До российского вторжения иностранные fashion-ритейлеры занимали 78% рынка. Война закрыла магазины самых крупных игроков – Inditex и H&M. Как изменилось расписание в украинском fashion-ритейле за год войны?
Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.
«Мы оказались в аномальных условиях, когда крупнейшие мировые fashion-игроки ушли или временно закрылись в Украине», – констатирует владелица бренда Kachorovska Алина Качоровская. Ее компания производит и продает одежду, обувь и сумки.
До войны в «организованном» ритейле (ТРЦ + магазины) доминировали иностранные бренды. По данным гендиректора компании Pro-Consulting Александра Соколова, на них приходилось в 2021 году 78% рынка. За пределом ТРЦ ситуация тоже была не в пользу отечественных производителей. В 2021-м ассоциация «Укрлегпром» оценивала долю украинских производителей на всем рынке одежды (объем – 60 млрд грн в 2020 году) только в 11%, более 30% приходилось на контрабанду и секонд-хенд, остальное – на иностранные бренды.
Война предоставила украинским производителям шанс отнять долю рынка у мировых гигантов индустрии моды. Магазины испанской группы Inditex, производящей Zara, Bershka, Pull&Bear и шведского H&M, не работают уже более 14 месяцев. В 2021 году на украинском fashion-рынке Zara занимала 2,7%, а H&M – 0,9%. Смогли ли этим воспользоваться производители одежды? Отчасти.
В «организованном» ритейле на первых ступенях все еще иностранцы: около 10% – у польской LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House) и 7% – у турецкой LC Waikiki, подсчитали в ProConsalting. Распределение долей крупных украинских fashion-ритейлеров в компании не предоставили.
Но почти все ведущие украинские бренды смогли увеличить выручку за прошлый год, несмотря на падение покупательной способности и эмиграцию существенной части украинцев.
В прошлом году Arber расширил женскую коллекцию на 30%. «Видим, что выросла женская аудитория, которая у нас покупает одежду, хотя в Украине женщин стало меньше», – отмечает Золотаревский.
Arber
Амил и Рамил Насировы и режиссер Антонио Лукич на 79-м Венецианском кинофестивале, где состоялась мировая премьера фильма «Люксембург, Люксембург» в конкурсной программе «Горизонты» в одежде от Arber.
В прошлом году Arber расширил женскую коллекцию на 30%. «Видим, что выросла женская аудитория, которая у нас покупает одежду, хотя в Украине женщин стало меньше», – отмечает Золотаревский.
Arber
Arber
Среди крупнейших украинских производителей Александр Соколов из Pro-Consulting называет Goldi («Лёнокомбинат»), VOVK, Estro. По данным YouControl, в 2022 году выручка Goldi выросла на 22%, до 735,4 млн грн, а VOVK – на 6,5%, до 40,6 млн грн. Для сравнения, доход крупнейшего игрока – польской LPP – в Украине снизился на 20%.
Что помогло украинскому fashion
Украинские игроки fashion-рынка признают, что с Inditex и H&M конкурировать сложно. Эти сети имеют масштабный и агрессивный маркетинг, а наши бюджеты и охваты вообще не сопоставимы, отмечает Качоровская.
Она считает, что временное отсутствие брендов группы Inditex и H&M «подсветило» украинские бренды, и они получили время и внимание покупателей. Выручка у бренда Kachorovska выросла на 10%, а средний чек – на 40%.
«Нам удалось заменить Zara и Massimo Dutti», – смело заявляет CEO Arber Вадим Золотаревский. В прошлом году Arber расширил женскую коллекцию на 30%. «Видим, что выросла женская аудитория, которая у нас покупает одежду, хотя в Украине женщин стало меньше», – отмечает Золотаревский.
По его словам, общий спрос в сети вырос на 20%, если не учитывать временно закрытые магазины в Харькове, Николаеве, Херсоне.
Украинский производитель одежды Goldi Фото предоставлено пресс-службой
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Украинский производитель одежды Goldi
Еще лучше себя чувствуют производители тактической военной и универсальной одежды. Основатель бренда Bezbrendu Сергей Самарский говорит, что спрос на fashion-одежду уменьшился – у потребителя появилась другая логика. Люди стали больше покупать универсальную одежду, с которой можно и на работу пойти, и, например, в эвакуацию с детьми уехать, отмечает совладелец Bezbrendu. Он приводит пример своей компании, увеличившей производство термобелья, ежедневной, удобной одежды и лосин разной степени утепления. Выручка компании в прошлом году выросла на 30%.
Яркий пример – компания M-TAC, производящая тактическую и военную одежду. Именно в изделиях этого бренда чаще всего появляется Владимир Зеленский после 24.02.2022 г. В декабре прошлого года соучредитель M-TAC Александр Карасев рассказывал Forbes, что прогнозируемая выручка в диапазоне 600–700 млн грн – это почти в 10 раз больше, чем в предвоенные годы.
Денис Головко, соучредитель M-TAC
Основатели М-ТАС не скрывают, что в начале пути посещали много иностранных выставок, где детально изучали технологии и дизайн изделий топовых брендов. Через несколько лет появилась собственная экспертиза, сейчас дизайнеры конструируют вещи, несмотря на модели конкурентов
Штат швей вырос до 750, которые в три смены производят военную одежду и снаряжение; прогнозируемая чистая выручка бизнеса M‑TAC в 2022 году, по оценке Карасева, вырастет в семь-восемь раз и достигнет 600–650 млн грн
Одним из первых изделий M‑TAC были тактические штаны Agressor, ставшие многолетним хитом продаж
Бренд М-ТАС родился благодаря войне на Донбассе 2014 года
Послезавтра
Самарский из Bezbrendu не очень оптимистичен по поводу внутреннего спроса в 2023 году. «В стране стало гораздо меньше целевой аудитории», – говорит предприниматель. Качоровская видит перспективу в регионах, сотрудничество с которыми она начала активно развивать в прошлом году. Компания провела два шоурума по принципу европейских похожих ивентов, на которые пригласила владельцев магазинов из регионов. «Они не очень понимали, как это работает, что такое быть байером», – рассказывает Качоровская.
По ее словам, это сработало, локальные магазины в Виннице, Харькове, Днепре, Черновцах начали активно посылать запросы ей на закупку одежды. В настоящее время бренд сотрудничает с десятью оптовыми региональными магазинами. Одновременно Качоровская планирует расширять офлайн-ритейл, в частности открыть магазин на западе Украины.
Arber делает ставку на экспансию за пределами Украины. В конце прошлого года украинский магазин появился в Тбилиси, сейчас Золотаревский планирует открытие в европейских странах.

