Война не только разрушает бизнесы, но и вынуждает предпринимателей в разы, в десятки раз увеличить производительность. Наши партнеры и соратники медленны, нерешительны и шатки. Стратегические слепцы. Нужно поддерживать и улучшать отношения. Но чтобы иметь устойчивое будущее Украины, необходимо взрастить внутреннюю мощь. Как это может быть?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Вторая мировая война показала, на что способны люди. Несколько примеров.
На западе США величайший промышленник Генри Джон Кайзер был мастером строительного дела. Возводил дороги, дома, плотины. С началом войны он молниеносно изучил новое дело – строительство кораблей. В 1939 году построил судостроительные верфи – четыре в Калифорнии (Richmond Shipyards), три в штатах Орегон и Вашингтон.
- Категория
- Мир
- Дата
Он безумно сосредоточился на улучшении способов производства. Не через год-два, а теперь. Внедрил сотни новшеств, которые позволили: резко снизить затраты; феноменально ускорить темпы производства; привлечь десятки тысяч не очень квалифицированных работников.
Характерный пример: по стандарту того времени судно строилось 230 дней. Кайзер снизил срок до 45.
Кайзер не засекречивал собственные изобретения, делился с другими американцами-строителями. Но все же верфи Кайзера были чемпионами. Выстроили 1500 судов из всех 5500 грузовых судов, или 21%, созданных за время войны, и сделали это в среднем вдвое дешевле остальных.
Другой пример. В начале войны президент General Motors Уильям Кнудсен (отвечал за все военное производство) позвонил президенту Chrysler Кауфману Келлеру (известному как К.Т. Келлер).
Кнудсен спросил, мог ли Chrysler производить танки. Келлер ответил: «Не знаю, Уильям. Я никогда танка не видел. Пауза. «Но, наверное, мы это сделаем».
В 1940 году в городе Уоррен, неподалеку от Детройта, Келлер начал строительство гигантской фабрики (1,25 млн кв. м) – Detroit Arsenal Tank Plant (DATP). Но первые танки она начала выпускать гораздо раньше, чем завершилось строительство самого завода.
К концу войны DATP выпустила 25 000 танков – на 5000 больше, чем целая Германия. В общей сложности США за время войны произвели 86 000 танков. Доля одного завода – чемпиона DATP – 30%.
Представим, если бы Украина создала такую диспропорцию в производстве дронов.
Как и Генри Кайзер, К.Т. Келлер создал мощный внутренний напор – безумный поиск радикально лучших методов производства. Не через два года, а теперь. Эти изобретения распространялись от DATP ко всем остальным танкостроителям США.
Возле Уоррена есть городок Ипсиланти. Там весной 1941-го сын Генри Форда Эдсел и директор Ford Motor Чарльз Соренсен начали строить фабрику Willow Run (известную как Air Force Plant 31). Тогда это была самая крупная фабрика в мире (3,5 млн кв. м). Задача фабрики – строить бомбардировщики В-24 Liberator.
Форд никогда не строил самолеты, а тем более великаны, такие как В-24. Соренсен верил, что можно приложить фордовский подход массового производства к самолетам. Авиаэксперты единогласно говорили, что это невозможно. Машина – это бомбардировщик, весящий 56 000 фунтов, имеющий 450 000 компонентов и двигающийся не 60 миль в час, а 300.
Эдсел и Чарльз их не послушали и начали работать. Помехи, очевидно, были невероятны. На подготовительной стадии инженеры работали день и ночь. Но миссия была четкой и каждый понимал ее важность.
К концу войны Willow Run соорудила 8685 бомбардировщиков В-24, или 46% всех этих самолетов.
Эти вышеупомянутые звезды – хорошо известные примеры. Они свидетельствуют, что война не только разрушает, но и учит, что мы, обычные люди, можем и должны осуществлять «невозможное» и «неосуществимое».
Я знаю, что в Украине не любят выражение «экономический фронт», но во Второй мировой эти «бизнес-генералы», их войска инженеров и работников позволили победить. Суть их вклада? Невероятный ядерный взрыв производительности. Как? Через специализацию, благодаря «заводам-чемпионам», через сфокусированность и постоянный поиск новых подходов и через улучшение производства.
Наблюдая эти примеры, большинство совершает три ошибки:
- Думает, это дело звезд, таких как DATP и Willow Run.
- Думает, что это только американское явление.
- Считает, что этот феномен «невыполнимого» производства касается только «военных» товаров.
Нет, нет и нет.
1. Звезды имеют большое значение. Но они распространяли свой опыт на всех производителей.
2. Такие производственные чудеса совершались не только в Америке. Выдающимся примером является компания Vickers в Англии – производитель оружия, танков, самолетов и кораблей.
3. Взрыв производительности не ограничивался военной продукцией, он произошел повсюду – среди производителей сапог, военной формы, в питании и других секторах.
Это квантовое повышение производительности 1) выиграло войну и 2) дало базу для последующих 30 лет экономического развития Америки.
Украина в настоящее время – это не Детройт или даже Англия во Второй мировой войне. Трудностей у нас намного, гораздо больше. Но и цель, и дух, и изобретательность такие же.
Явление, которое я называю «чудо производительности», уже шагает по Украине, от заводов по изготовлению боеприпасов и производству дронов до IT-продуктов.
Достигли ли мы уровня американской эффективности? Не знаю. Но я думаю, что стоит несколько часов посвятить тому, чтобы изучить их опыт.
Зачем? Чтобы в гораздо худших обстоятельствах создать взрыв производительности, который в разы превысит то, что они постигли.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.