Категория
Лидерство
Дата

Знакомьтесь: список перспективных молодых поляков «30 до 30» от Forbes Polska. Основатели самого горячего ИИ-стартапа и еще очень много технологических предпринимателей

Цього року Forbes Polska всьоме обрав найталановитіших поляків віком до 30 років /коллаж Анастасия Левицкая

В этом году Forbes Polska в седьмой раз выбрал самых талантливых поляков в возрасте до 30 лет Фото коллаж Анастасия Левицкая

Основатели самых горячих ИИ-стартапов в Европе, студент, создавший «Йельский список позора из-за работы в России». Молодая мама, которая положила начало успешному бизнесу по продаже одежды. В этом году Forbes Polska в седьмой раз выбрал 30 самых талантливых поляков в возрасте до 30 лет

Самыми большими звездами списка Forbes Polska «30 до 30» стали Матеуш Станишевский и Петр Домбковский, основатели ElevenLabs. Их компания использует ИИ, чтобы создавать синтетический голос или клонировать реальный. Два года назад их компании даже не существовало, а сегодня ElevenLabs – самый горячий ИИ-стартап, и не только Польши. Через полгода после дебюта их продукта более миллиона пользователей зарегистрировались на платформе компании. А несколько месяцев назад во время раунда инвестиций Серии А стартап привлек $19 млн. Одним из инвесторов выступил известный венчурный фонд Andreessen Horowitz.

Станишевский и Домбковский, конечно, не единственные представители сферы ИИ, попавшие в список. Есть здесь и Мацей Яжомб, соучредитель Braight Technologies и разработчик ПО, анализирующего данные о поведении пользователей, чтобы помочь финансовым учреждениям предусмотреть поведение клиентов в будущем и оценить кредитные риски. Его стартап недавно купила публичная компания Kings Entertainment, вместе с которой Яжомб планирует создать холдинг ИИ-компаний.

Чтобы попасть в список, необязательно учреждать технологическую компанию. Надо просто хотеть и уметь улучшать мир хотя бы чуть-чуть. Как Матеуш Ковальчик, соучредитель и гендиректор компании Foodsi, которая своим приложением помогает ресторанам, пекарням и магазинам продавать излишки еды и не дает ей оказаться на помойке. Или как Михал Крушинский и Паулина Пепера с их Znika, маркетплейсом с экологической упаковкой, работающим над собственными биоразлагаемыми материалами.

Социальные предприниматели и активисты тоже борются за лучший мир, и они также попали в список этого года. София Кернер возглавляет фонд Girls Future Ready, помогающий девушкам и молодым женщинам развивать карьеры с помощью различных программ. Ее организация уже помогла около 80 000 человек.

А Францишек Соколовский приобщился к созданию «Йельского списка позора из-за работы в России» под руководством вице-ректора Йельской школы менеджмента Джеффри Зонненфельда. Цель списка – проверить деятельность более 1000 компаний на предмет продолжения работы в России, несмотря на войну против Украины.

Гарвард, Йель, Оксфорд, Кембридж, Стэнфорд – участники списка учились или сотрудничали (или продолжают это делать) с ведущими вузами мира. Но есть те, кто смог добиться значительных успехов и после обучения в польских университетах. Например, Томаш Ковальчик, выпускник Силезского университета технологий в Катовице и основатель компании Luxtrade, которая в 2022-м заработала 70 млн злотых выручки на продаже подержанных айфонов.

Или Даниэль Клим, выпускник Варшавского университета и основатель компании Appercut, зарабатывающей миллионы злотых в Dr. Kegel для тренировки мышц тазового дна мужчин.

Полный список участников «30 до 30» Forbes Polska

Сиддарт Агравал, 30

Многое указывало на то, что Сиддарт Агравал станет успешным ученым. Он регистрировал собственные патенты, получал гранты и научные степени, разрабатывал прототипы лекарств, которые могут быть полезны для лечения рака груди, прямой кишки и поджелудочной. И все же он решил заняться бизнесом, считая, что благодаря собственной компании сможет давать миру новые разработки.

Так появился Labplus, вроцлавский стартап, производящий LabTest Checker – инструмент для автоматической трактовки результатов лабораторных анализов и предоставления рекомендаций на основе этих данных. Среди клиентов стартапа есть сети Diagnostyka и Śląskie Laboratoria Analityczne, которым принадлежит 40% рынка медицинских анализов.

Ежемесячно выручка компании составляет от 70 000 до 100 000 злотых, а благодаря таким хорошим результатам компания получила более 7 млн злотых в виде гранта от Национального центра исследований и развития (департамент при минобразовании Польши) и инвестиций фонда LT Capital. Их инструмент – это сертифицированное медицинское устройство, с которым Labplus хочет выйти на европейские рынки, а также индийский и американский.

У Агравала четкая цель: сделать автоматическую трактовку анализов стандартом в области лабораторной диагностики и таким образом развить международный бизнес.

Якуб Бартошек, 29

Якуб Бартошек /Forbes Polska

Якуб Бартошек Фото Forbes Polska

Немногие университетские проекты в Польше становятся самостоятельными компаниями. Mab Robotics, специализирующаяся на диагностике и ремонте водной и канализационной инфраструктуры с помощью роботов, получила такой шанс.

«Одно мероприятие в Познанском университете технологий стало нашим прорывом. Мы представили работу экспертам в сфере водоснабжения и водоотвода, которые рассказали нам о масштабе проблем с инспекцией и обслуживанием подземной инфраструктуры. Нам уже не нужны были рыночные исследования и рассмотрение потенциальных применений для наших изобретений, ведь мы увидели возможность использования роботов в этой области», – рассказал Якуб Бартошек, который развивает MAB Robotics вместе с Лукашем Антчаком и Якубом Матищаком.

Потом дела пошли быстро. Стартап создает электронные контроллеры для электромоторов и предоставляет услуги по инспектированию и разработке более 50 клиентам. Среди решений компании – роботы разных видов: летающие, те, которые ходят, ездят или роботы-гуманоиды.

MAB Robotics получила 1 млн злотых инвестиций от фонда YouNick Mint. В 2022-м ее выручка составила 903 000 злотых, а чистая прибыль – 56 000 злотых. Однако Бартошек утверждает, что это только начало.

«Мы хотим, чтобы MAB Robotics стала мировым лидером в сфере роботизированных решений для инспектирования и обслуживания труднодоступной подземной инфраструктуры», – делится предприниматель.

Каролина Борнер-Гоголевская, 28

Несколько лет назад Каролина Борнер-Гоголевская заметила, что ее ученикам, которых она учит вокалу, сложно продолжать обучение самостоятельно. Они забывают выполнять упражнения, их голос садится, и они не могут определить, правильно ли тренируют свой голос. Чтобы решить эти проблемы, она создала Vocaly Pro.

Это приложение – виртуальный тренер по вокалу, который правильно и эффективно учит разрабатывать голос и петь. Борнер-Гоголевская создала этот проект при поддержке Бартоша Постулко (ранее занимался космическими проектами в Горно-металлургическом университете Кракова) и вокальной тренерки Доминики Плонки.

Финансируется компания с помощью 1 млн злотых от Польского агентства развития предпринимателей и 1 млн злотых, которые она выиграла в соревновании между стартапами, организованном польско-израильским венчурным фондом TDJ Pitango.

Vocaly уже опробовали более 20 000 человек, и приложение скоро выйдет на рынок. Сначала идея заключалась в разработке дополнительного инструмента для вокальных тренеров, но в конечном итоге им смогут пользоваться миллионы вокалистов в США, Европе, а может даже и в Азии.

Николетта Бучек, 26, и Анна Чубович, 27

Николетта Бучек и Анна Чубович /Forbes Polska

Николетта Бучек и Анна Чубович Фото Forbes Polska

«Мы верим, что будущее – за персонализированной медициной. Мы понимаем, что технологии могут разрабатываться в институтах или университетах, но не выходить за стены и не работать на пользу пациентам. Это и подвигло нас заняться собственным делом», – рассказывают Николетта Бучек и Анна Чубович об идее создания NABIO Medical Technologies.

Молодые ученые использовали свой опыт в медицинской физике, 3D-печати и радиотерапии, чтобы начать свой бизнес. Их стартап разрабатывает HydRe, специальную технологическую экосистему, включающую устройства, ПО и соответствующие протоколы для персонализированной радиотерапии, чтобы этот вид лечения лучше помогал пациентам с раком и имел как можно меньше побочных последствий. Бучек и Чубович хотят, чтобы их технологии появились в первой больнице-партнере в 2025 году.

«Пока у нас готова бизнес-модель, – говорят предприниматели. – Но сложность состоит в том, чтобы разработать универсальное решение, использование которого не зависело бы от особенностей финансирования систем здравоохранения разных стран. Так наш продукт сможет стать международным».

NABIO прошла польский инкубатор Unicorn Hub, акселератор в Лодзи Startups Powered by Invest, а также получила награду зрительских симпатий в конкурсе Start-Up-Med 2023, организованном медицинским журналом RynekZdrowia.pl.

Сергей Бутко, 27 и Влад Турак, 28

«С одной стороны, мы заметили конкретную проблему: автоматизация процесса предоставления сертификатов и различных видов наград. С другой – люди всегда любили получать признание за свою работу. Раньше таким признанием были преимущественно медали за участие в войнах, а сегодня – это сертификаты и медали в онлайн-играх. Мы поняли, что эта сфера должна измениться в современном мире, переходящем от физических документов к цифровым», – рассказывает Влад Турак, который вместе с Сергеем Бутко основал стартап Certifier.

Эти молодые украинцы уже хорошо для этого поработали. Их стартап предлагает программное обеспечение для создания цифровых сертификатов, грамот и дипломов, а также для их хранения. Им пользуются примерно 350 компаний из США, Великобритании и Канады, включая Amazon, Avon, Salesforce и Стэнфорд. Более 600 000 человек сохраняют свои цифровые награды на Certifier, а регулярная ежемесячная выручка компании составляет около 130 000 злотых.

Стартап Бутко и Турака привлек 2,67 млн злотых в двух раундах финансирования: сначала 1,67 млн злотых от BlackPearls и группы бизнес-ангелов, а затем еще 1 млн от фонда Fundingbox.vc.

Петр Домбковский, 29, и Матеуш Станишевский, 28

Они вместе учились в старших классах, вместе поехали учиться в Англию и некоторое время тоже работали вместе. А еще они собирались на досуге, чтобы создавать технологические проекты, и думали о том, что однажды у них будет общий бизнес. А когда один из них заметил, насколько ужасно дублируют англоязычные фильмы на польском, они решили изменить это с помощью запатентованной технологии автоматического дублирования.

Сегодня более миллиона людей используют технологию синтетического генерирования или клонирования голоса для создания аудиокниг, озвучивания персонажей видеоигр и формирования другого аудиоконтента. Среди клиентов компании можно назвать Storytel, производителя аудиокниг, и медиаплатформы TheSoul Publishing и MNTN.

В 2023-м состоялся раунд финансирования Серии А на $19 млн, который возглавили Нет Фридман (бывший президент GitHub и советник Midjourney), Дэниел Гросс (инвестор Stripe и SpaceX ) и калифорнийский фонд Andreessen Horowitz.

Марта Гасик, 29

Более 7500 польских компаний входят в экосистему партнеров Microsoft, и именно они выиграют от открытия Azure Poland Central, первого дата-центра американской корпорации в Центральной и Восточной Европе. Azure Poland Central будет состоять из трех независимых локаций вблизи Варшавы.

Марта Гасик – одна из тех людей, которые помогли воплотить этот проект на миллиард. Молодая полячка окончила Университетский колледж Лондона с отличием, а затем пошла работать в технологические корпорации. Сначала она прошла стажировку в британском отделении IBM, а в 2016-м присоединилась к Microsoft, с которой продолжает работать по сей день.

После нескольких лет работы в Европе, например, в Лондоне, Турине и Париже, Гасик поселилась в Варшаве. Она занималась управлением проектами и развитием бизнеса, прежде чем получила работу в дата-центре и сконцентрировалась на запуске Azure Poland Central. Кроме того, она инициировала создание программы EmPower Women в Microsoft, целью которой является облегчение для женщин из нетехнологичных сфер попадание в мир технологий.

Мацей Яжомб, 28

Мацей Яжомб /Forbes Polska

Мацей Яжомб Фото Forbes Polska

Сделать людей более видимыми для финансовых учреждений. Такова была цель Мацея Яжомба, когда он запускал компанию ePeer несколько лет назад, которую позже переименовал в Braight Technologies. Его стартап разработал собственную технологию поведенческой оценки, которую он начал продавать банкам. И достаточно удачно.

Braight сотрудничает с тремя из пяти крупнейших банков Польши, а также крупными финучреждениями в Мексике и Испании. Ежемесячная регулярная выручка компании составляет примерно €370 000.

Все это привлекло к его бизнесу внимание инвесторов. Braight получила €1 млн от швейцарской компании EVIG и 5 млн злотых – от чешского фонда Lighthouse Ventures. В 2023 году Braight стала собственностью компании Kings Entertainment, которая котируется на Фондовой бирже Торонто.

Но на этом бизнес-путешествие Яжомба не завершается. Он рассказал, что все еще имеет значительную долю в Braight, которая в новой компании должна стать холдингом, инвестирующим в ИИ-стартапы.

Павел Ящуровский, 30

Во всем виновата Salesforce. Когда он работал в технологической экосистеме этой компании, познакомился с Анной Декруа, Камилем Смугой и Петром Зесюком. Они подружились и решили вместе вести бизнес. Им пришла в голову идея облегчить процесс презентации демонстрационных продуктов, или коротко демо.

«Мы сами создали не одно демо и часто присутствовали на презентациях. Нас удивило то, насколько сложным, дорогим и медленным является процесс создания и презентации демо. Так что мы задумались: если у такой огромной компании, как Salesforce, есть с этим трудности, то как же сложно другим компаниям? Оказалось, что очень сложно. Именно поэтому мы уволились со своих работ и основали Demoboost», – рассказывает Павел Ящуровский.

Их стартап предлагает платформу, которая помогает ПО-компаниям создавать, делиться и отслеживать персонализированные и интерактивные презентации демо. Такие клиенты, как Celonis, Veritas и SAP, используют платформу для продаж и маркетинга. В 2022-м Demoboost показала около 604 000 злотых выручки. А фонды b2ventures и Movens Capital, а также предприниматели Рафал Бжоска и Томаш и Петр Краватка вложили в компанию 8 млн злотых.

Якуб Карыш, 28, и Филипп Щепанык, 28

Якуб Карыш и Филипп Щепанык /Forbes Polska

Якуб Карыш и Филипп Щепанык Фото Forbes Polska

Все началось во время пандемии. Якубу Карышу и Филиппу Щепаныку, тогда развивавшим портал э-спорта Gampre, на глаза попалась прямая трансляция продаж на одной из страниц Facebook.

«Мы и представить не могли, сколько заказов получают продавцы буквально за считанные секунды. Но еще больше нас поразило то, что, несмотря на множество заказов, продавцы записывали их от руки в блокноты», – рассказывает Филипп Щепанык.

Молодые предприниматели подсчитали, что примерно 10 000 магазинов в Польше устраивают прямые трансляции для распродаж, но нет ни одного инструмента, который помогал бы им с этим. Так что они решили исправить эту ситуацию. Так и родилась Selmo.io – платформа для организации процесса продаж во время прямых эфиров через Facebook, Messenger или Instagram.

Она позволяет продавцам оформлять заказы прямо в личных сообщениях, продавать с помощью кодов и создавать счета-фактуры. За 14 месяцев со времени коммерческого запуска Selmo обработала более 2 млн заказов на общую сумму почти 500 млн злотых. Сегодня у компании – почти 1000 платных клиентов в восьми странах. В первой половине 2023 года Selmo показала примерно 1,76 млн злотых выручки и 502 000 злотых чистой прибыли.

«Мы хотим, чтобы Selmo стала незаменимым инструментом для тех, кто хочет продавать в соцсетях, вне зависимости от вида товара, – говорит Якуб Карыш. – Это реалистичная цель, ведь наша платформа дает продавцу четкие результаты: экономия времени и увеличение продаж. Отсюда и наше название, являющееся сочетанием английских слов sell и more, то есть продавай больше».

Каспер Келак, 26

Каспер Келак сравнивает создание новых материалов и химических продуктов с кулинарией. Ученым нужно подобрать правильные ингредиенты, а затем объединить их в правильных пропорциях. Он часто делает это с помощью экспериментов, полагаясь на интуицию. Лондонский стартап Quantuum Boost, соучредителем которого является Келак, хочет оптимизировать этот процесс.

«Мы разработали алгоритм на основе современных техник машинного обучения, который направляет ученых в процессе экспериментов и дает возможность создавать оптимальную формулу продукта с в пять раз меньшим количеством экспериментов, чем при применении других подходов», – объясняет Келак.

Его стартап только в начале своего пути: недавно компания привлекла $700 000 от венчурного фонда Inovo при оценке стоимости в $7 млн. Но это очень многообещающее начало.

Келак окончил Кембридж, где он изучал машинное обучение, а его бизнес-партнер и второй соучредитель Quantuum Boost, Филипп Аукштол – выпускник Оксфорда. Они познакомились во время прохождения программы Entrepreneur First в Сингапуре. По словам Келака, у него всегда было желание начать собственное дело.

«В каждой сфере профессиональной деятельности есть скрытые подводные течения, которые отвлекают нас от того, что самое важное, а именно – давать другим ценность, – говорит Келак. – В академическом мире существует постоянное давление издавать научные работы, иногда жертвуя их качеством и важностью. В корпоративном мире нужно уметь играть в корпоративные игры и разбираться во внутренней политике. Но для предпринимателя самое важное – это долгосрочные доходы, напрямую зависящие от того, какую ценность ты можешь предложить людям».

Cофия Кернер, 21

В настоящее время программы организации Girls Future Ready Foundation генерировали $25 млн социальной ценности.

Ее основательница, Cофия Кернер, решила заняться развитием и образованием девушек и женщин от 13 до 24 лет из Центральной и Восточной Европы. Делает она это через международные программы (среди которых – реализация собственных проектов с помощью наставников или встречи с лидерами), обучение предпринимательской деятельности и английскому, а также публичные выступления.

Фонд Кернер сотрудничает с такими компаниями, как Roche, Boston Consulting Group, Marriott, Zoom, Bank of America и Allegro, а также с американским посольством и польским посольством в Сингапуре. По подсчетам Girls Future Ready Foundation, ее деятельность уже помогла около 80 000 человек.

Но для Кернер этот фонд – это еще не все. Она также основала агентство 50 one, которое помогает людям и компаниям реализовать социальные проекты.

Даниэль Клим, 30

Даниэль Клим /Forbes Polska

Даниэль Клим Фото Forbes Polska

Приблизительно 15 млн злотых выручки и 3,9 млн злотых чистой прибыли – такие результаты показала в 2022-м варшавская компания Appercut, соучредителем и гендиректором которой является белорус Даниэль Клим. Все благодаря приложению Dr.Kegel, которое стало одним из самых популярных в мире. Оно помогает мужчинам, заботящимся о своем сексуальном здоровье, тренировать мышцы тазового дна. В настоящее время Dr.Kegel загрузили более 3 млн пользователей.

Appercut, которым руководят Даниэль Клим, Александр Шевчук и Игорь Щерба, создавалась с целью разрабатывать мобильные приложения международного масштаба. Сегодня Клим занимается несколькими проектами, но главным остается Dr. Kegel.

«Мы хотим превратить Dr. Kegel на суперприложение, которое будет приложением со всем необходимым для мужчин, желающих улучшить сексуальное здоровье и качество жизни, – рассказывает Клим. – Недавно мы добавили функцию интерактивных курсов сексологии с практическими уроками и полезными техниками для развития сексуальности и усовершенствования отношений с партнером».

Клим хочет, чтобы этот флагманский проект его компании давал $10 млн регулярной годовой выручки до конца 2024-го.

Матеуш Ковальчик, 29

С одной стороны есть рестораны, пекарни и магазины с избытком пищи, которую не хотелось бы просто выбрасывать. С другой – клиенты, которые готовы покупать продукты, срок годности которых близится к концу, за меньшие деньги. А между этими группами есть Foodsi – приложение, помогающее этим группам найти друг друга.

Компания Матеуша Ковальчика и Якуба Фрищишина – это один из самых популярных стартапов, который очень часто получает награды в Польше за свое социальное влияние. Это и неудивительно.

Их приложение Foodsi загрузили более 1,5 млн раз, они сотрудничают с около 4000 заведений, а в 2023-м стоимость спасенной ими пищи может достигнуть 30 млн злотых. За последний год стартап привлек около 10 млн злотых инвестиций, а его продажи выросли в пять раз. В первой половине 2023-го выручка компаний составила 2,1 млн злотых.

По словам гендиректора компании, Матеуша Ковальчика, Foodsi является третьим самым мощным игроком на мировом рынке приложений, предотвращающих растрату пищи, после датского Too Good To Go и французского Pheniks.

Томаш Ковальчик, 28

Все началось просто: он купил один старый iPhone 5, отремонтировал его и продал с наценкой. Но со временем способ заработать дополнительную копейку в 2014-м превратился в полноценный бизнес в 2017-м. Ковальчик вместе с Бартошем Валачеком основали компанию Luxtrade, специализирующуюся на выкупе старой электроники, преимущественно айфонов, ее обновлении, ремонте и перепродаже.

И этот бизнес достаточно успешен. В 2022-м Luxtrade продала более 75 000 устройств (через маркетплейсы, стационарные магазины и собственный онлайн-магазин), получив примерно 69,6 млн злотых выручки и 711 000 злотых чистой прибыли. В компании работают более 100 человек и есть 12 собственных шоурумов. Около четверти выручки Luxtrade делает за пределами Польши.

Однако это скоро может измениться. Ковальчик хочет повторить на иностранном рынке тот успех, которого ему удалось добиться на внутреннем.

Филипп Козера, 28

Бизнесовых приключений Филиппа Козера хватит на несколько автобиографий.

Его первый стартап – приложение Visual Cognition для слабовидящих – родился из хакатона, в котором Козера принял участие во время учебы в Кембридже. Эта компания выиграла ряд наград и привлекла $150 000 инвестиций от акселератора Katapult из Осло. Но у этой истории не было счастливого конца: команда учредителей распалась.

Поэтому Козера создал другой бизнес, а именно стартап Kristalic, предлагающий ПО для записи деловых встреч/собраний и автоматического создания их текстовой версии. Компания прошла акселератор Techstars и привлекла около $6,5 млн финансирования от инвесторов. Но в результате ссоры между партнерами поляк покинул компанию.

Сегодня Козера занимается HeyDaily. Это компания, которую он основал в Нью-Йорке в 2021-м и которая сначала предлагала платформу для помощи налаживать бизнес по подписке. Сейчас у фирмы 20 000 злотых ежемесячного регулярного дохода.

Но вот уже несколько месяцев Козера работает над стартапом WordWare, помогающим некодировщикам использовать в своей деятельности ИИ и машинное обучение. Компания привлекла около $1,35 млн финансирования при оценке $17,35 млн.

Николай Крул, 27

Николай Крул /Forbes Polska

Николай Крул Фото Forbes Polska

Сначала были заказы на создание онлайн-игр и программирования, затем он открыл собственный онлайн-магазин, а затем разработал ПО, которое помогает клиентам из индустрии э-коммерции. BitBag, основанная и возглавляемая Николаем Крулом, специализируется на создании онлайн-магазинов для компаний. Она выполнила более 100 проектов в 30 странах, среди которых MyTheresa, Carrefour, Azrieli и Adyen. В 2022 году компания показала 10,4 млн злотых выручки и 3,6 млн злотых EBITDA.

Но это не единственный бизнес Крула. Недавно он стал совладельцем и гендиректором стартапа Sylius, создающим открытое ПО для онлайн-продаж, что, среди прочего, решает проблему управления заказами, использования различных платежных сервисов и объединения нескольких товаров в один заказ. Это программное обеспечение помогает 4000 компаний, среди которых PSG, Dr. Oetker и InterSport, а выручка в прошлом году составила 4,8 млн злотых.

«Я хочу создать одну из лучших технологий для разработки систем онлайн-продаж и одну из лучших компаний этого направления в Европе. Мы планируем значительное расширение на французский рынок и в немецкоязычные страны, где у нас уже есть крепкие устои для развития. Хочу, чтобы это произошло органично, без поддержки инвесторов. Нам удалось добиться наилучших результатов при помощи смекалки и создания реальности ценности. Для этого нам не нужно было тратить кучу чужих денег на маркетинг или пиар», – говорит Крул.

Михал Крушинский, 29, и Паулина Пепера, 26

Первоначально был активизм. Паулина Пепера была задействована в «Новом голосе», крупнейшей организации, устраивающей дебаты в Польше и которую основал Михал Крушинский. Там они познакомились и построили доверие друг к другу, а затем решили создать вместе бизнес.

«Мы сошлись в том, что хотим спасти планету от загрязнения пластиком путем изменения рынка упаковки», – объясняет Крушинский.

Так появился стартап Znika, который производит и продает экологичную упаковку без пластика. Компания создает разные виды упаковки из биопластика, например, пакеты для посылок, скотч и небольшие пакетики-сашетки. У Znika – более 80 клиентов, среди которых Allegro, CD Projekt, Warta Poznań и Ethy, выручка в 2022-м составила около 600 000 злотых, а чистая прибыль – 225 000 злотых. Кроме того, бизнес-ангелы и фирма LT Capital вложили в компанию 1,3 млн злотых инвестиций.

«Для себя мы хотим создать крутую компанию, которая будет быстро расти и где будут работать отличные люди. Наша социальная цель состоит в том, чтобы дать толчок рынку упаковки к изменениям в направлении более экологических практик и показать, что это может быть финансово выгодно», – объясняет Крушинский.

Адам Пачуский, 28

Финтех-проекты для Visa и MasterCard – это то, с чего началось бизнес-путешествие Адама Пачуского и его друга Бартоломея Поломского. В 2019-м они основали ПО-компанию Trusted Software Services, а дальше последовали новые клиенты, новые проекты и возможность расширить штат (через несколько месяцев в компании работало 15 человек).

Затем последовала пандемия, которая оказалась значительным испытанием для стартапа, предоставляющего услуги преимущественно для фирм индустрии публичного транспорта. И им протянули руку помощи инвесторы, а именно Czysta3.vc и The Heart.

«После сложного периода было время быстрого роста TSS, когда мы создали решения в сфере ИИ и финтеха. Сейчас, кроме ИИ- и финансовых технологий, мы предоставляем еще и ІТ-команды и специализированные решения под нужды клиентов», – рассказывает гендиректор Адам Пачуский.

Сегодня в компании работают более 100 человек, а среди клиентов – Asseco, Poczta Polska, Национальный фонд здоровья и Министерство финансов. В 2022 году компания показала 15 млн злотых выручки и 800 000 злотых чистой прибыли.

«Мы отличаемся, потому что способны предложить полный спектр услуг, связанных с ПО: от консультаций и анализа потребностей до разработки решения и последующего обслуживания системы, – объясняет Пачуский. – Кроме того, мы среди немногих молодых компаний, которые участвуют в государственных тендерах, и нам часто удается обходить фирмы, у которых несколько тысяч специалистов».

Юстина Пельц, 30

В космическую индустрию можно прийти разными путями. Путь Юстины Пельц шел через изучение автоматизации и робототехники во Вроцлавском университете науки и технологий и через… маркетинг. Во время учебы она присоединилась к научной группе, которая разрабатывала марсоход для участия в конкурсе, и в ее обязанности входило ведение веб-сайта и страниц в соцсетях.

«Оказалось, что это идеальная для меня тема, и меня сразу затянуло, – рассказывает Пельц. – Я быстро вышла за пределы маркетинга и через год уже возглавляла проект разработки посадочного аппарата для миссии на Марс. После двух лет в научном клубе я основала собственную компанию Innspace, разработавшую многие модели станций для миссии на Луну и Марс, а также космический транспорт. Вскоре начали появляться новые возможности и проекты».

Как объясняет предпринимательница, Innspace открыла для нее еще одну дверь в космическую индустрию. К примеру, она стала соучредителем Польского астробиологического общества, которое развивает космическую робототехнику и распространяет информацию об этой индустрии.

Матеуш Пневский, 30

«Работая в N26, я понял, что мы живем во времена, когда не менеджеры в костюмах, а инженеры и технари типа меня формируют финансовую индустрию, которая является одним из крупнейших секторов мировой экономики. Я решил этим воспользоваться», – рассказал Матеуш Пневский, основатель TransactionLink.

Именно поэтому свой опыт, приобретенный в Кембридже, Rocket Internet и N26, он использовал для создания собственной финтех-компании. Его детище TransactionLink предлагает платформу, на которой компании могут найти провайдеров различных финансовых услуг (проверка личности клиентов и финансовой истории, верификация личности через СМС, проверка государственных реестров и оценка рисков).

Сегодня у TransactionLink – 32 клиента из Польши, Великобритании, Франции и Германии, среди которых такие бренды, как AASA Polska, Fiserv, Capital on Tap, TalkRemit, DigitalCare и LloydsBank. Компания достигла €1,5 млн регулярной годовой выручки. В двух раундах финансирования TransactionLink привлекла €6 млн от таких инвесторов, как Target Global, Entrée Capital, White Star Capital и GPW Tech.

Патрик Повежа, 30

Патрик Повежа /Forbes Polska

Патрик Повежа Фото Forbes Polska

Создать инновационные магазины с самообслуживанием с нуля – с такой задачей присоединился к компании Żabka Патрик Повежа в 2021 году, возглавив проект Żabka Nano.

«Мы начали с простых прототипов в арендованных помещениях в Познани. Далее, примерно через год, мы открыли первый в мире магазин с полным самообслуживанием, стали самой большой сетью таких магазинов в Европе, обойдя Amazon Go. Также мы запустили два пилотных магазина за пределами Польши. Кроме того, совместно с Microsoft у нас была возможность презентовать свою концепцию на крупнейшей в мире ритейл-конференции в Нью-Йорке, NRF. А еще мы открыли пилотный магазин в Сиэтле», – рассказывает Повежа.

Он все еще занимается развитием такого формата магазинов Żabka, но его амбиции не ограничиваются корпоративной карьерой (ранее он работал в Leroy Merlin и Orange). В то же время он занимается рассылкой о технологиях, на которую подписалось более 1500 человек.

Войцех Пшеходзень, 29

«Это как попасть в совершенно новый мир. Здесь больше перспектив, о которых следует думать и учитывать при принятии решений: маркетинг, финансы, продажи и т.д. Я человек, который любит соединять точки, поэтому эта новая роль мне быстро подошла», – рассказывает Войцех Пшеходзень, после после многих лет в ІТ-сфере решил заняться собственным делом.

Вместе с Павелом Липинским и Адой Андрушевич Пшеходзень основал Talkie.ai, платформу для независимого создания и управления голосовыми ботами, которая направлена преимущественно на медицинскую сферу. Технологией Talkie.ai пользуются 55 компаний (среди которых Luxmed, Salve, CMP Medical Center и American Dekalb Pediatric Center) и стартапу это приносит 214 000 злотых регулярной ежемесячной выручки.

В 2022 году Talkie.ai привлекла 12,5 млн злотых финансирования от фондов 4Growth, Movens, Funding Box, Satus и primeCROWD. А недавно Национальный центр исследований и развития дал компании 7,2 млн злотых за создание голосовых ботов, помогающих врачам в работе.

«Мы хотим сделать медицину более доступной и человечной с помощью ИИ», – заявляет Пшеходзень.

Лаура Райс-Фогель, 29

Лаура Райс-Фогель вместе с мужем Марцином Фогелем вложили 200 000–300 000 злотых, чтобы закупить швейные машинки, найти помещение, собрать команду, купить первые материалы и таким образом начать строить собственный бренд одежды.

Их бренд Laurella специализируется на одежде для матерей – это преимущественно платья, но также свитера, юбки, брюки, футболки. В компании работают более 50 работников, а за ее профилем в Instagram следят 250 000 подписчиков. Выручка компании за 2022-й год составила около 24,3 млн злотых, а чистый убыток – 121 000 злотых. Все эти успехи – в значительной степени заслуга Райс-Фогель, которая не только корпоративный директор Laurella, но и посол бренда, на чью страницу в Instagram подписались более 200 000 пользователей.

Такой успех бренда не прошел мимо игроков рынка одежды. С 2023-го 51% акций Laurella принадлежат публичной компании Immobile, которая котируется на Варшавской фондовой бирже и владеет брендом одежды Quiosque.

Францишек Соколовский, 22

Чтобы попасть в один из лучших университетов мира, недостаточно быть талантливым и очень этого хотеть. Для этого требуется четкий план. Францишек Соколовский создал этот план, когда ему было 12 лет.

«Между 2014-м и 2020-м я успешно воплотил свой план вступления. Признаюсь, первые несколько лет мой замысел податься в Йель и Гарвард многие считали невыполнимым, а иногда слишком амбициозным. Мои родители попросили меня не говорить об этом с друзьями, чтобы надо мной не насмехались», – вспоминает Соколовский.

Сегодня над ним вряд ли кто-то станет насмехаться. Он не только учится в Йеле, но и задействован в разных проектах на пересечении бизнеса и геополитики. Один из них – это «Йельский список позора из-за работы в России», который создал Джеффри Зонненфельд, вице-ректор Йельской школы менеджмента. Аналитики этой инициативы исследуют работу более 1000 корпораций на предмет продолжения деятельности в РФ. Страницу проекта просмотрели более 10 млн раз, а данные исследователей помогли стимулировать крупнейший в истории бизнес-бойкот.

«Когда я присоединился к работе со списком, он только начинал выходить за пределы академического проекта и превращаться в мировой феномен. Над ним работали несколько человек, но среди них не было ни американцев, ни студентов бакалаврата, – говорит Соколовский. – На сегодняшний день несколько сотен людей из разных стран мира присоединились к работе над списком и среди них несколько поляков, которых привел я».

Доминика Стобецкая, 28

Доминика Стобецкая /Forbes Polska

Доминика Стобецкая Фото Forbes Polska

Доминика Стобецкая начала свои международные поездки со школы-интерната в Швейцарии. Затем она жила в Лондоне, Мельбурне, Франкфурте, Мюнхене и других городах, куда она переезжала из-за работы в Европейском центральном банке, Федеральном резервном банке и Deutsche Bank. А когда она решила уйти из сферы инвестиционного банкинга, избрала менеджерские программы в Институте политических исследований в Париже и Университете Кейо в Токио.

«Меня привлекли исследовательский и аналитический подходы в этих программах. Да и тяжело отказаться от возможности жить в Париже и Токио», – рассказывает Стобецкая.

Сегодня именно из столицы Японии Стобецкая вместе с партнером Кеннетом Офрилом развивают собственный бизнес – Toku. Ее стартап предлагает платформу для управления выплатами в виде криптовалюты и токенов в соответствии с законами о налогообложении и труде более сотни стран мира. Несмотря на проблемы на крипторынке, у Toku дела обстоят отлично: у компании – более 50 клиентов и $20 млн инвестиций, которые она привлекла в марте.

«Рынки всегда будут идти вверх и всегда будут идти на убыль. Я воспринимаю корректировку бешеных оценок стоимости компаний, о которых мы слышим в СМИ, как признак зрелости индустрии. Во время нашего последнего раунда финансирования мы работали с инвесторами, которые понимают, что для того, чтобы технология блокчейн развивалась и становилась мейнстримной, мы должны для этого работать», – говорит предприниматель.

Нина Веретило, 25

Тесты для выявления талантов и подбор университетов для абитуриентов, собеседования с карьерными советниками и сбор информации о различных вузах, подача заявки на поступление в зарубежные университеты, поддержка в получении кредита на обучение и организация переездов в место обучения – всем этим занимается EduCat, образовательное агентство, соучредительницей которого стала Нина Веретило.

В своем бизнесе, который она развивает вместе с Мареком Головкой, Веретило полагается на собственный опыт. Девушка вступила в Оксфорд и окончила его по двум направлениям: экономика и управление. Некоторое время она работала на другие образовательные агентства, но в конце концов решила основать собственное.

EduCat сотрудничает со 150 менторами, которые помогли около 1400 людей только в первой половине 2023-го – это вдвое больше, чем в прошлом. В 2022 году стартап показал 270 000 злотых выручки и 143 000 злотых чистой прибыли. Сегодня он борется за лидерство на польском рынке и работает на расширение за границу, начиная с Италии.

Ян Витовский, 29

Медицинская визуализация, онкология, искусственный интеллект – эти три сферы входят в научные интересы Яна Витовского. Чтобы их объединить, он основал в США стартап Ataraxis вместе с Кшиштофом Гирасом.

Их компания предлагает диагностическую технологию, которая может предположить, что будет происходить с пациентом с онкологией во время лечения. Например, как он или она отреагирует на химиотерапию, или оценить вероятность возвращения рака.

«Наша платформа предлагает очень точные прогнозы результата лечения пациентов. Мы определили перечень вопросов о лечении, на которые врачи, к сожалению, не могут ответить самостоятельно, потому что им нужны дополнительные инструменты или биомаркеры. Мы (единственные на рынке) можем ответить на эти вопросы не только точно, но и сделать это быстро (за несколько минут, а не недель) и дешевле, – объясняет Витовский. – Наша долгосрочная цель состоит в том, чтобы предоставлять каждому пациенту полностью персонализированный план лечения от А до Я. Для этого потребуется выполнить большой объем работы по вопросам исследований, совершенствованию технологии и бизнес-стратегии. Но я верю, что мы сможем заменить текущие и очень ограниченные диагностические инструменты».

В это верят не только они. Среди советников компании – Ян Лекун, вице-президент и главный ИИ-ученый Meta, которого называют «крестным отцом ИИ», и Роберт Шнайдер, директор программы исследования рака груди при Нью-Йоркском университете. А недавно Ataraxis привлекла более $4 млн инвестиций.

Катажина Возняк, 30

Zapytaj Lekarza («Спроси у врача») – это онлайн-клиника, где работают более 10 врачей, которые уже помогли более 15 000 пациентов. В 2022-м выручка компании составила 465 000 злотых, а чистая прибыль – 77 000 злотых. А еще есть Katie’s – компания, производящая и продающая ювелирные украшения. Она в 2022 году показала около 1,01 млн злотых выручки и 236 000 злотых чистой прибыли.

За этими организациями стоит Катажина Возняк, также известная как Mama и Stetoskop. Она – одна из самых популярных медицинских инфлюенсеров Польши, освещающая на своих страницах в соцсетях вопросы материнства, медицинских исследований и медицинские советы онлайн.

У Возняк около 153 000 подписчиков на Instagram-странице и 143 000 – на YouTube-канале. По ее собственным подсчетам, ее видео просмотрели примерно 16 млн раз. Свою узнаваемость и охват она искусно использует для развития собственных компаний.

Аркадиуш Жаровский, 30

Когда Аркадиуш Жаровский подал документы на вступление в Стэнфорд, мечтал о том, что поедет в Штаты, получит там лучший опыт предпринимателей Кремниевой долины и привезет этот опыт обратно в Польшу. Сегодня его мечта сбывается.

После учебы в Стэнфорде он работал в двух перспективных американских стартапах, Coda и Redpanda, в которых сегодня трудится несколько сот тысяч человек. Затем Жаровский пошел в инвестиционную отрасль, а именно в венчурную фирму Obvious Ventures, которая управляла активами более чем на $1,2 млрд. В портфеле фирмы, среди прочих, есть инвестиции в Twitter, Stripe, Beyond Meat, Anthropic и Planet Labs.

Во время работы в Obvious Ventures Жаровский занимался инвестициями в технологические компании, специализирующиеся на климатических изменениях и искусственном интеллекте. И он продолжит этим заниматься в фирме SE Ventures, куда недавно перешел.

Методология

При создании списка «30 до 30» мы ищем нынешних и потенциальных бизнес-лидеров, то есть талантливых предпринимателей, инвесторов, новаторов, активистов и руководителей молодого поколения. Нас интересуют как поляки, так и иностранцы, работающие в Польше. В 2023-м мы выбирали окончательную тридцатку из почти 700 кандидатов. Кто-то пришел к нам сам, кого-то посоветовали другие, а были и те, кого заметили мы сами.

Мы отсеяли кандидатов и оставили 80. Далее информацию о них мы предоставили коллегии судей, которая состояла из предпринимателей, инвесторов, экспертов разных индустрий и членов редакционной команды Forbes, для окончательного выбора.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине