PinchukArtCentre и Victor Pinchuk Foundation проводят выставки в рамках Венецианской биеннале с 2005 года. В 2022-м должна была пройти экспозиция The Future Generation Art Prize – в ней участвовали бы номинанты и победители одноименной премии. Война изменила дискурс. Новая выставка, созданная при поддержке Офиса президента и Министерства культуры, была разработана за 3,5 недели и получила название «Це Україна: Захищаючи свободу»
Выставка открылась 21 апреля в здании Scuola vecchia della Misericordia выступлением Президента Украины. «Не бывает тираний, которые не старались бы ограничить искусство, потому что они видят эту силу, – заявил Зеленский в видеообращении. – Искусство может сказать миру то, что по-другому не распространить. Оно передает ощущения».
«Надеюсь, мы добились этого, – говорит куратор Бйорн Гельдхоф. – Надеюсь, наша выставка выражает то, для чего слов не хватает». Гельдхоф отбирал работы, которые не говорят напрямую о войне, но показывают ее последствия и влияние на историю Украины и будущее украинцев. Куратору было важно, чтобы художники-участники выставки жили и работали в Украине во время войны: так их отражение событий имеет подлинную глубину и сложность.
Война будет вдохновлять вас, художники, возможно, на столетие вперед, но нам не нужно ваше вдохновение через сто лет. Нам нужно ваше вдохновение сейчас. У вас есть способность вдохновлять людей, кто принимает решения, кто может спасти жизнь украинцев, отправить оружие в Украину сейчас, сегодня.
Виктор Пинчук Предприниматель, основатель Victor Pinchuk Foundation
«Це Україна: Захищаючи свободу» разделена на две части. В первую вошли монументальные работы украинцев Евгении Белорусец, Никиты Кадана и Леси Хоменко, которые перекликаются с историческими картинами Марии Примаченко, Татьяны Яблонской и иконой художника Стефана Медицкого. «Вывезти из страны исторические произведения было самым вдохновляющим моментом, – вспоминает Гельдхоф. – Они нуждались в специальных разрешениях и защите». Ускорить эти процессы помогла поддержка Министерства культуры и ОП.
Вторая часть экспозиции объединила украинских художников с иностранными. В ней представлены работы Марины Абрамович, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона, JR, Такаши Мураками и Бориса Михайлова. Херст создал картину «Небо над кукурузным полем» специально к выставке. На ней – бабочки, символ трагедии и надежды, устроились на полотне цветов украинского флага. А Мураками написал работу «Украина: Война и мир» в 2015 году, отреагировав на аннексию Крыма и оккупацию части Донецкой и Луганской областей.
С какой эмоцией должны покидать выставку гости? «Экспозиция – о защите не только нашей, но и вашей свободы, – объясняет Гельдхоф. – А выживание нужно заслужить не только оружием, но и возможностью свободно мыслить, рефлексировать и быть критичным даже во время войны».
С 24 февраля Евгения Белорусец, оставшаяся в Киеве, вела военный дневник. До 4 апреля она обновляла его каждый день, в надежде, что завтра война закончится и эта запись станет последней.
Никита Кадан, «Трудности профанации II», 2015–2022
Первую версию этой работы Кадан создавал на протяжении первого года войны России против Украины. В ней были собраны артефакты военного времени и следы войны из Донбасса. В 2022-м к этому собранию добавили предметы, найденные в марте в Киеве. Эти объекты – свидетели российского нападения.
Леся Хоменко написала портреты воинов-волонтеров: IT-инженера, химика, юриста и художника. Их портреты Лесе отправил муж Максим Роботов, который пошел в армию.
Масштабный портрет пятилетней украинки Валерии авторства французского художника JR был развернут во Львове во время акции, посвященной трагедии Мариупольского драматического театра, уничтоженного российской армией. Эта инсталляция оказалась на обложке журнала Time.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.