Василий Хмельницкий поделится «Жулянами», чтобы угодить Wizz Air. Кто готов вложиться в киевский аэропорт и сколько он стоит
Категория
Главное
Дата

Василий Хмельницкий поделится «Жулянами», чтобы угодить Wizz Air. Кто готов вложиться в киевский аэропорт и сколько он стоит

Василий Хмельницкий ищет партнера для совместного развития аэропорта Киев им. Игоря Сикорского (Жуляны). Фото Александр Чекменев / iev.aero

Основатель инвестиционного холдинга UFuture Василий Хмельницкий ищет партнера для совместного развития аэропорта Киев им. Игоря Сикорского (Жуляны). Какие планы у предпринимателя на третий по пассажиропотоку аэропорт страны

Хмельницкому принадлежит 82% компании «Мастер-Авиа», которая с 2010 года управляет аэропортом Киев им. И. Сикорского. Компания выиграла инвестиционный тендер и заключила договор аренды на 49 лет. Частный оператор владеет терминалами и перроном, а на балансе коммунального предприятия «Международный аэропорт Киев» находятся аэродром и взлетная полоса.

Собственники 18% акций компании не разглашаются. В марте 2019 года Хмельницкий рассказал, что его бизнес-группа UFuture владеет 90% акций компании ООО «Мастер-Авиа», еще 10% в компании принадлежит партнеру Хмельницкого Денису Костржевскому. Один из топ-менеджеров UFuture на условиях анонимности сообщил, что более 8% акций «Мастер-Авиа» записано на партнера Хмельницкого Андрея Иванова

Хмельницкий говорит, что изучает возможность продажи части акций «Мастер-Авиа» стратегическому инвестору. Второй вариант – создание консорциума для дальнейшего развития аэропорта. «Мы открыты к диалогу со стратегическим мажоритарным инвестором, который обладает международным опытом и будет развивать аэропорт Киев вместе с нами», – сказал Хмельницкий Forbes. Костржевский отказался комментировать желание Хмельницкого привлечь нового партнера. Он добавил, что не планирует продавать свою долю.

Когда ожидается сделка? До конкретных переговоров с потенциальными покупателями, по словам Хмельницкого, дело еще не дошло, поэтому он не готов обсуждать детали.

Международный аэропорт Киев расположен в 7 км от центра столицы. Близость к центру – одно из ключевых преимуществ аеропорта Жуляны перед Борисполем, но и главный недостаток. У аэропорта почти нет резервов для расширения, а жители прилегающих районов добиваются ограничения полетов в ночное время. 

В 2020 году аеропорт Жуляны уступил второе место в рейтинге крупнейших аэропортов страны по пассажиропотоку аэропорту Львов им. Данила Галицкого. В аэропорту расположены три терминала общей площадью 21 000 кв м. ВПП позволяет принимать воздушные суда типа Boeing-737, Airbus A-320.

По итогам 2020 года «Мастер-Авиа» отчиталась о чистом убытке в 195,9 млн грн после 246,5 млн грн прибыли в 2019-м. Выручка упала почти в три раза – до 270,7 млн грн. 

Сколько может стоить актив? Инвесткомпания Eavex Capital оценивает «Мастер-Авиа» не выше $100 млн. В оценку включены инвестиции в три терминала и стоимость прав аренды аэропорта. «Договор аренды имеет значительную ценность, так как аэропорт в столице является стратегическим инфраструктурным объектом, а значит, инвестиции рано или поздно окупятся», – говорит руководитель аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин. 

По оценке Forbes Ukraine, стоимость «Мастер-Авиа» находится в диапазоне $40–45 млн. Расчет произведен методом сравнительной оценки по двум мультипликаторам – отношения капитализации к выручке (P/S) и отношения капитализации к пассажиропотоку (P/N). В качестве базы сравнения использованы показатели аэропортов Пекина, Вены и Болоньи, а также применены дисконты за непубличность (20%) и специфику отношений собственности (20%).

Зачем Хмельницкому партнер? «Чтобы реконструировать аэродром, давно нуждающийся в модернизации», – говорит Костржевский. Модернизация позволит продлить соглашение с авиакомпанией Wizz Air, которая генерирует 62% пассажиропотока аеропорта Жуляны. Состояние взлетно-посадочной полосы – существенная преграда для экспансии Wizz Air, которая до конца 2022 года намерена открыть 26 новых маршрутов из/в Украину. К 2024–2025 годам лоукостер планирует перейти на использование Airbus A321. «После этого они не смогут выполнять к нам полеты, поскольку имеющаяся длина нашей полосы не позволяет летать с полной загрузкой», – говорил Костржевский в интервью Mintrans.

Реконструкция запланирована на 2023–2024 гг. Предварительная стоимость проекта реконструкции, по оценке Костржевского, от 2,5–5 млрд грн. Среди потенциальных источников финансирования, по словам Костржевского, городской бюджет, кредит или участие концессионера-инвестора.

Кого привлекает актив? «Покупкой «Мастер-Авиа» интересуются инвесторы из Турции», – говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Пока конкретные договоренности не достигнуты. По его данным, один из интересантов – турецкая группа ТАV. Оператор управляет 15 аэропортами в восьми странах – Турции, Северной Македонии, Грузии, Казахстане, Тунисе, Латвии, Саудовской Аравии и Хорватии. Летом 2021 года TAV выкупила 85% аэропорта Алматы, обязавшись вложить $200 млн в увеличение пропускной способности аэропорта вдвое. В ТАV не ответили на запрос Forbes.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"