Финансовое неравенство увековечивает циклы бедности и ограничивает экономическую мобильность. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам и услугам препятствует людям инвестировать, откладывать средства на пенсию или начинать бизнес. Это увеличивает финансовый разрыв и сдерживает общий экономический рост. Основатель Blackshield Capital AG Максим Корецкий рассказывает, как технологические решения могут помочь сделать финансовые и инвестиционные услуги более доступными для людей с разными финансовыми возможностями
Финансовое неравенство – это глобальная проблема, влияющая на людей и общество. В последнее время эта тема привлекает большое внимание в индустрии управления активами. Исторически неравенство в распределении богатства было характерным признаком развития общества. Определенные категории людей и географические регионы накапливали гораздо больше активов по сравнению с другими.
Богатые становятся еще богаче, тогда как бедные остаются бедными
Значительная часть мирового богатства сосредоточена в руках нескольких человек. Всего 14 человек в мире владеют совокупным капиталом в $2 трлн, согласно отчету UBS «Global Wealth Report 2024». Люди с капиталом более миллиона долларов составляют 1,5% взрослого населения Земли.
Между тем мировое богатство растет, утверждают авторы исследования: в 2023 году оно увеличилось на 4,2% по сравнению с 2022-м. А с 2000 года население мира достигло значительного прогресса в росте богатства в пересчете на одного взрослого человека. Процент взрослых с капиталом менее $10 000 с 2000-го продолжал сокращаться. Даже во время рецессий и финансовых кризисов эти люди постепенно переходили к «высшей» категории – от $10 000 до $100 000. В результате эта категория выросла в 2,5 раза – с чуть менее 17% мирового населения до почти 43%.
Это положительная тенденция. Но в целом ситуация остается неизменной – в мире, где богатство растет, богатые становятся еще богаче, в то время как бедные остаются бедными. Средний же класс топчется на месте, не имея достаточных возможностей для накопления и приумножения своего капитала.
Финансовое неравенство увековечивает циклы бедности и ограничивает экономическую мобильность. Ограниченный доступ к финансовым ресурсам и услугам препятствует людям инвестировать, откладывать средства на пенсию или начинать бизнес. Это увеличивает финансовый разрыв и сдерживает общий экономический рост.
Финансовое неравенство после кризиса 2008 года
США являются страной с наибольшим количеством миллионеров в мире, согласно данным Global Wealth Report 2024, их там почти 22 млн. Китай занимает второе место с чуть более 6 млн миллионеров. Это примерно вдвое больше, чем в Великобритании, которая является третьим по величине рынком.
После финансового кризиса 2008 года проблема неравенства стала еще более выраженной. В некоторых регионах, таких как Северная Америка, неравенство несколько снизилось, а в Латинской Америке и Восточной Европе наоборот значительно возросло. Распределение богатства изменилось. Быстро растущие рынки часто становились свидетелями роста неравенства, тогда как в развитых экономиках увеличивались сегменты среднего достатка.
Эта тенденция свидетельствует о том, что всеобщее богатство растет, но выгоды распределяются неравномерно. Средние характеристики богатства могут быть обманчивыми, скрывая действительность стагнации среднего богатства для большинства.
Экономический рост не всегда сокращает неравенство. На рынках, где средний рост богатства значительно опережает средний рост доходов, например, в Сингапуре, более богатые слои населения получают большую выгоду. В Швейцарии и Германии рост доходов в основном наблюдается у среднего класса, поэтому финансовое неравенство выражено меньше.
Рост задолженности
На углубление денежного неравенства влияет и рост уровня задолженности. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе богатство выросло, но и общий долг значительно увеличился, вызывая беспокойство по поводу устойчивости экономики.
Этот долг может усугубить неравенство, поскольку люди с низким доходом испытывают трудности в управлении своими обязательствами. Более состоятельные люди используют долги для дальнейших инвестиций и накопления богатства. При этом бедные слои населения получают кредиты по более высоким ставкам.
Например, процентные ставки по кредитным картам в пять-шесть раз превышают ставки под залог ликвидных активов или ценных бумаг, которыми пользуются состоятельные граждане.
Неравенство и управление активами
Какое отношение к этому имеет управление активами – индустрия, традиционно считавшаяся сферой обслуживания исключительно состоятельных людей? Прямое. Далеко не каждому суждено стать предпринимателем, занять высокооплачиваемую должность или унаследовать состояние.
