Роберт Кери, президент Wizz Air Group. Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная /Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Wizz Air собирается захватить авиарынок Украины. А как же коронакризис и конкуренты? Интервью с президентом компании Робертом Кери

6 хв читання

Роберт Кери, президент Wizz Air Group. Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная Фото Александр Чекменев

На пресс-конференции в Киеве 13 октября президент Wizz Air Group Роберт Кери, 42, анонсировал масштабное расширение полетной программы из Украины. До конца 2022 года венгерский лоукостер откроет 26 новых маршрутов из Украины. Так Wizz Air отреагировала на подписание соглашения Украины с ЕС о едином авиапространстве. Основной конкурент – Ryanair – пока только пообещал агрессивную экспансию в Украине в ближайшее время. Расширение в Украине — часть глобального роста. До 2030 года Wizz Air планирует увеличить парк в 3,6 раза до 500 самолетов — часть из них будет базироваться в Украине.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью с президентом Wizz Air Group Робертом Кери.

Об Украине

Вы анонсировали масштабную экспансию в Украину. Кризис закончился?

Благодаря подписанию соглашения о едином авиапространстве, Wizz Air стало легче открывать новые маршруты. При этом на украинских рейсах мы ориентируемся не только на пассажиров из Украины. Существует большой спрос на путешествия в вашу страну со стороны туристов из Бельгии, Франции, Испании, Португалии. Мы видим, что после вынужденных карантинов многие европейские путешественники хотят поехать в новые неизведанные места, например, в Украину.

Какое место занимает Украина в стратегии Wizz Air?

Украина имеет очень большое значение для развития Wizz Air в долгосрочной перспективе. Авиакомпания планирует нарастить парк самолетов c нынешних 137 до 500 до 2030 года, то есть более, чем в 3,6 раз. Планируем ежегодно пополнять парк по 30-50 самолетов Airbus A321. Для того, чтобы загрузить их работой, нам необходимы новые рынки. А Украина после подписания соглашения об «Открытом небе» — потенциально большой рынок для нас.

Соглашение об «Открытом небе» и наша экспансия на украинском рынке очень выгодны для Украины. Прежде всего, потому, что будут созданы новые рабочие места и открыты новые маршруты. На протяжении следующих 6 месяцев мы будем искать дополнительно более 100 пилотов в Украине. Кроме того, дополнительно ищем более 150 членов экипажа.

Сколько самолетов будет базироваться в Украине через пять лет?

В следующем году в Украине будет базироваться 11 самолетов. У Украины есть потенциал, чтобы через пять лет мы базировали здесь 50-60 самолетов. Но это зависит от полного вступления в силу соглашения о едином авиапространстве и наличия инфраструктуры в аэропортах.

Насколько экспансия на украинский рынок позволит Wizz Air быстрее восстановиться после кризиса?

Кризис способствовал росту спроса на дешевые билеты. Поэтому мы не могли не воспользоваться этим шансом.

Кого Wizz Air считает основными конкурентами на украинском рынке?

МАУ и Ryanair. Сейчас мы обошли Ryanair по числу доступных к продаже билетов на рейсах из Украины.

Wizz Air покупает новые самолеты Airbus A321, которые не смогут выполнять полеты в аэропорт «Киев» из-за короткой взлетно-посадочной полосы. Планируете перейти в «Борисполь», который способен обслуживать такие рейсы?

Мы очень счастливы работать с аэропортом «Киев». Во время ремонта в этом аэропорту мы перейдем в «Борисполь». После реконструкции мы намерены вернуться в «Киев».

Основной собственник компании «Мастер-Авиа», которая занимается управлением «Киева», Василий Хмельницкий ищет партнера для развития аэропорта. Wizz Air рассматривает выход в новые сегменты?

Нет. Мы не планируем заниматься управлением аэропортов. Wizz Air нигде не занимается такой деятельностью.

Wizz Air планирует осуществлять рейсы внутри Украины?

Пока что, на первом этапе, соглашение о едином авиапространстве не позволяет нам выполнять внутриукраинские рейсы. Но после того как оно полностью вступит в силу, рассмотрим такую возможность. Мы заинтересованы в выполнении внутриукраинских рейсов между городами, между которыми сейчас можно добраться поездом за 4 часа и больше или автомобилем за 6 часов и больше. Для лоукостов очень большие возможности в Украине из-за ее больших размеров.

Если бы Wizz Air возобновил работу дочерней авиакомпании, то не надо было бы ждать. Почему Wizz Air не хочет возобновить ее работу?

У нас пока что нет ресурсов для этого. Кроме того, соглашение о едином авиапространстве позволит нам обойти необходимость возобновления работы Wizz Air Ukraine.

Рассматриваете возможность покупки украинских авиакомпаний, например, МАУ, SkyUp Airlines?

Не сейчас. Мы хотим сфокусироваться на органичном развитии своей авиакомпании.

Планирует ли Wizz Air открывать рейсы из Украины не в Европу, а, например, в Египет или Марокко?

Нет, поскольку мы авиакомпания с регистрацией в ЕС. Нам пока что нельзя открывать такие маршруты. Но если будут сняты бюрократические препоны, то мы рассмотрим возможности открытия таких рейсов. Мы видим, что многие европейцы летают по таким маршрутам. И украинцы не исключение.

Что будет предпринимать Wizz Air, если страны ЕС закроют въезд даже для вакцинированных украинцев? Что им делать с купленными билетами?

Если страны ЕС запретят въезд даже для вакцинированных украинцев, то мы будем сокращать число рейсов из Украины. В этом случае пассажиры смогут выбрать или полный возврат средств на банковскую карту, или оформление кредита для оплаты будущих перелетов в размере 120% от стоимости билета на отмененный рейс.

 

Александр Чекменев

Роберт Кери, президент Wizz Air Group. Фото Александр Чекменев

О глобальных перспективах

Европейский авиарынок восстановился после коронакризиса?

По моим оценкам, он восстановился только на 60-65%. Но Wizz Air уже прошел этот этап – число доступных к продаже кресел на рейсах лоукостера составляет примерно 105% от доковидного уровня.

В августе 2021 года число реально перевезенных пассажиров у Wizz Air было меньшим, чем в августе 2019-го. Когда авиакомпания выйдет на доковидные уровни перевозки пассажиров?

Да, в августе этот показатель составлял примерно 83-84% от августа 2019 года. Но постепенно подходим к показателю 95%. Планируем, что уже следующим летом полностью восстановимся по сравнению с докризисными временами.

Каким образом планирует развитие Wizz Air в Европе после текущего кризиса?

Сейчас для нас в Европе три главных рынка — Украина, Италия и страны Балтии. Про Украину я уже рассказал. Почему Италия? После ухода с рынка крупнейшей итальянской авиакомпании Alitalia мы видим большие возможности для развития в этой стране. Недавно мы открыли здесь огромное количество внутренних рейсов. Сейчас у нас в Италии семь баз. Также большой потенциал для развития и в странах Балтии.

Кроме Италии, в 2020 году Wizz Air планировала крупное расширение в Норвегии. Лоукостер намеревался открыть там большое количество внутренних рейсов. Но со временем планы изменились. Эта страна больше не в фокусе внимания?

Мы полностью закрыли наши планы относительно развития в Норвегии. К сожалению, мы столкнулись в этой стране с очень большой государственной поддержкой местных авиакомпаний. Создана новая авиакомпания Flyr и ведется работа над стартом другой — Norse Atlantic Airways. Поэтому нам не выгодно работать на норвежской рынке.

Планирует ли Wizz Air выполнять дальнемагистральные рейсы?

Нет. Рейсы на короткие дистанции и дальнемагистральные направления — это разные рынки. Только из Лондона в Нью-Йорк осуществляется 30 рейсов в день. Нам сложно будет загрузить наши самолеты по этому направлению.

Каковы планы по развитию дочерней авиакомпании Wizz Air Abu Dhabi?

Мы активно развиваем эту авиакомпании. Меньше чем за год парк самолетов перевозчика увеличился с 2 до 4 самолетов. Мы уже летаем из Абу-Даби в Киев и Одессу. Планируем открывать новые маршруты.

Какие авиакомпания Wizz Air рассматривает в качестве основных конкурентов на европейском рынке?

Главный конкурент Ryanair. Вместе с ним мы фокусируемся на том, чтобы дать самые низкие цены. Пока что для нас двоих есть место на рынке. Но есть и другие конкуренты на европейском рынке, например, EasyJet, Vueling, Volotea, LOT, Blue Air и другие.

Как поменялось поведение пассажиров после начала пандемии?

Пассажиры стали покупать билеты ближе к дате вылета. Я связываю это с нестабильностью решений правительств из-за пандемии. Кроме того, если раньше пассажиры летали по работе или для встречи со семьей, то сейчас они все чаще ищут новые направления, где они раньше не были.

Какие дополнительные платные услуги планирует внедрять Wizz Air?

Мы уже внедрили почти все возможные дополнительные сервисы. Но недавно наши бортпроводники в Великобритании начали тестировать услугу Wi-Fi во время полетов. Скорость интернета будет небольшой, поэтому пассажиры не смогут смотреть фильмы онлайн. Но ее будет достаточно, чтобы отправить сообщения в социальных сетях. Пока что я не знаю какие пакеты интернета мы сможем предлагать пассажирам. Для начала мы хотим протестить наши возможности предоставлять услугу Wi-Fi.

Есть ли в планах внедрить бизнес-класс?

Нет. Если пассажир хочет более свободно чувствовать себя в самолете, он может купить место с дополнительным пространством для ног или же в первом ряду.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд