Значительное внимание ревизоров приковано к субъектам крупного предпринимательства, у которых объем возможных нарушений и, соответственно, налоговых доначислений самый большой. Однако высокий уровень драматизма ожидается именно в сфере личных финансов
Количество судебных дел между налогоплательщиками и налоговыми органами за время карантина увеличилось с 88 910 дел до 93 870 (по состоянию на 01.01.2021 года). Такие цифры, обнародованные Государственной налоговой службой Украины, вызвали шквал критики со стороны налогоплательщиков, которые и без фискального давления с трудом переживали первые локдауны.
Однако статистика судебных споров между плательщиками и налоговой имеет определенный временной лаг, поскольку после завершения проверки наступает этап представления возражений налогоплательщиком, обжалование решений налоговых в ГНС Украины и только потом суд. Поэтому рост количества судебных споров с налоговой по итогам 2020-го – это в значительной степени следствие контрольно-проверяющей деятельности конца 2019-го – начала 2020 года.
В то же время статистика судебных споров на 01.08.2021 года демонстрирует уменьшение общего количества дел до 61 700. Кроме спада по количеству споров произошло и снижение их суммы с 313,2 млрд грн до 270,1 млрд грн. Одним из ключевых факторов, повлекших такую нисходящую тенденцию, стало введение моратория на проведение большинства видов налоговых проверок.
Согласно данным ГНС, за 11 месяцев 2020 года были проведены 21 900 документальных проверок по сравнению с 36 500 за аналогичный период 2019-го (уменьшение на 40%). В то же время фактических проверок было проведено 14 100, что практически соответствует прошлогоднему показателю (14 800). Причина – мораторий не распространяется на фактические проверки, касающиеся подакцизных товаров (алкоголь, табачные изделия, топливо).
Данными о нелегальных продажах подакцизных товаров пестрят информационные сообщения ГНС о ее успехах в борьбе с теневым рынком. На противовес им ряд анонимных телеграмм-каналов, посвященных налоговой тематике, публикуют многочисленные факты фиксации торговли «с раскладок под открытым небом» безакцизными сигаретами и алкоголем, а также отмечают на картах открытие новых нелегальных автозаправок.
Как бы ни развивалась ситуация с карантином и мораторием на проведение проверок, участникам рынка подакцизных товаров нужно всегда быть готовыми к визиту контролеров, поскольку акцизный налог – это существенная доля поступлений в бюджет. Власть на всех уровнях держит на контроле его надлежащее взимание.
В статистике налоговой службы по проверкам фискалы отчитались, что проверки 2020 года затронули лишь 0,6% всех налогоплательщиков, из них 14% субъектов крупного предпринимательства, 2% – среднего, 0,5% – малого.
Таким образом, основное внимание ревизоров приковано к субъектам крупного предпринимательства, у которых объем возможных нарушений и, соответственно, налоговых доначислений значительно больше, чем у субъектов среднего и малого предпринимательства. Поэтому крупные плательщики всегда будут находиться в фокусе.
Последние изменения в налоговом законодательстве дают основание предполагать, что значительно усилится фискальный контроль над международными транзакциями и личными финансами физических лиц.
Что касается первого блока, то Алексей Любченко, находясь еще в статусе главы ГНС, в интервью заявил, что «бизнес уважаемых людей» за три года вывел из Украины свыше $22 млрд».
Для борьбы с выводом прибыли в оффшоры Верховная Рада Украины в 2020–2021 годах приняла ряд законов, которые усилят контроль за трансграничными операциями. Такие мероприятия – это устоявшаяся практика многих стран, основанная на общих рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития. Первые результаты таких изменений можно будет почувствовать уже в 2022 году, ведь обновленную отчетность налогоплательщики подадут уже до 1 октября 2021 года.
Однако больше всего драматизма ожидается именно в сфере личных финансов.
Во-первых, со следующего года вступают в силу нормы о КИК (контролируемые иностранные компании). Украина узнает обо всех иностранных компаниях, которыми владеют украинские резиденты, а также об объеме их доходов, из которых, в некоторых случаях, необходимо будет платить налоги в Украине.
Во-вторых, Киев спешит запустить автоматический обмен информацией с другими странами, что влечет получение сведений о заграничных счетах налоговых резидентов Украины.
В-третьих, уже сейчас народные депутаты и все профильные органы и министерства нарабатывают законодательство по косвенным методам налогового контроля за налогоплательщиками – физическими лицами.
Последнее нововведение позволит налоговику сравнивать уровень расходов физического лица с уровнем его официальных доходов и уплаченных налогов. К примеру, если лицо является владельцем роскошных автомобилей на миллионы долларов, однако его официальный доход не покрыл бы даже затрат на заправку, считается, что физическое лицо получило доход в размере стоимости автомобилей и должно уплатить в бюджет НДФЛ 18% и военный сбор в размере 1,5%.
Этот пример грубо иллюстрирует суть косвенных методов налогового контроля, которые уже давно находятся в арсенале налоговых органов, однако до этого момента не могли эффективно быть использованы для преследования правонарушителей.
Вероятно, на первом этапе визиты фискалов следует ожидать тем физическим лицам, у которых уровень жизни очень сильно контрастирует с уровнем официальных доходов. Самым простым отслеживанием этого как раз станут реестры недвижимости и транспортных средств. Однако в дальнейшем нельзя исключать, что даже селфи с отдыха и посты в соцсетях будут использованы как доказательства несоизмеримости официальных доходов и уровня расходов.
Проектируя на ближайшие несколько лет налоговый ландшафт Украины, можно безошибочно спрогнозировать попытки законодателей и фискальных органов затянуть пояса для транснациональных компаний и сузить возможности вывода доходов в оффшоры. А также перевод фокуса на проверки физических лиц, учитывая огромный банк информации, который сгенерируется налоговой в ближайшие несколько лет.
Что касается деятельности новосозданного БЭБ (Бюро экономической безопасности), то пока рано делать предположения, будет ли это профессиональный аналитический орган или очередная реанимация «лучших традиций» преследований налоговой милицией.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.