Категория
Инновации
Дата

Стартап Ursa Major попытается помочь США догнать Россию и Китай в разработке гиперзвуковых ракет. Почему именно он, а не SpaceX или Blue Origin?

5 хв читання

Джо Лоріенті, засновник і гендиректор компанії Ursa Major. /Getty Images

Джо Лориенти, основатель и гендиректор компании Ursa Major. Фото Getty Images

Запасы оружия в США довольно истощены из-за войны в Украине, а США не намерены остаться с пустыми амбарами в свете потенциального конфликта с Китаем. На помощь приходит компания Ursa Major, которая уже привлекла $138 млн инвестиций, чтобы разрабатывать твердотопливные ракетные двигатели для таких вооруженных систем, как Javelin и HIMARS.

За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!

Когда в 2021 году Пентагон обратился к Ursa Major с предложением разработать твердотопливный двигатель для ракет, основатель и гендиректор компании Джо Лориенти не чувствовал, что в этом есть насущная потребность. Его больше интересовали двигатели на жидком топливе для гражданских нужд, например, запуск спутников, ведь этот бизнес процветал.

Но потом Россия напала на Украину, и все изменилось. Когда США и союзники начали снабжать тысячи единиц малых переносных ракетных систем для борьбы с российскими танками и самолетами, Вашингтону стало понятно, что военные подрядчики не способны быстро пополнять исчерпывающие запасы этого оружия. Не в последнюю очередь этому способствовала консолидация индустрии, после которой в США осталось всего два крупных производителя твердотопливных ракетных двигателей.

«Это был волшебный пинок, который расшевелил нас», – говорит Лориенте, 33, Forbes.

Ursa Major начала разрабатывать систему 3D-печати, которая способна существенно ускорить производство твердотопливных ракетных двигателей. В четверг, 30 ноября, стартап объявил о привлечении $138 млн в раунде финансирования Серии D, которые помогут в этом деле.

Эта задача вовремя пригодилась Ursa Major, ведь в июне компании пришлось сократить 320 работников из-за неудачи бизнеса с коммерческими двигателями. В итоге, многим молодым производителям ракет сложно конкурировать со SpaceX за контракты по запуску спутников.

Среди новых инвесторов стартапа замечена RTX Ventures, венчурная «дочка» оборонного гиганта, ранее известная как Raytheon – теперь RTX. RTX производит противовоздушные ракеты «Стингер», которые украинские военные научились очень эффективно использовать, и переносной противотанковый ракетный комплекс «Джавелин», который компания производит совместно с другим гигантом, Lockheed Martin.

Aerojet Rocketdyne и Orbital ATK, принадлежащая Northrop Grumman, – это два единственных крупных производителя твердотопливных ракетных двигателей в США из шести, которые были еще в 1995-м.

Фото URSA MAJOR

Фото URSA MAJOR

Гендиректор RTX Грег Гаес жаловался на то, что Aerojet Rocketdyne не готова удовлетворять повышенный спрос. Этим и планирует воспользоваться Ursa Major.

А воспользоваться есть чем. RTX и Lockheed Martin к 2026 году хотят увеличить производство «джавелинов» с 2100 в год до 4000. А Lockheed сообщила, что ищет еще одного поставщика твердотопливных ракетных двигателей для своих систем «Хаймарс», которые США поставляют Украине. Американская армия хочет, чтобы Lockheed увеличила производство ракет до этих установок с 6000 в год до 14 000 до 2026 года.

И дело не только в Украине. «Украина показала, что наша текущая промышленная база не способна к масштабному производству таких уровней, которые потребуются в случае большого конфликта, например с Китаем», – сказал Тодд Гаррисон, аналитик обороны Американского института предпринимательства в Вашингтоне, Forbes.

Конкуренты

У Ursa Major конкурентов немного, но они есть:

  1. Стартап X-Bow из Нью-Мексико получил от Пентагона контракт на $64 млн на строительство твердотопливных ракетных двигателей для гиперзвукового оружия, скорость которого по крайней мере в пять раз превышает скорость звука. Двигатель в разработке Военно-Морских сил и Армии США, а Lockheed инвестировал в X-Bow.
  2. Оборонный техностартап Anduril Industries миллиардера Палмера Лаки купил компанию Adranos, производящую твердотопливные ракетные двигатели на новом виде топлива, разработанного Университетом Пердью. В Anduril сказали, что они увеличат производственную способность компании до тысяч штук в год.

