Категория
Деньги
Дата

Какой должна быть налоговая система Украины, чтобы экономика была свободной и быстрорастущей 

2 хв читання

Какой должна быть налоговая система Украины, чтобы экономика была свободной и быстрорастущей  /Getty Images

Getty Images

Украина шестой год подряд – самая экономически несвободная страна Европы, а прошлый год продемонстрировал антирекорд привлечения прямых иностранных инвестиций. Хотя после провозглашения Независимости экономика Украины была паритетна экономике Польши. Как нужно менять налоговую политику

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

«Настоящее время является тем особым временем, которое бывает в жизни нации лишь однажды, – это время становления ее как государства. Большинство наций упустили эту возможность и вследствие вынуждены были принимать законы от своих победителей вместо того, чтобы создавать их для себя самим»,

Томас Пейн, «Здравый смысл», 1776 год

В 1991 году мы проснулись в независимом государстве, экономический потенциал которого был паритетным с Португалией, Израилем и Польшей. 

Спустя три десятилетия эти страны ушли далеко вперед (размер их экономик превышает нашу в 1,5–4 раза), а «затоптанным» рефреном у украинских политиков и экономистов стало: «Украина догонит Польшу через сколько-то лет» (по желанию подставляем цифры 40, 50 или даже 75). Сравнение с нашим ближайшим соседом является еще более контрастным на фоне следующих цифр:

- Польша в 2019–2020 годах – самая быстрорастущая экономика среди 36 стран – членов ОЭСР;

- Украина шестой год подряд – самая экономически несвободная страна Европы, а прошлый год продемонстрировал антирекорд привлечения прямых иностранных инвестиций в страну (по данным НБУ, минус $0,87 млн, до этого худшим был 2015 год – минус $0,37 млн); 

- в 2020 году экономика Польши упала лишь на 2,7% ВВП, тогда как в Украине – минус 4% ВВП (и это при вливании до 1,5% ВВП в «Большое строительство» президента Зеленского).

На вопрос «Почему так получилось?» простого ответа не существует. Однако частичное понимание происходящих процессов дает банальное сравнение налоговых повесток двух стран за последние пять лет.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: УКРАИНА vs ПОЛЬША

Даже поверхностный обзор говорит о том, что украинская и польская налоговые политики демонстрируют противоположные тренды. С одной стороны – системные изменения, направленные на постепенное снижение налоговой и регуляторной нагрузки на бизнес. С другой – государство, последовательно проповедующее политику агрессивного сбора налогов на фоне точечных положительных изменений. 

Для Украины такая конфигурация закрепляет на ближайшие годы эру высоких налогов, вызванную экспансией роста сбора налогов для финансирования высоких и нередко неэффективных расходов бюджета. Страна будет продолжать идти вспять как с точки зрения конкурентоспособности в вопросах налогообложения, так и степени государственного контроля и вмешательства в экономику. 

Какой должна быть налоговая система Украины, чтобы экономика была свободной и быстрорастущей  /Фото 1

Вывод однозначный – экономический рост и экономическая свобода не являются приоритетом для украинских властей. Государство оказалось голым с точки зрения перспектив развития. Еще пару-тройку лет, и уже не миллион-полтора украинцев будут работать в польской экономике, а подавляющее большинство трудоспособного населения. Потому что понятнее, удобнее, выгоднее и безопаснее.

Украина пока имеет возможность провести работу над ошибками и отказаться от тупикового пути развития, начав проведение радикальных реформ, одной из которых станет и налоговая реформа, основанная на доминанте экономической свободы. 

Характеристиками налоговой системы станут:

  • простая налоговая система, которая отнимает минимум времени налогоплательщика. Нужно завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовало 42 налога и сбора, и сократить количество налогов до минимальных семи-восьми;
  • справедливая налоговая система – реализация принципа хорошей собираемости при умеренных ставках налогов вследствие отмены большинства существующих налоговых льгот, преференций и пониженных ставок, достижения нейтрального налогового ландшафта без искажений конкуренции и дискриминации;
  • стабильная налоговая система – двухлетний мораторий (с 2022 года) на изменение налогового законодательства повысит стабильность и предсказуемость для инвесторов и налогоплательщиков налоговой системы.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд