Большой бизнес – это большие обязательства и малая толерантность к рискам, а значит – многоуровневые процессы. Знания о том, как структурированы подобные требования, это серьезное конкурентное преимущество для любого предпринимателя. Особенно они актуальны, когда на носу контракт с публичной компанией – для них проблемы с подрядчиком могут обернуться падением капитализации. Что же нужно усвоить?
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
Продажи и процедуры: как успешно пройти vendor assessment
Одно из наиболее уязвимых мест корпораций – выбор подрядчиков. Яркий пример: аутсорс разработки критичных технологических компонентов компанией Boeing у индийской компании за $9/час. Вне зависимости от того, являлся ли индийский аутсорс причиной поломки или нет, репутационные и финансовые последствия оказались катастрофическими.
Чтобы избежать подобного, корпорации формируют набор процедур и требований для потенциальных контрагентов. Ключевые из них: информационная безопасность, надежность и финансовая прозрачность.
Чаще всего путь к сотрудничеству с корпоративным сегментом начинается с request for proposals (запрос на предложение, RFP). Это своего рода тендер, который объявляет компания, когда ей требуется поставщик определенных сервисов или продуктов. Ключевые стейкхолдеры подобной сделки: менеджер по закупкам, команда комплаенса, юридический и финансовый департаменты.
Цикл закупок обычно включает в себя ряд проверок – vendor assessment, который включает основные критерии:
- Опыт. Нужно доказать, что вы уже справлялись с проектами такого типа. Полезные инструменты – рекомендательные письма от предыдущих клиентов, оценки на Clutch – маркетплейсе для сервисных компаний, верифицированные публичные отзывы.
- Информационная безопасность. По данным 2018 года, более половины утечек данных были прямо связаны с вендорами. Логично, что компании хотят защитить от потенциальных проблем. Стандартные требования – соответствие политике безопасности корпорации (шифрование, контроль доступов и методы защиты инфраструктуры – ключевые из них), локализация данных на серверных мощностях клиента и отсутствие доступов к данным у вендора.
- Страхование. В случае если отношения с вендором не заладятся или еще хуже – принесут убытки корпорации, у компании должна быть возможность получить компенсацию, особенно в другой юрисдикции. Значит, договор нужно будет застраховать. Наиболее популярные форматы: страхование профессиональной ответственности (professional liability insurance) и страхование общей ответственности (general liability insurance).
- KYC и финансовая прозрачность. Нужно иметь понятный источник средств, не работать с санкционными регионами и организациями, структурированную отчетность. Зачастую правила включают и раскрытие конечных бенефициаров, отсутствие работы с офшорными юрисдикциями, прохождение дополнительных верификаций банком клиента.
Все это – базис, но не исчерпывающий список. Объем требований прямо связан с индустрией потенциального корпоративного клиента и форматом ожидаемого сотрудничеств.
Что нужно знать про работу с отдельными индустриями и географиями
Существуют требования, касающиеся конкретных индустрий. Например, в финансовых технологиях есть PCI DSS, специальный комплаенс-стандарт для обработки платежных данных. Он подразумевает четыре уровня проверок, для различных типов транзакций. Если компания не соответствует определенному уровню, она не может обрабатывать данные банковских карт, а в большинстве случаев – работать с инфраструктурой финансовых технологий в целом.
Еще одна строго регулируемая сфера – здравоохранение. Для работы с медицинской сферой в США, например, критично соответствие законодательным требованиям HIPAA. Он определяет требования к обработке данных, подготовке сотрудников и порядку ликвидации инцидентов в случае утечки данных. Для продажи технологий и девайсов нужно получить одобрение от FDA. Это входной билет на рынок, без которого работать фактически невозможно. Подобные требования есть и в ЕС.
Существуют также обязательства, касающиеся отдельных юрисдикций, в которых работает компания. Например, в США нужно присутствие компании на территории страны для открытия банковского счета. В Китае – нужно локализировать хранение данных. В ЕС – следовать директиве GDPR по работе с персональной информацией. Это и барьер, и конкурентное преимущество для тех, кто умеет внедрять инновационные решения, соответствуя строгим требованиям.
Почему это важно
Благодаря пандемии спрос на аутсорс технологической разработки только вырос – компании стали охотнее работать с подрядчиками. Они больше не ограничиваются вендорами из определенных регионов. Это шанс воспользоваться возможностью и получить в клиенты крупный зарубежный бизнес. Что им стоит предложить? Самые горячие технологические тренды: оптимизация бизнес-процессов, управление данных и кибербезопасность. Особенно актуально это для бизнесов, которые перешли на удаленную работу или расширили сеть вендоров.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.