И без ZARA есть жизнь. Украинские ТРЦ заполнены арендаторами и клиентами. Почему торговая недвижимость уже не чувствует войну /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

И без ZARA есть жизнь. Украинские ТРЦ заполнены арендаторами и клиентами. Почему торговая недвижимость уже не чувствует войну

3 хв читання

Shutterstock

Во втором квартале украинские ТРЦ показали хороший результат: вакантность снижается, условия аренды возвращаются к довоенным. Украинцы охотно тратят деньги, а рантье приняли новую реальность и не ждут завершения войны завтра. Что будет с торговой недвижимостью во второй половине года

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

Через 1,5 года большой войны украинские торгово-развлекательные центры чувствуют себя очень неплохо. После массированных обстрелов и блэкаутов в начале года идет стабильный рост заполняемости торговых центров и увеличение посетителей, говорит Forbes глава исследовательской группы Украинского совета торговых центров (УСТЦ) Дмитрий Топольсков. Сейчас более 75% арендаторов имеют условия, близкие к тем, что у них были до 24 февраля 2022-го.

Похожие данные приводит директор «Украинской торговой гильдии» (УТГ) Евгения Локтионова: «Лишь 10% арендаторов имеют индивидуальные скидки на уровне 15–20% из-за существенной девальвации гривны (договоры привязаны к курсу доллара)». Цены также стабилизировались – средняя арендная плата в киевских ТРЦ начинается с $35 за кв. м, если речь идет о площади на 100 кв. м, говорит Локтионова.

Снижается и вакантность киевских ТРЦ – с начала года она уменьшилась на четыре процентных пункта и составляет 19%, добавляет директор УТГ (до войны вакантность была около 10%).

Но столичным рантье далеко до успехов коллег из западных областей. Все ТРЦ заполнены – вакантность равна 0%. «Сейчас ситуация даже лучше, чем мы могли ожидать», – добавляет ведущий эксперт Colliers Ukraine по торговой недвижимости Игорь Заболоцкий.

С начала года на Западе страны открылись три профессиональных торговых центра – ТРЦ «Вектор» в Трускавце, Park в Дрогобыче и Baobab в Луцке. Общая площадь ТРЦ в западных областях увеличилась на 30 300 кв. м.

Shutterstock

Shutterstock

В среднем в украинских ТРЦ средневзвешенная ставка аренды на обычные лоты снизилась на 6% по сравнению со второй половиной 2022 года и составляет $24 за кв. м, говорит Топольсков из УСТЦ. По его мнению, это связано с тем, что участники рынка осознали: война скоро не закончится – мгновенного возвращения к довоенным показателям ждать не стоит.

Также растет посещаемость ТРЦ: с начала года она в среднем увеличилась на 12%, подсчитали в УСТЦ. В киевских ТРЦ она составляет 380 человек на 1000 кв. м, рассказывает Локтионова.

Потратить все

Успехи ТРЦ – производная существенного улучшения потребительских настроений украинцев.

В прошлом году настроения у украинцев были пессимистичнее, в этом – больше уверенности в завтрашнем дне, говорит руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Данные официальной статистики показывают умеренное улучшение благосостояния украинцев. В своем апрельском инфляционном отчете НБУ отмечал: финансовое состояние домохозяйств оставалось сложным. В дальнейшем доходы населения будут постепенно расти вместе с активизацией экономической деятельности.

Фактические результаты ритейлеров за летние месяцы свидетельствуют, что реальность оказалась лучше прогноза НБУ.

«Во втором квартале денежные объемы расчетов украинцев в национальной терминальной сети, согласно данным Sense Bank, выросли на 28% (после поправки на сезонность на 17%)», – говорится в отчете банка. «По нашим оценкам, оборот розничной торговли в реальном выражении уже вплотную приблизился к показателям 2021 года. Это очень впечатляющий результат, учитывая тот факт, что значительная часть тогдашних потребителей до сих пор находится за пределами Украины», – прокомментировал эти данные начальник аналитического отдела Sense Bank Алексей Блинов.

Украинцы начали тратить накопленные деньги не только на товары повседневного потребления. «Мы наблюдаем рост спроса на бытовую технику и электронику, например кофемашины, бойлеры, холодильники и стиральные машины», – рассказывал и.о. директора по розничной торговле сети «Эпицентр» Дмитрий Танько. В регионах, близких к линии фронта, украинцы стали чаще покупать строительные и отделочные материалы.

На следующие полгода у украинских рантье еще более положительные ожидания. Мы прогнозируем постепенный рост RWBI, говорит Топольсков. Одним из факторов улучшения ситуации для ТРЦ является ожидаемое возобновление работы магазинов Inditex (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, P&B, Massimo Dutti), отмечают и Топольсков, и Локтионова.

Впрочем, пока неизвестно, когда и при каких условиях Inditex примет решение возобновить работу в Украине.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд