И без ZARA есть жизнь. Украинские ТРЦ заполнены арендаторами и клиентами. Почему торговая недвижимость уже не чувствует войну /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

И без ZARA есть жизнь. Украинские ТРЦ заполнены арендаторами и клиентами. Почему торговая недвижимость уже не чувствует войну

Shutterstock

Во втором квартале украинские ТРЦ показали хороший результат: вакантность снижается, условия аренды возвращаются к довоенным. Украинцы охотно тратят деньги, а рантье приняли новую реальность и не ждут завершения войны завтра. Что будет с торговой недвижимостью во второй половине года

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Через 1,5 года большой войны украинские торгово-развлекательные центры чувствуют себя очень неплохо. После массированных обстрелов и блэкаутов в начале года идет стабильный рост заполняемости торговых центров и увеличение посетителей, говорит Forbes глава исследовательской группы Украинского совета торговых центров (УСТЦ) Дмитрий Топольсков. Сейчас более 75% арендаторов имеют условия, близкие к тем, что у них были до 24 февраля 2022-го.

Похожие данные приводит директор «Украинской торговой гильдии» (УТГ) Евгения Локтионова: «Лишь 10% арендаторов имеют индивидуальные скидки на уровне 15–20% из-за существенной девальвации гривны (договоры привязаны к курсу доллара)». Цены также стабилизировались – средняя арендная плата в киевских ТРЦ начинается с $35 за кв. м, если речь идет о площади на 100 кв. м, говорит Локтионова.

Снижается и вакантность киевских ТРЦ – с начала года она уменьшилась на четыре процентных пункта и составляет 19%, добавляет директор УТГ (до войны вакантность была около 10%).

Но столичным рантье далеко до успехов коллег из западных областей. Все ТРЦ заполнены – вакантность равна 0%. «Сейчас ситуация даже лучше, чем мы могли ожидать», – добавляет ведущий эксперт Colliers Ukraine по торговой недвижимости Игорь Заболоцкий.

С начала года на Западе страны открылись три профессиональных торговых центра – ТРЦ «Вектор» в Трускавце, Park в Дрогобыче и Baobab в Луцке. Общая площадь ТРЦ в западных областях увеличилась на 30 300 кв. м.

Shutterstock

Shutterstock

В среднем в украинских ТРЦ средневзвешенная ставка аренды на обычные лоты снизилась на 6% по сравнению со второй половиной 2022 года и составляет $24 за кв. м, говорит Топольсков из УСТЦ. По его мнению, это связано с тем, что участники рынка осознали: война скоро не закончится – мгновенного возвращения к довоенным показателям ждать не стоит.

Также растет посещаемость ТРЦ: с начала года она в среднем увеличилась на 12%, подсчитали в УСТЦ. В киевских ТРЦ она составляет 380 человек на 1000 кв. м, рассказывает Локтионова.

Потратить все

Успехи ТРЦ – производная существенного улучшения потребительских настроений украинцев.

В прошлом году настроения у украинцев были пессимистичнее, в этом – больше уверенности в завтрашнем дне, говорит руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Данные официальной статистики показывают умеренное улучшение благосостояния украинцев. В своем апрельском инфляционном отчете НБУ отмечал: финансовое состояние домохозяйств оставалось сложным. В дальнейшем доходы населения будут постепенно расти вместе с активизацией экономической деятельности.

Фактические результаты ритейлеров за летние месяцы свидетельствуют, что реальность оказалась лучше прогноза НБУ.

«Во втором квартале денежные объемы расчетов украинцев в национальной терминальной сети, согласно данным Sense Bank, выросли на 28% (после поправки на сезонность на 17%)», – говорится в отчете банка. «По нашим оценкам, оборот розничной торговли в реальном выражении уже вплотную приблизился к показателям 2021 года. Это очень впечатляющий результат, учитывая тот факт, что значительная часть тогдашних потребителей до сих пор находится за пределами Украины», – прокомментировал эти данные начальник аналитического отдела Sense Bank Алексей Блинов.

Украинцы начали тратить накопленные деньги не только на товары повседневного потребления. «Мы наблюдаем рост спроса на бытовую технику и электронику, например кофемашины, бойлеры, холодильники и стиральные машины», – рассказывал и.о. директора по розничной торговле сети «Эпицентр» Дмитрий Танько. В регионах, близких к линии фронта, украинцы стали чаще покупать строительные и отделочные материалы.

На следующие полгода у украинских рантье еще более положительные ожидания. Мы прогнозируем постепенный рост RWBI, говорит Топольсков. Одним из факторов улучшения ситуации для ТРЦ является ожидаемое возобновление работы магазинов Inditex (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, P&B, Massimo Dutti), отмечают и Топольсков, и Локтионова.

Впрочем, пока неизвестно, когда и при каких условиях Inditex примет решение возобновить работу в Украине.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине