МАУ – трясет. И не только от пандемии. Семь фактов о нацперевозчике, которые показывают состояние компании /Фото Shutterstock/Анна Наконечная
Категория
Новости
Дата

МАУ – трясет. И не только от пандемии. Семь фактов о нацперевозчике, которые показывают состояние компании

Shutterstock/Анна Наконечная

«Международные авиалинии Украины» – крупнейшая авиакомпания Украины. Но кроме проблем из-за пандемии компания попала в корпоративный конфликт. В ноябре президент МАУ Евгений Дыхне подал в суд на общее собрание акционеров, которые попытались сместить его с этой должности. Инициировал увольнение совладелец Арон Майберг, а другой совладелец, Игорь Коломойский, встал на его защиту. В каком финансовом состоянии находится авиакомпании и на какие суммы оспариваются долги в судах

Финрезультаты

В январе – сентябре 2021 года МАУ получила консолидированную чистую прибыль в размере 1,08 млрд грн. Показатель EBITDA зафиксирован на уровне 2,7 млрд грн. В МАУ объясняют это сезонным ростом спроса на авиаперевозки в третьем квартале 2021 года, укреплением гривни к доллару США и реструктуризацией задолженностей перед контрагентами.

За январь – октябрь 2021-го МАУ вернула пассажирам более $32 млн. За время пандемии, с апреля 2020-го по 31 октября 2021-го, компания вернула более $56 млн.

Пассажиры, самолеты и кадры

В 2021 году МАУ перевезла 2,9 млн пассажиров, что в 2,8 раза меньше, чем в 2019 году. Флот сократился на 17 самолетов, до 24. За это время число сотрудников уменьшилось на 45,2%, до 1447 человек.

Реструктуризация

В августе СНБОУ поручил подготовить план реструктуризации долгов МАУ. По словам Майберга, работает рабочая группа из сотрудников МАУ, аэропорта «Борисполь» и «Украэроруха», под координацией Мининфраструктуры.

По данным источника Forbes на авиарынке, на сентябрь оспариваемая в судах задолженность перед «Борисполем» составляла 760,2 млн грн. В ходе реструктуризации предполагалось выпустить векселя на пять лет со сроком действия с апреля 2022-го до марта 2017-го из расчета выплаты примерно по 12 млн грн в месяц.

Есть семь судебных процессов с «Украэрорухом», в которых оспаривается задолженность за аэронавигационные услуги на 1,049 млрд грн и штрафные санкции на 437,1 млн грн.

Госавиаслужба ведет против МАУ 17 судебных процессов за задолженность по авиасборам на сумму 615,2 млн грн.

Арон Майберг говорит, что МАУ нуждается в финансовой поддержке. МАУ готова открыть необходимые показатели для проведения аудита.

Лизинговые платежи

МАУ договорилась с 60–80% лизингодателей о реструктуризации лизинговых платежей за самолеты. Реструктуризация включает снижение лизинговой ставки. Навстречу пошли почти все лизингодатели, в том числе связанные с МАУ. Но не со всеми завершен процесс оформления документов.

О попытках уволить президента МАУ Евгения Дыхне

Один из собственников МАУ, Арон Майберг, несколько раз пытался уволить Евгения Дыхне с должности президента МАУ. Впервые это произошло в марте 2020 года, когда Евгений Дыхне написал заявление об увольнении, рассказал в интервью Forbes Арон Майберг. Но после звонка ему от другого собственника МАУ, Игоря Коломойского, который встал на защиту Евгения Дыхне, решение об увольнении было отменено.

Вторая попытка уволить Дыхне произошла осенью 2020 года, а третья – в сентябре 2021-го. Дыхне, по словам Майберга, сначала согласился, но документы не подписал. После этого 11 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров, которые решили уволить Евгения Дыхне и назначить другого президента. Его имя и фамилия не разглашаются, но это человек, который хорошо знает компанию, заверяет Арон Майберг.

«Евгений Дыхне не выполнил ключевую задачу, – говорит Майберг, – МАУ должна была перейти на операционную модель, которая позволяет резко сократить удельные расходы за счет изменения технологических процессов». МАУ, по его мнению, должна научиться конкурировать с Ryanair, WizzAir. «Смена модели – сложный вопрос, и он не решен», – говорит совладелец МАУ Майберг.

Евгений Дыхне защищается

После собрания акционеров его председатель и секретарь обратились к нотариусу заверить подписи, но он отказался это делать. В результате Евгению Дыхне не вручили уведомление, и акционеры отменили свое решение.

Дыхне попытался через Хозяйственный суд Киева признать незаконным решение акционеров. 29 ноября судья этого суда Виктория Джарты вынесла определение о приостановке решения об увольнении Дыхне. Также она запретила вносить изменения в Единый госреестр юрлиц до решения судебного спора по сути.

«Судья Джарты не просто фактически постановлением об обеспечении удовлетворила иск, но и существенно вышла за его пределы. Ведь запретила регистрацию смены руководителя, даже если будет новое решение общего собрания. Обеспечение будет действовать, пока сама судья не отменит или пока апелляция не состоится в пользу МАУ. То есть это могут быть месяцы», – написал в Facebook партнер юрфирмы «Анте» Андрей Гук.

НАБУ и Евгений Дыхне

В 2021 году НАБУ и САП завершили расследование дела о нанесении убытков аэропорту «Борисполь». Оно касалось передачи в 2014–2019 годах вне конкурса помещений аэропорта в аренду по заниженной стоимости. Один из подозреваемых – Евгений Дыхне, который в те времена был одним из руководителей аэропорта. По трем договорам размер возможного причиненного ущерба превышает 16,5 млн грн. Майберг говорит, что эта ситуация никак не влияла на его решение об увольнении Дыхне.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине