В декабре прошлого года агрокомпания из-за отсутствия света опоздала с регистрацией накладных на 16 минут, за что налоговая выписала ей 700 000 грн штрафа. Налоговиков даже не убедила справка Торгово-промышленной палаты о форс-мажорных обстоятельствах. Инспектор Совета бизнес-омбудсмена Василий Суховой и младшая инспектор Наталья Дасюк специально для Forbes рассказывают кейс компании «ГАЛИЧИНА – ЗАХІД»
ООО «ГАЛИЧИНА – ЗАХІД» входит в топ-5 агрокомплексов Украины по выращиванию свиней, площадь хозяйства которого занимает 412 га и имеет более 6000 га пахотной земли под сельскохозяйственные культуры.
Операционная деятельность компании, как и тысячи других предпринимателей, была существенно усложнена осенью 2022 года, когда Российская Федерация начала осуществлять массированные ракетные атаки на объекты энергетической инфраструктуры, в результате чего происходили аварийные и стабилизационные отключения электроэнергии по всей территории Украины.
ООО «ГАЛИЧИНА – ЗАХІД», как объект критической инфраструктуры в секторе пищевой промышленности, подключено к электроснабжению с помощью основной и резервной линий. В случае отключения света по основной линии, предприятие должно заживляться от резервной. Однако, в связи со значительным дефицитом электроэнергии в сети, отключения часто происходили по обеим линиям одновременно.
Так случилось и 15 декабря 2022 года – в предельный день для регистрации налоговых накладных. Так как в течение 85% времени (с 09:09 до 17:23), отведенного для их регистрации, отсутствовало электроснабжение по обеим линиям, предприятие подало на регистрацию только одну из 21 налоговой накладной, подлежащих регистрации в этот день, с опозданием на 16 минут – в 18:16.
Учитывая, что такие обстоятельства были непредсказуемы, и предприятие никак на них повлиять не могло, Торгово-промышленная палата подтвердила действие форс-мажорных обстоятельств, которые служат основанием для освобождения от ответственности за нарушение налоговых обязанностей. Однако, несмотря на это, налоговый орган квалифицировал 16-минутное опоздание как опоздание на один день и наложил около 700 000 грн штрафа на предприятие.
Чтобы объективно установить, могло ли ООО «ГАЛИЧИНА – ЗАХІД» вовремя зарегистрировать все налоговые накладные, Совет бизнес-омбудсмена сопоставил фактическое количество времени наличия электроэнергии и расчетное время, необходимое для регистрации 21 налоговой накладной.
Установленное Министерством финансов Украины количество времени, необходимое для регистрации одной налоговой накладной, составляет 30 минут. Предприятию должно потребоваться 10 часов 30 минут для регистрации 21 налоговой накладной. Фактически электроснабжение было только 1 час 46 минут. Такое количество времени достаточно для регистрации только трех налоговых накладных, и отнюдь не 21.
Упорно не желая признавать существование форс-мажорных обстоятельств региональный налоговый орган указал на то, что это проблемы предприятия, которое не смогло организовать свою работу так, чтобы зарегистрировать рассматриваемую налоговую накладную раньше, не откладывая на последний день предельного срока.
Совет бизнес-омбудсмена не согласился с таким подходом, ведь, во-первых, ни одна норма права не запрещает осуществлять регистрацию налоговых накладных в последний день срока, а во-вторых, у предприятия подлежали регистрации 142 налоговых накладных/расчета корректировки в период с 01.12. 2022 по 15.12.2022,расчетная трата времени на регистрацию которых составляет 71 час.
«Львовоблэнерго» подтвердило, что в период с 01.12.2022 по 15.12.2022 в течение операционного времени электроэнергия у предприятия фактически была в наличии только 25 часов, то есть количество фактического времени наличия электроэнергии было втрое меньше, чем необходимое для их регистрации.
Согласно налоговому законодательству, надлежащим образом засвидетельствованные форс-мажорные обстоятельства являются самостоятельным основанием для освобождения от ответственности за совершение налоговых правонарушений. Такая позиция по правоприменению пп. 112.8.9. п. 112.8. ст. 112 Налогового кодекса была публично прокоммуникированна ГНС Украины через Общедоступный информационно-справочный ресурс ГНС, в котором на вопрос: «Освобождаются ли налогоплательщики от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)», был дан прямой ответ: « Да, освобождаются».
Поэтому предприятие, имея обоснованные ожидания справедливой отмены штрафа, обратилось в ГНС Украины с жалобой на налоговое уведомление-решение. Однако непоследовательность публично прокоммуникированной и фактической налоговой позиции удивила даже Совет бизнес-омбудсмена.
В удовлетворении жалобы было отказано, в частности, в связи с тем, что ООО «ГАЛИЧИНА – ЗАПАД» не подавало в региональный налоговый орган заявления о невозможности выполнения налоговых обязанностей согласно Порядку № 225 от 29.07.2022 и не получало соответствующего решения .
При рассмотрении жалобы Совет бизнес-омбудсмена обратил внимание налоговой на то, что форс-мажорные обстоятельства не требуют дополнительной валидации решением о невозможности выполнения налоговых обязанностей. Ведь, во-первых, это два отдельных механизма, которые могут служить самостоятельными основаниями для освобождения от ответственности; а во-вторых, предприятие стабильно работает – оно выполняло налоговые обязанности до совершения «нарушения», в день его совершения и все время после этого. Поэтому, по мнению Совета бизнес-омбудсмена, механизм удостоверения невозможности выполнения налоговых обязанностей нерелевантен в этом случае.
По убеждению Совета, когда нормотворец вводил механизм подтверждения невозможности выполнения налоговых обязанностей, он ставил целью упростить жизнь пострадавшему бизнесу, а не создать бюрократический механизм, с помощью которого будут создавать преграды бизнесу и оправдывать безосновательные штрафы.
Наложение штрафа, непропорционально большого к совершенному нарушению, которое имеет абсолютно формальный характер, не несет в себе никакой общественной опасности, не нарушило права или интересы ни одного лица, в том числе государства, и не привело к потерям бюджета, – является следствием не только своеобразного. подхода налоговиков к оценке форс-мажорных обстоятельств, но и нормативного регулирования, не соответствующего принципу «качества закона».
Операционное время, в течение которого плательщики НДС могут подать на регистрацию налоговые накладные, регулируется Порядком №1246 от 29.12.2010, согласно п. 3 которого операционный день длится в рабочие дни до 20 часов. Данное положение действовало как на момент совершения предприятием «нарушения», так и остается действующим сейчас.
С начала полномасштабного вторжения был внесен ряд изменений в законы, нацеленные на либерализацию условий ведения бизнеса в условиях войны, однако некоторые изменения, наоборот, еще больше ограничивали возможности плательщиков.
Так, 15.03.2022 Законом № 2120-IX подраздел 10 раздела ХХ Налогового кодекса был дополнен п. 69.18, которым устанавливалось, что временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, прием электронных документов от налогоплательщиков осуществляется в рабочие дни до 18 часов.
При этом изменения в специальный Порядок № 1246 внесены не были, что повлекло за собой соответствующую коллизию.
Несмотря на противоречивое нормативное регулирование, в условиях которого, согласно Налоговому кодексу и устоявшейся судебной практике, должна применяться презумпция правомерности действий налогоплательщика, этот принцип практически не нашел своего воплощения.
Нерелевантность ограничений и неразумность применяемых санкций была признана в дальнейшем законодателем, который Законом № 2876-IX не только продлил сроки для регистрации налоговых накладных до пяти дней и восстановил операционное время до 20:00, но и установил прогрессивную шкалу штрафов от 2%, которые применяют в зависимости от срока просрочки.
Однако из-за того, что по общему правилу законы не имеют обратного действия во времени, эти послабления не применяются к предпринимателям, не уложившимся в сокращенное операционное время, до вступления в силу этих послаблений. Такой подход законодателя не менее непонятен, поскольку закон должен быть «живым» и подстраиваться под актуальные вызовы, поскольку объективные обстоятельства не могут подстраиваться под закон, который явно не успевает за реальностью. А в случае если закон догнал текущие реалии постфактум, то такой закон либо должен иметь ретроспективное действие, либо предусматривать освобождение от ответственности за вынужденные нарушения, которые произошли до его принятия.
При анализе обстоятельств дела создалось впечатление, что бизнес и налоговая живут в параллельных реальностях – когда происходят обстрелы и вся страна остается без света, государственные органы могут не выполнять вовремя свои обязанности и не нести за это ответственности, а когда такие события затрагивают бизнес – налоговики делают вид, что этих обстоятельств не существует, поэтому на бизнес налагаются драконовские штрафы. К сожалению, это никак не укладывается в концепцию поддержки бизнеса во время войны.
С 10.10.2022 года, когда начались массированные атаки на энергетическую инфраструктуру, предприниматели начали жаловаться Совету бизнес-омбудсмена на задержки в работе налоговых органов, на что Совет просил их относиться с пониманием таких фактов, поскольку и предприниматели, и налоговики находились в одинаковых экстремальных условиях.
Учитывая непропорциональность ситуации, когда для налоговиков были остановлены сроки в сфере первичного администрирования НДС, а для налогоплательщиков нет, Совет бизнес-омбудсмена в конце 2022 года обратился в ГНС Украины за статистикой. Так, в сопоставимом периоде – декабре 2022 года – региональные налоговые органы тратили от шести до 30 дней на рассмотрение документов, которые подавались налогоплательщиками в подтверждение реальности операций по остановленным налоговым накладным, при том, что номинально срок для этого составляет пять рабочих дней.
Это свидетельствует о том, что не только бизнесу, но и субъектам властных полномочий приходилось приспосабливаться к длительным отключениям электроэнергии, отсутствию связи и интернета, что, безусловно, отрицательно влияло на сроки и возможности выполнения своих обязанностей.
Совет бизнес-омбудсмена считает, что во время войны не могут иметь место чрезмерно формальные подходы к регулированию общественных отношений, а государственные органы должны использовать свои властные полномочия не только для наказания, но и поощрения деятельности бизнеса, который является основой экономического благосостояния государства.
В деле «ГАЛИЧИНА – ЗАХІД», к сожалению, поощрения не произошло, а такие базовые составляющие верховенства права и административной процедуры, как справедливость, пропорциональность, юридическая определенность, разумность, снова не нашли своего воплощения на практике, так и оставшись декларациями на бумаге .
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.