Владелец Cascade Investments Fund Виталий Хомутынник вышел из числа акционеров двух крупных компаний с активами в Украине. Это была довоенная стратегия, уверяет Хомутынник. Как изменился его бизнес за последние два года?
Бизнесмен и бывший политик Виталий Хомутынник годами строил свой бизнес. Его ключевой фокус – энергетика и агросектор, рассказывал Хомутынник ЭП в 2019-м. С тех пор он изменился в корне. «В последние три года, с 2020 по 2023, инвестфонд Cascade Investments вышел, в частности, из таких крупных компаний, как Kernel, JKX Oil&Gas и «Укрнефтебурение», – говорится в письменном ответе Хомутынника на запрос Forbes.
Не только из них. Заработал ли он на этих сделках и куда вкладывает сейчас?
Kernel – дешево, но с плюсом
Агрохолдинг Kernel в этом году, пожалуй, самая упоминаемая публичная компания с активами в Украине. Шуму наделало решение оставить Варшавскую фондовую биржу, о котором компания объявила в марте 2023 года.
Заявление привело к скандалу.
Компания Namsen Limited Андрея Веревского, владелец около 38,05% акций Kernel, объявила о выкупе остальных у миноритарных инвесторов по 18,5 злотых. Для большинства это означало большие потери. Средний курс бумаг с момента размещения до начала российской агрессии против Украины составил около 50 злотых. До войны Kernel выкупал свои акции еще дороже, по 56. Миноритарии обвинили Веревского в использовании рыночной конъюнктуры для выкупа акций по самой низкой цене.
Хомутынник согласился. Он уверяет, что обошелся без убытков, хотя заработал меньше, чем рассчитывал. Как так вышло?
Cascade Investment Fund купил первые 5% акций (3 984 345 штук) Kernel в октябре 2015-го и к концу 2017 года увеличил свой пакет до 6,59%. «В планах было получить 3-4Х на инвестицию, и если бы не началась война, скорее всего, так и было бы», – рассказывает в письменном комментарии финансовый директор Cascade Investment Константин Вьюшинский.
Как Хомутынник выходил из Kernel?
Первую часть акций Cascade Investment продал на Варшавской фондовой бирже в 2020 году. Летом 2021 года компания отчитывалась, что ее доля в Kernel составляет 4,99% (или 4 197 197 штук). Вторую – при обратных выкупах shares buy-back, объявленных Kernel. Третью – в 2023-м, во время делистинга.
Это была единственная возможность получить живые деньги, несмотря на цену, почти втрое меньшую, чем до войны, рассказывает Хомутынник. «Выйти из компании с таким пакетом акций, как у нас, учитывая ограниченный лимит торгов акциями на бирже, не так-то легко, – отметил он. – Поэтому для нас были приемлемы любые варианты, включая делистинг».
На время покупки акций капитализация агрохолдинга была в диапазоне $400–500 млн, а цена – примерно такая же, как на момент делистинга, рассказал Вьюшинский. Соответственно, на этом пакете компания вышла в ноль, утверждает он. «В течение этих лет мы получали дивиденды, участвовали в публично объявленных обратных выкупах shares buy-back, вместе получили прибыль, но далекую от ожидаемого, – добавляет Вьюшинский. – В этих реалиях считаем, что и это неплохо».
В отличие от других инвесторов, у Хомутынника нет претензий к Веревскому. «Андрей создал эту компанию с нуля и делает все, чтобы она сейчас не только выжила, но и смогла развиваться в будущем, – пишет Хомутынник. – Если судьба когда-нибудь сведет нас делать совместные проекты и бизнесы, я буду этому рад».
Андрей Веревский. «Андрей создал эту компанию с нуля и делает все, чтобы она сейчас не только выжила, но и смогла развиваться в будущем. – пишет Хомутынник. — Если судьба когда-нибудь сведет нас делать совместные проекты и бизнесы, я буду этому рад». Фото предоставлено пресс-службой, а также обработано и дополнено при помощи ИИ (искусственного интеллекта) Photoshop Beta.
Еще один важный актив – «Каскад-Агро» из более 50 000 га земли – Хомутынник продал в 2021 году группе компаний «Альфа-Капитал» Александра Павлюченко.
Вьюшинский отметил, что компанию продали за $1500 за гектар с техникой и элеваторами, а также оборотным капиталом, который на момент продажи составил более $30 млн.
Предварительно «Каскад-Агро» должны были продать Kernel. В феврале 2021 года Kernel подал заявку в Антимонопольный комитет на получение разрешения на приобретение. «Когда информация о продаже стала публичной, к нам обратился «Альфа-Капитал» и сделал лучшее предложение», – объясняет Вьюшинский.
Выход из недр
До недавнего времени крупнейший актив Хомутынника – «Укрнефтебурение» (УНБ), вторая частная газодобывающая компания страны по объему добычи. Она добывает топливо на богатом Сахалинском месторождении Харьковской области. «Эффективнее нас никто не бурит», – говорил в 2021 году СЕО Михаил Бакуненко. Результат 2021-го – 691,3 млн кубометров газа. Больше – только у «Нафтогаздобычи» Рината Ахметова.
По оценке Forbes, на апрель 2023-го стоимость компании – около $500 млн. Прибыль «Укрнефтебурения» в 2022-м – 3,8 млрд грн, выручка – 9,7 млрд грн. По сравнению с 2021 годом прибыль снизилась на треть, выручка – на четверть. Совладельцами «Укрнефтебурения» с середины нулевых были Игорь Коломойский, Хомутынник и Павел Фукс.
Какова была доля Хомутынника? Единственная известная деталь: в 2016-м бизнесмен рассказывал изданию НВ, что ему принадлежит 50% кипрской компании Deripon Commercial Ltd, владеющей 44,9% акций УНБ. Остальные в Deripon, по словам Хомутынника, были у Игоря Коломойского. Среди других акционеров также была британская JKX Ukraine BV (Нидерланды), которой принадлежало 10% УНБ. Свои 20% материнской JKX Oil&Gas Хомутынник продал еще в 2020 году.
7 апреля 2023-го Печерский суд наложил арест на корпоративные права УНБ по делу якобы незаконной передачи Сахалинского месторождения в частные компании, что расследуется с 2014 года. 23 мая УНБ передали «Укранфте», которую сейчас контролирует государство.
В настоящее время Хомутынник уже продал свою долю в компании, сообщил он Forbes.
Виталий Хомутынник. Фото: предоставлена пресс-службой Виталия Хомутынника. Фото обработано и дополнено при помощи ИИ (искусственного интеллекта) Photoshop Beta
«Cascade Investment согласовали соглашение [о выходе из компании] в конце 2021 года, – говорит Вьюшинский. – Из-за начала войны она очень трансформировалась. В результате мы вышли из компании за сумму вдвое меньше, чем заходили, но остался большой апсайд в виде нераспределенных дивидендов», – говорит Вьюшинский. Пакет продали украинскому предпринимателю, добавил Вьюшинский, не раскрыв других деталей.
Интересно, что о продаже своей доли УНБ в сентябре рассказал УП и другой совладелец компании Павел Фукс. По его словам, это произошло еще в 2018 году. В украинском реестре прав собственности эти изменения не нашли отражение – непосредственные компании-акционеры УНБ остались неизменными.
Впрочем, Cascade Хомутынника до сих пор принадлежит 50% в компании «Укргаз Инвест», работающей на условиях договора о совместной деятельности с тем же УНБ. Вторая половина – у бывшего депутата Игоря Абрамовича. За первое полугодие 2023 года компания задекларировала 17,1 млн грн дохода и 4,7 млн грн чистой прибыли, свидетельствуют данные YouСontrol.
Фокус сузился
Cascade Investment Fund сосредоточился на недвижимости, венчурных компаниях и фондах, отметил Хомутынник в комментарии Forbes.
Осенью 2021 года открылся ТРЦ Respublika Park. Хомутынник владеет им вместе с гражданином Австрии Сергеем Толстуновым.
Также в проектах фонда было строительство ТРЦ «Вырлица», рассказывал бизнесмен Forbes в апреле 2021-го. «Доходность ТРЦ планируется в районе 20%», – надеялся он. С тех пор многое изменилось. Cascade Investment отказался от проекта «Вырлица», поскольку компания – арендатор земли на тот момент не урегулировала земельные вопросы, объясняет Вьюшинский.
Что еще? «Мы рассматриваем проекты строительства жилых массивов в Киеве», – отметил в письменном комментарии Вьюшинский, не добавив деталей.
В 2019 году в фонде Cascade образовали отдельное направление Cascade Ventures. Вьюшинский говорит, что сейчас фокус смещен на инвестиции в фонды, а также на построение структуры fund of funds.
Сейчас у Cascade нет доли ни в каких публичных компаниях, но в портфеле фонда есть компании, близкие к IPO. К примеру, проект по цифровому страхованию Wefox, европейский онлайн-брокер рынка недвижимости McMakler, мессенджер для геймеров Discord.
Cascade Investment специализируется на долгосрочных инвестициях, рассказывал Хомутынник Forbes в 2021-м. К тому моменту на счете фонда уже около 20 сделок. Тогда же бизнесмен говорил о планах увеличить долю венчурного направления Cascade с 10% до 50%. Оказалось, что достичь цели можно, просто распродав аграрные и энергетические активы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.