ППО, мобільні бригади, піхота, авіація /Getty Images
Категория
Война
Дата

«Ситуация хуже, чем я думал». Почему разразился скандал с переводом авиатехников Воздушных сил в пехоту?

3 хв читання

Украинский истребитель МиГ-29. Фото Getty Images

Прослухати матеріал

Прослухати матеріал

06:08 хвилин

x1
  • 1
  • 1.25
  • 1.5
  • 1.75
  • 2
00:00 / 06:08

Forbes Ukraine выяснял, насколько масштабный перевод инженеров и техников Воздушных сил в пехоту и действительно ли это может повлиять на боеспособность украинской авиации.

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

14 января информационное пространство всколыхнуло публичное заявление техников 114-й авиационной бригады, которое распространил сержант Виталий Горжевский. В нем говорится, что из бригады уже перевели в пехоту 250 человек, а по новому приказу должны перевести еще 218 – почти всех авиатехников.

Это фактически сделает небоеспособной бригаду, которая вооружена советскими истребителями МиГ-29 и овладела новыми западными типами самолетов, говорится в заявлении. Забирают людей и из руководства бригады, и из персонала, заявил франковскому изданию «Галка» старший техник инженерно-авиационной службы прикарпатской авиационной эскадрильи Дмитрий Донцов.

На ситуацию пришлось реагировать Генштабу, командованию Воздушных сил и президенту Владимиру Зеленскому.

Forbes Ukraine разбирался, что происходит в Воздушных силах и какие угрозы создает.

Не новая практика

Перевод авиационного персонала авиабригад в подразделения Сухопутных войск Forbes Ukraine подтвердили два собеседника из сектора авиации, которые общались на условиях анонимности из-за чувствительности вопроса.

Причина очевидная – активное наступление врага, на фоне которого от главкома ВСУ Александра Сырского требуют стабилизировать фронт, говорит один из них. Однако из-за проваленной мобилизации катастрофически не хватает личного состава на передовых позициях, добавляет он. Привлечение наземного авиаперсонала в пехотные подразделения – не новая практика, и это уже не первый случай подобной «командировки».

Сначала пошли в «сухопутку» бойцы из подразделений охраны аэродрома и логистики, которых дополнительно привлекали к мобильным огневым группам, отмечают оба собеседника. Чтобы выполнить следующие распоряжения, нужно было переводить и часть инженерно-технического состава. Результат – дополнительная нагрузка на наземный авиаперсонал; пока это не критично влияет на выполнение боевых задач авиацией, добавляет он. «Но это как отрезать несколько пальцев на руке. Уже не полноценная рука, но работать ею все еще можно», – отмечает собеседник.

Несколько дней назад поступило еще одно распоряжение о переводе личного состава в пехоту, рассказывает собеседник Forbes. «А последнее – вчера. Выгребают всех, кого можно. Ситуация хуже, чем я себе представлял», – добавляет собеседник.

По данным источников «Милитарного», новый масштабный перевод в пехоту военных Воздушных сил санкционирован распоряжением Сырского. Он касается не только авиационных бригад, но и зенитных и радиотехнических подразделений ВСУ.

Бригада собеседника Forbes Ukraine планирует отстаивать свой личный состав, чтобы иметь возможность обеспечить выполнение боевых задач авиацией: отправлять доклады, ходатайства и обоснования, какие последствия это будет иметь не только для авиации, но и для общей ситуации на фронте.

Вопрос – прислушается ли к аргументам Сырский. «Если будет приказ главкома [о переводе], мы не имеем права его не выполнить», – говорит собеседник.

Такая тенденция может создать угрозу для выполнения авиацией боевых задач, добавляет собеседник. Ключевое – не должно быть бесконтрольного «выгребания» личного состава авиации.

Против перевода инженеров в пехоту публично выступили два украинских летчика.

«Готовы ли мы их [инженерно-технический персонал] просто отдать? Нет, это узкопрофильные специалисты», – написал в Instagram пилот истребителя МиГ-29 Вадим Karaya Ворошилов. Найти замену высококвалифицированным инженерно-техническим специалистам будет сложно, добавил он. Будут проблемы с содержанием и обслуживанием самолетов, снизится боеспособность авиабригад, считает Karaya.

Подготовка техника занимает по меньшей мере три года в военное время, написал в Instagram пилот Иван «Смерека» Смеречанский. «Когда вы видите, как летит наша железная птица, сбивает вражеские БПЛА, уничтожает врага, это работа не одного пилота. Это система», – добавил он.

Как отреагировали в командовании

В пресс-службе Воздушных сил отказались рассказывать Forbes Ukraine подробности ситуации. Вместо этого прислали заявления Генштаба и врио командующего Воздушными силами Анатолия Кривоножко.

В Генштабе заявили, что не планируют переводить в пехоту «остродефицитных специалистов инженерно-авиационной службы», специалистов высокотехнологичных специальностей и прошедших подготовку за рубежом на иностранном оружии.

Воздушные силы поэтапно переводят в сухопутные подразделения личный состав, но это не касается «дефицитных специальностей и специалистов, привлеченных для выполнения задач боевой авиацией», пообещал Кривоножко.

В Генштабе назвали вынужденным шагом перевод в Сухопутные войска служащих Воздушных сил и других родов войск. «Ситуация на фронте непростая, на многих участках не хватает пехотинцев», – говорится в заявлении Генштаба.

На скандал отреагировал в вечернем обращении и Владимир Зеленский. Президент заявил, что поручил командующему Воздушными силами объяснить все обществу и не уменьшать состав специалистов, необходимых для выполнения боевых задач авиацией, ПВО и мобильных огневых групп.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине