Россияне ушли, Zara и H&M ждут. В киевских ТРЦ наименьшая за последние 10 лет заполняемость. Как они спасают бизнес /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

Россияне ушли, Zara и H&M ждут. В киевских ТРЦ наименьшая за последние 10 лет заполняемость. Как они спасают бизнес

3 хв читання

Shutterstock

В конце 2022 года вакантность торгово-развлекательных центров Киева составила 15%, подсчитали Colliers Ukraine. Ритейлеры одежды, детских товаров и товаров частично закрывали свои магазины в киевских ТРЦ. С чем это связано?

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд Shemax, який заробляє понад 100 млн на пилососах для пилу від нігтів👉 Дивіться за цим лінком

270 000 кв. м, или 38 футбольных полей, – именно столько свободной площади сейчас в киевских торгово-развлекательных центрах. По подсчетам компании Colliers Ukraine, это 15% от всей торговой площади столицы и самый высокий показатель вакантности за последние 10 лет.

Однако у разных ТРЦ ситуация не одинаковая, говорит ведущий эксперт Colliers Ukraine в области торговой недвижимости Игорь Заболоцкий. В торговых центрах, находящихся в густонаселенных массивах, вакантность в среднем ниже, чем в целом по рынку. Так, в ТРЦ Alladin, расположенном возле метро «Позняки» в густонаселенном районе, свободных площадей 5%. В Smart Plaza Polytech, Smart Plaza Obolon и Piramida – около нуля, рассказывает коммерческий директор Dragon Capital Property Management Наталья Кравец. Этой компании принадлежат четыре упомянутых ТРЦ.

В тех же объектах, которые расположены в отдалении от жилых массивов, ситуация хуже. В ТРЦ Respublika Park на Окружной дороге столицы свободны 15% торговых площадей. Но вакантность в этом ТРЦ сокращается, утверждает СEO Respublika Юлия Счастливая.

Самым незаполненным остается в Киеве ТРЦ Blockbuster. По данным Forbes, его вакантность составляет около 40%.

Почему из ТРЦ уходят арендаторы и как владельцы торговых центров спасают ситуацию?

В ТРЦ пропали арендаторы-«магниты» для посетителей

Осенью 2022 года во время обстрелов украинской инфраструктуры в столичном ТРЦ Dream Yellow администрация торгового центра открыла пункт несокрушимости. Он появился на месте закрытого на тот момент магазина GAP.

Этот бренд, который в Украине развивала турецкая компания Fiba Retail, в 2022 году покинул рынок Украины, утверждает Заболоцкий. Так же, по словам эксперта Colliers, ритейлер поступил с брендом Marks&Spencer, который развивал в Украине. «В начале войны они закрыли магазины, впоследствии открыли их для финальной распродажи и совсем закрыли», – говорит Заболоцкий.

Одна из возможных причин – Marks&Spencer и GAP были не очень эффективны и до большой войны, утверждает эксперт Colliers. А когда в ТРЦ упал поток покупателей, стало еще хуже.

Люди стали меньше ходить в ТРЦ по нескольким причинам. Одна из них – остановка работы магазинов-«магнитов» Zara, Bershka, H&M и т.д. «Ряд факторов, среди которых приостановка работы топовых мировых брендов fast fashion, оказали существенное негативное влияние на посещаемость ТРЦ», – резюмирует операционный директор ООО «Руш» (линия магазинов EVA) Виктор Средний. Его компания закрыла за 2022 год несколько магазинов в киевских ТРЦ из-за разных взглядов на величину арендных ставок.

Кроме того, люди меньше ходили в ТРЦ и из-за воздушных тревог. В 2022 году торговые центры были закрыты по этой причине суммарно почти 30 дней, подсчитали в Colliers.

Еще одной причиной высвобождения площадей в торговых центрах стал выход с украинского рынка российских и белорусских ритейлеров. В частности, Gloria Jeans, Ostin, BeFree, которые в Киеве совокупно имели около трех десятков магазинов.

Свободные места уже занимают новые операторы, говорит Счастливая из Respublika. «У нас, в частности, открыла магазины мебельная фабрика из Харькова Constanta, которой удалось сохранить производство, и продавцы одежды US Polo, которые убегали из Мариуполя», – перечисляет Счастливая.

Кроме этого, в Respublika Park открылся польский бренд одежды Ohnik, у которого до этого был украинский магазин только во Львове. В целом с апреля 2022-го в ТРЦ открылся 41 новый оператор одежды или еды.

Свободные площади активно занимают отечественные производители, говорит директор «Украинской торговой гильдии» Евгения Локтионова. Украинский производитель повседневной одежды «Goldi льнокомбинат» открыл около 10 новых магазинов суммарной площадью 10 000 кв. м.

Производитель смог воспользоваться снижением арендных ставок, говорит Локтионова. Сейчас девелоперы договариваются о хороших для сторон коммерческих условиях», – говорит Локтионова.

Украинский производитель повседневной одежды «Goldi льнокомбинат» /предоставлено пресс-службой

Украинский производитель повседневной одежды «Goldi льнокомбинат» Фото предоставлено пресс-службой

Снижение арендных ставок – главная мера со стороны ТРЦ по удержанию арендаторов. В 2022-м дисконт на базовую ставку в лучших случаях составлял не менее 50% от довоенного уровня, из-за чего владельцы объектов получили вдвое меньше дохода, чем год назад, говорит Заболоцкий из Colliers. До большой войны квадратный метр в лучших объектах Киева стоил в среднем $60 за 1 кв. м в месяц.

Кроме того, чтобы заполнить свободные квадратные метры, ТРЦ открывают нетипичные точки. В Retroville летом 2022-го появился сервисный центр МВД. А в Gulliver – интерактивный музей «Открывай портал в науку» для детей.

Новые арендаторы не только заполняют пустые площади, но и приводят в ТРЦ поток посетителей. И хотя они не совсем целевая аудитория магазинов этих торговых центров, говорит Локтионова, но вероятно, что останутся хотя бы перекусить на фудкорте.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд