поле искусства, – представить утопию.
25 апреля ее видео об утопическом мире будущего «Не может быть такого, чтобы ничего нельзя было вернуть», получило главную награду 7-й Премии PinchukArtCentre – 370 000 грн. Работа автоматически вошла в список номинантов международной премии Future Generation Art Prize 2023, главный приз которой составляет $100 000. Кроме того, видео Кавелиной презентуют на Венецианской биеннале.
Работа Кавелиной – часть представленной в PinchukArtCentre выставки «Объединенные». Над ней с декабря 2021-го работали 18 художников-номинантов 7-й Премии PinchukArtCentre и две кураторки – Ксения Малых и Александра Погребняк.
Кроме главной премии номинанты конкурировали за две специальные премии по 90 000 грн. Однако приз разделили между тремя художниками. Николай Карабинович, Антон Саенко, Екатерина Лысовенко получили по 60 000 грн. Каждому лауреату PinchukArtCentre предложит поддержку художественному развитию – с изготовлением произведения искусства или предоставлением резиденции.
В этом году жюри хотело наградить всех, говорил арт-директор PinchukArtCentre Бьорн Гельдхоф на церемонии награждения. Вложенная энергия и усилия художников поразили международных судей. Они решили наградить как можно больше авторов, а словесно отметить со сцены каждого.
В состав жюри премии вошли: арт-директор PinchukArtCentre Бьорн Гельдхоф, украинская художница, писательница и фотограф Евгения Белорусец, куратор Французского павильона 58-й Венецианской биеннале Марта Кирценбаум и директор M KHA Барт де Баре. Последний – сокуратор выставки «Когда вера двигает горы» – первой открытой во время вторжения экспозиции в PinchukArtCentre.
Жюри рекомендовало организаторам Премии PinchukArtCentre включить в список номинантов международной премии Future Generation Art Prize 2023 не только работу Кавелиной, но и трех других лауреатов премии.
Приз зрительских симпатий и 37 000 грн получил Михаил Алексеенко.
Выставка с работами 18 художников будет работать до 30 апреля 2023 года.
О чем рассказывают работы победителей
«Не может быть такого, чтобы ничего нельзя было вернуть»
Дана Кавелина
Денежный приз: 370 000 грн
В самые темные времена очень важно представлять утопии, убеждена Кавелина. Художница создала научно-фантастический фильм об утопическом будущем. Вместо товарно-денежных отношений и принудительного труда они исследуют прошлое и пытаются понять, почему раньше происходили акты насилия. В итоге они воскрешают всех погибших во время российско-украинской войны.
«Самый важный в фильме момент для меня – это воскрешение мертвых, – говорит художница. – Я искренне думаю, что это возможно и что, наверное, нам придется за это бороться».
«Здесь и там. Концерт для органа, струнных и литавров»
Николай Карабинович
Денежный приз: 60 000 грн
В пустыне сидит женщина. Она словно репетирует что-то на воображаемом фортепиано, но, несмотря на желание услышать звук инструмента, слышно только гудение ветра.
На видео – мама художника «играет» на воображаемом органе «Концерт для органа, литавр и струнных» Франсиса Пулена. Так Карабинович показывает трагедию людей в эмиграции – их голоса остаются незамеченными из-за якобы незначительности по сравнению с ужасами войны.
«Краеобраз»
Антон Саенко
Денежный приз: 60 000 грн
Белое пространство с прямоугольным отверстием в стене. В нем – тьма другой комнаты. Оттуда слышны звуки фортепиано и как кто-то напевает стихотворение репрессированного советской властью украинского поэта Василия Стуса: «Нехай горить трава по осені…».
«Это новый пейзаж Саенко, – говорила сокуратор выставки Ксения Малых на ее открытии. – Мы не знаем, есть ли там автор, кто сейчас играет, и в стихотворной форме дает нам вход в пейзаж». Сам Саенко считает, что пейзаж создать невозможно. Попытки обуздать природу завершаются одинаково: фигура художника терпит поражение, сливается с окружающей средой и становится частью пейзажа, говорится в описании работы.
«Я невозможн_а без тебя»
Екатерина Лисовенко
Денежный приз: 60 000 грн
В триптихе Лисовенко использует образы трех мифологических персонажей: Медузы Горгоны, Минотавра и Кентавра. Антагонистов здесь объединяет одно – они борются, потому что защищают своих близких.
Напротив картин – стул с надписью на сиденье: «Место героя всегда свободно и всегда пусто». «Художница оставляет место для героя или героини, которых каждый здесь определяет самостоятельно», – говорила на открытии выставки ее куратор Александра Погребняк.
«Обломки»
Михаил Алексеенко
Денежный приз: 37 000 грн
Достаточно большой зал, посреди которого стоит рюмка. Она разбилась, но ее склеили из обломков хрусталя. На стене – видео, где художник возвращает крошечным частицам вид почти цельного изделия. Алексеенко нашел разбитую рюмку в Буче и попытался ее реставрировать. Когда последний кусок хрусталя присоединяется к склеенным частям рюмки, экран гаснет. Видео начинается снова.
Обломки – попытка Алексеенко задокументировать преступления россиян в деоккупированных районах Киевщины. Художник снимал последствия оккупации и наблюдал, как местные наводят в домах порядок, несмотря на то что некоторые дома были существенно повреждены.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.