Вторжение открыло украинскому креативному классу окно возможностей. Кто им воспользовался и в каких сферах культурной жизни мира Украина получает место за мировым столом?
Говорим по-украински
Американка Элисон Рочфорд, 29, смотрит выступления Владимира Зеленского с первого дня вторжения, чтобы понимать новости из перспективы украинцев. В марте 2022 года Рочфорд начала изучать украинский язык. Американка регулярно встречает людей со всего мира, которые тоже заинтересовались украинским после 24 февраля. «Знаю американца, который живет в Украине 20 лет и только недавно начал изучать язык», – говорит британец Дэниел Брумфилд, 33. Он переехал в Украину в 2013-м и уже говорит свободно.
Сразу после вторжения более 1,3 млн человек начали изучать украинский в Duolingo, говорит старший редактор ресурса Синди Бланко. Она добавляет, что с 2023 года русский язык вышел из топ-10 самых популярных языков Duolingo. «Пользователи не только хотят учить украинский – они больше не хотят учить русский», – говорит Бланко.
Рост спроса на украинский был заметен и в Google Trends, говорит СЕО и соучредитель платформы для изучения языков Promova Андрей Скрипник. «Пик пришелся на период с 13 февраля 2022-го по 9 апреля, когда количество запросов достигло 16 000», – добавляет он. Команда Promova обновила собственный курс украинского, рассчитанный на иностранцев. Он не только учит языку, но и рассказывает о важных символах и мемах Украины: Щедрик, самолет «Мрия», борщ.
Активно учат украинский в странах, которые принимают больше всего переселенцев, свидетельствует статистика Duolingo. К примеру, в Германии количество студентов через несколько недель после 24 февраля возросло на 1600%. В США украинский язык с 36-го места по популярности у Duolingo поднялся на 22-е. «Прыжок на 14 позиций – такого мы не видели», – говорит редактор Duolingo.
Бланко вспоминает письмо от 50-летней американки, которая предоставила убежище семье украинцев и беспокоилась, что ее знание языка несовершенно. «Я дала ей несколько подсказок, – говорит Бланко. – И добавила: украинцы вас не будут осуждать, если вы перепутаете род какого-нибудь предмета».
Рочфорд – посол платформы UNITED24. Она собирает деньги на оборону. Ее цель – $10 000 ко дню рождения 26 августа. Благотворительность и изучение украинского для нее – способ борьбы с Россией. «С первого дня, когда я начала учить язык, ощущаю необходимость продолжать», – говорит Рочфорд.
Одеть мир
В 2023-м концертный тур Бейонсе Renaissance посетило более 1,6 млн человек. Все они увидели серебряное канотье (шляпку) бренда Ruslan Baginskiy. «В Украине есть группа всемирно известных дизайнеров. Руслан Багинский – №1», – говорит дизайнер Иван Фролов. Его платье в 2023 году также надевала Бейонсе. Еще один важный эпизод в экспансии Фролова – костюмы для клипа Iʼm Not Here To Make Friends певца Сэма Смита.
Вторжение заставило украинских дизайнеров внимательнее приглядеться к иностранным рынкам. После 24 февраля 90% локальных продаж исчезло, вспоминает Фролов. Сейчас 70% заказов – из-за границы, а общее количество продаж выше, чем до вторжения. Самые популярные рынки Фролова – США, Великобритания и ОАЭ. Головные уборы Ruslan Baginskiy представлены в ритейле 20 стран.
Кутюр под обстрелами. Расшитое кристаллами платье для выступления Бейонсе у FROLOV создавали во время блекаутов, осенью 2022-го. Фото Getty Images
В феврале 2023 года свои коллекции в Лондоне презентовали Юлия Паскаль, Иван Фролов и Ксения Шнайдер, последняя в июле этого года выпустила коллаборацию с Аdidas.
«Мы ценим украинцев за эстетику – они превращают обычные вещи в чрезвычайные с помощью уникальных деталей», – говорит директор департамента баинга онлайн-ритейлера Moda Operandi Марк Рофски. Здесь представлены Gunia Project, GUDU, Hvoya, Anna October, Bevza и Sleeper.
«Удержать иностранные рынки сложно», – разводит руками Фролов. Без авиасообщения становится дольше доставка, а из-за постоянных обстрелов покупать одежду и аксессуары у украинцев рискованно. В начале вторжения сохранить контракты было непросто, говорит Багинский. «Это высококонкурентный рынок, всех волнует только результат, – добавляет он. – Хотя когда рассказываешь об этом всем в Париже, в ответ всегда слышишь: «Мы бы так не смогли».
Не только борщ
6 августа 2023 года, Корнбери Парк в британском Оксфордшире, фестиваль Wilderness. Шеф-повар Оля Геркулес, 39, готовит ужин на 800 человек. В меню – южноукраинские блюда: кабачки на гриле с соусом «льок», печеная капуста с пастой из семян подсолнечника. «Традиционные техники мы интерпретировали в современном стиле, – говорит Геркулес. – Всем понравилось».
Украинская гастрономия распространяется с эмигрантами с конца XIX века, говорит украинский антрополог Марианна Душар. «Повсюду, где они поселялись, открывались пекарни и мясные, – добавляет она. – Так начинали нью-йоркская «Веселка» и Kramarczukʼs sausage company в Миннеаполисе – оба бизнеса работают с 1954 года».
Украинцы в Дубае. YOY Жоржа Пионова в ОАЭ – не только ресторан, но и культурный хаб. Там проходят дипломатические встречи, концерты и работает сувенирный магазин. Фото предоставлено Expolight
За время вторжения за границей открылось по меньшей мере 10 ресторанов украинской кухни, говорит шеф-повар Юрий Ковриженко. «Сейчас их несколько десятков, – добавляет совладелец ресторанной компании Moderza Жорж Пионов. – Скоро будем считать сотнями».
Первой ласточкой стала Mriya Neo Bistro, которую Ковриженко и Ольга Цибитовская открыли в Лондоне в августе 2022-го. Сначала телефон разрывался от запросов на бронирование – они были почти на три месяца вперед, вспоминает Ковриженко.
За Mriya Neo Bistro появились «Рута» в Вашингтоне, Babusya REY в Токио, YOY в Дубае. Последнее – заведение Пионова, у которого уже в ОАЭ два ресторана Argentina Grill.
За рубежом открывают не только рестораны – Лилия Почкун, которая оказалась 24 февраля в Великобритании, в мае 2023 стала продавать борщ в киоске в Кембридже. Стоимость порции – £5,5. Ежедневно у нее около 12 клиентов.
В Польше продолжается предпродажа книги «Львовская кухня» Душар и историка Игоря Лиля. 6 сентября книга вышла тиражом 5000 экземпляров в издательстве Znak Literanova. В издании – более 100 рецептов: куликовский хлеб, колач, телячье жаркое, львовский лимонад «кандибал».
По вкусу ли иностранцам украинские блюда? На воркшопах Геркулес по приготовлению пельменей и вареников всегда солдауты, а на фандрейзере, который недавно провела шеф-повар, первыми закончились бутерброды с салом и квашеными помидорами. Ковриженко готовил борщ более чем в 30 странах – больше его оценили британцы, говорит шеф.
Предстоящий гастрономический тренд из Украины – гречка, убежден Ковриженко. «Это может стать украинской пастой», – считает он.
Искусство – миру
В апреле 2022-го на благотворительном аукционе Benefit for Ukraineʼs People & Culture продали картину Марии Примаченко «Моя хата, моя правда» за €110 000. Уже в мае другую картину художницы, «Цветы выросли около четвертого энергоблока», приобрели за $500 000. Покупатель – анонимный украинский эмигрант.
За время полномасштабной войны к Примаченко появился феноменальный интерес, констатирует искусствовед Эдуард Дымшиц. «Стоимость большого листа возросла с $10 000 до $25 000–30 000», – говорит он.
Искусство помогает. Натюрморт «Сад обольщения» Ивана Марчука продали на благотворительном аукционе за $120 000. Бенефициар – фонд «Вернись живым».
В июне 2022 года картина Ивана Марчука «Сад соблазна» ушла с благотворительного аукциона дома Goldens за $120 000. «Цены на Марчука возросли на 30–50%», – говорит совладелец аукционного дома Goldens Михаил Василенко. По его наблюдениям, иностранцы, начинавшие с покупки украинского искусства в благотворительных целях, перешли к созданию коллекций. Василенко приводит пример американца, который за время вторжения собрал несколько десятков картин Марчука и Анатолия Криволапа стоимостью от $30 000 до $100 000.
Работы украинских художников покупают и зарубежные музеи. «Художники говорят, запрос от институтов вырос минимум втрое», – отмечает искусствовед и руководительница ОО «Музей современного искусства» Ольга Балашова. Вот несколько примеров: труды Алевтины Кахидзе приобрел французский Le Frac, Екатерины Лысовенко – Музей Людвига в Будапеште и Музей современного искусства в Варшаве, Павла Макова – музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Цены на работы Лисовенко – около €3500, большую работу Макова можно приобрести от €30 000 до €50 000, говорит галеристка Лиза Герман.
Познакомить иностранных покупателей с украинскими художниками помогают выставки. Из величайших за время вторжения – экспозиции «В глазах бури: Модернизм в Украине 1900–1930 годы» в музее Тиссен-Борнемиса и «Калейдоскоп историй. Украинское искусство 1912–2023» в музее Альбертинум в Дрездене.
Важный сигнал – внимание доноров. Ukrainian Emergency Art Fund (UEAF) – проект ОО «Музей современного искусства» – привлек $50 000 от Фонда Энди Уорхола на стипендии для художников. «Фонд Уорхола не финансировал никого вне США до вторжения», – говорит глава фонда UEAF Илья Заболотный.
Вместе с ЮНЕСКО, выделившим $100 000, «Музей современного искусства» поддержал семь проектов – например, разработку агентством «Ухо» оперы Киево-Могилянской академии. «Строим партнерство в долгое время, – говорит Заболотный. – Фонд Уорхола уже выделил $100 000 на следующий год». Бюджет ЮНЕСКО на новый этап сотрудничества – $140 000.
Зимой 2023 Metropolitan Museum of Art признал Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского и Илью Репина украинскими художниками. Это существенная победа. «Появилось осознание, что российское не равно украинскому, – говорит Балашова. – У нас свои культура, голос и история».


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.