В то же время накопление и инвестирование денег – универсальный инструмент, позволяющий хранить и приумножать средства и доступный различным слоям населения. Особенно сейчас, когда в мире усиливается тренд по демократизации инвестиционного процесса. Благодаря сервисам типа Robinhood, которые открыли доступ к инвестированию для широкой аудитории.
Первоначально Robinhood ориентировался на более низкие слои населения и в основном сосредотачивался на эмоциональных инвестициях. Однако сумел заметно всколыхнуть инвестиционную и брокерскую среду, создал конкуренцию в заскорузлой индустрии розничных инвестиций, снизил средние комиссии. Люди стали активнее торговать по телефону.
Впрочем, одного доступа к процессу инвестирования недостаточно. Важно, чтобы люди понимали, как и во что инвестировать, имели хоть какое-то представление о принципах работы сложного и коварного мира финансов. Разобраться в этом помогают консультанты и профессиональные инвестиционные менеджеры. Проблема в том, что они не готовы работать с людьми, у которых размер чистого капитала менее £20 000.
Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного организацией Citizens Advice. Средний размер портфеля клиента финансового консультанта составляет £250 000, а средний возраст клиента – 59 лет. В Великобритании 80% людей в возрасте 18-40 лет получают финансовые советы по социальным сетям, согласно этому исследованию. Это часто приводит к потере денег теми, у кого их и так немного. В то время как владельцы крупных капиталов благодаря грамотно выстроенным стратегиям богатеют даже в кризисные периоды.
Финансовые рычаги и инструменты увеличения капитала доступны только тем, у кого он уже есть. Те же, у кого его нет, сталкиваются с условным потолком – им закрыт доступ к качественным финансовым услугам и эффективным инструментам приумножения капитала.
Владельцы ликвидных активов на сумму $250 000 – $500 000 (классический средний класс развитых рынков, таких как США, Великобритания, Западная Европа) не могут воспользоваться услугами консультантов и инвестиционных менеджеров из-за высокого порога входа. Кроме того, им не хватает средств на инвестиционные стратегии, предлагаемые управляющим активами.
К примеру, вход в один актив может стоить $1 млн и более. Еще одна существенная причина – нежелание консультантов обслуживать таких клиентов, ведь им более интересны владельцы капиталов от $10 млн и больше.
Как сократить финансовое неравенство
Опущу размышления о государственных программах и политике. Моя зона компетенции – управление активами. И в этой сфере также достаточно рычагов влияния на ситуацию с неравенством. В первую очередь – повышать финансовую грамотность населения, улучшать качество финансового образования и осведомленности.
Сложную аналитику, объяснение рыночных процессов можно представлять простым и доступным языком, в формах и форматах, отвечающих запросам и особенностям времени. Активное развитие технологий, включая искусственный интеллект, позволяет упаковать информацию из 50-страничных финансовых отчетов в короткие и интересные форматы, доступные в мобильных приложениях. Это поможет людям получать знания и навыки, необходимые для принятия обоснованных финансовых решений.
Современные технологические решения делают финансовые и инвестиционные услуги более доступными людям с разными финансовыми возможностями: открыть брокерский счет может любой совершеннолетний, а услуги уровня wealth management не требуют многомиллионных активов.
Технологии позволяют создать мосты между различными категориями инвесторов. Например, если компания традиционно работала с владельцами крупных капиталов, то создание диджитал платформы, цифровизация процесса управления активами и других финансовых услуг, ранее доступных только очень богатым людям, позволит привлечь к инвестиционному процессу представителей среднего класса (категория с активами $250 000 – $500 000).
Они смогут выйти из своих консервативных «раковин» и начать пользоваться решениями типа Wealth-as-a-Service, фактически получив доступ к услугам, которыми традиционно пользовались мультимиллионеры. В то же время компании, работавшие со средним классом, благодаря технологиям смогут расширить свою клиентскую базу за счет представителей менее обеспеченных категорий с капиталом до $100 000 и так далее.
Технологии – это сила, которая превращает дефицит в изобилие, говорит Питер Диамандис, миллиардер и соучредитель Singularity University. Это касается всех аспектов жизни и финансовые услуги не являются исключением.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.