Ursa Major считает, что ее опыт в 3D-печатании, который она приобрела с двигателями на жидком топливе, даст ей преимущество. Компания уверяет, что ее процесс производства может давать 1650 основ для твердотопливных ракетных двигателей в год благодаря единственному принтеру. Почти столько же сейчас производят «джавелинов».

Печатные основания содержат меньше деталей и они дешевле производимых традиционным способом. Ursa Major говорит, что принтеры достаточно легко переключить на производство различных моделей ракетных двигателей.

Ursa Major сообщила, что у нее уже есть первый клиент для твердотопливных ракетных двигателей, но его имя она отказалась называть.

Видение основателя

После окончания Университета Южной Калифорнии Лориенти начал работать над ракетными двигателями в 2011-м в SpaceX, которая тогда была аутсайдером, желающим расшевелить рынок, захваченный правительством и крупными оборонными подрядчиками. Через несколько лет Лориенти перешел в Blue Origin Джеффи Безоса, где помогал разрабатывать двигатели BE-3 для ракеты New Shepard, которая сейчас возит космических туристов на край атмосферы Земли.

Двигатели – самая сложная и дорогая часть ракеты, на которую приходится более половины общей стоимости. Увидев тенденцию к коммерциализации космоса, Лориенти подумал, что найдется выгодное место для специалиста по двигателям. Особенно для того, кто стремится разрабатывать лучшие технологии производства и который может предложить меньшие цены благодаря масштабному изготовлению, чем вертикально интегрированная компания, разрабатывающая собственные двигатели.

«Ursa Major родилась из желания стать Intel космической индустрии», – рассказал он Forbes. Чтобы запустить компанию в 2015-м, он «продал все свои акции SpaceX и вместо того, чтобы купить дом и завести семью, купил 3D-принтер, основал компанию и довел мать до слез», – шутит Лориенти.

Первым продуктом компании стал небольшой реактивный двигатель под названием Hadley, испытанный в 2018-м. Именно в это время появился ряд стартапов, разрабатывавших малые ракеты для запуска небольших спутников. О планах запустить созвездие маленьких спутников тогда сообщили SpaceX, Amazon и OneWeb.

Джо Лориенти, основатель и гендиректор компании Ursa Major. Фото URSA MAJOR

Джо Лориенти, основатель и гендиректор компании Ursa Major. Фото URSA MAJOR

Если не гражданская промышленность, то оборонная

По словам Калеба Генри, директора по исследованиям в Quilty Space, непросто убедить компании передать производство двигателей таким подрядчикам, как Ursa Major. «Космические компании очень гордятся собственными двигателями, поэтому непросто уговорить их отказаться от столь важной части ракеты», – объясняет он.

Запуски малых спутников производятся обычно средними или крупными ракетами, преимущественно Falcon 9 SpaceX. В первой половине 2023-го, по данным фирмы космического консалтинга BryceTech, на SpaceX пришлось около 80% грузов, запущенных на орбиту планеты.

Двигатель Hadley, который разработала Ursa Major, еще не ставили на летающую на орбиту ракету. Лориенте признает, что его коммерческим клиентам сейчас тяжело, ведь стало труднее привлекать венчурный капитал. Именно поэтому компания решила сосредоточиться на оружии.

Но есть область, в которой жидкотопливные двигатели Ursa Major могут пригодиться, – гиперзвуковое оружие. США стремятся догнать Россию и Китай в разработке маневровых высокоскоростных ракет. Stratolaunch, которую в 2010-м основал Пол Аллен и которая в настоящее время принадлежит Cerberus Capital, использует двигатель Hadley в испытательной ракете, которую применят для достижения сверхзвуковыми ракетами скорости более чем на 1 Мах.

Исследовательская лаборатория Воздушных сил США передала Ursa Major контракт на разработку реактивного двигателя на жидком топливе, который назвали Draper. Его будут использовать для кажущихся сверхзвуковых ракет врага, которые американская армия будет учиться сбивать.

Этот контракт на «восьмизначную сумму», как говорит компания, также предполагает разработку значительно большего реактивного двигателя Arroway многоразового использования, который должен заменить аналогичные российскому производству.

Из-за того, что Россия и Украина выпали из экспорта ракетных двигателей, Лариенти считает это возможностью Ursa Major поддержать космические программы союзников, таких как Евросоюз, Южная Корея, Япония и Австралия.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд