Категория
Свой бизнес
Дата

Разработайте стратегию участия. Как эффективно продавать малым и средним компаниям на Prozorro? Шесть советов от платформы

3 хв читання

прозорро, закупівлі, бізнес /коллаж Анастасия Решетник

Большинство участников и заказчиков платформы Prozorro – представители МСБ Фото коллаж Анастасия Решетник

Малые и средние предприятия составляют большинство участников публичных закупок – за восемь месяцев 2024 года их число достигло более 240 000, свидетельствуют данные платформы Prozorro. Директор компании Николай Ткаченко рассказывает, как бизнесу использовать потенциал системы.

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

В 2023 году в украинских публичных закупках произошел всплеск конкуренции – участники Prozorro начали пользоваться электронным каталогом, где им не нужно по-новому готовить документы для каждого предложения. За время существования платформы количество предложений возросло с 292 027 в 2016 году до 344 446 в 2024-м.

Как эффективно использовать потенциал системы? Предлагаем сделать шесть шагов.

Изучите рынок и ходите на рыночные консультации

Выясните, есть ли спрос на ваши товары и услуги, как часто их закупают, какие требования выдвигают заказчики. Для этого необходимо воспользоваться порталом Prozorro и найти уже проведенные аналогичные закупки.

В поиске есть код ДК 021:2015 – это специальный классификатор из восьми цифр и контрольного числа. К примеру, код для ультрапастеризованного молока – 15511210-8. Это поможет быстрее находить релевантные закупки и оформлять подписку на них.

Некоторые заказчики перед покупкой проводят рыночные консультации. Участие в них позволяет повлиять на условия и технические требования к предмету закупки.

Спланировать участие в закупках можно во вкладке «Планы». Все заказчики, прежде чем проводить закупку, обязательно публикуют план торгов: сумму будущей закупки, какой ее вид (товар или услуга) планирует использовать заказчик и когда планирует ее проведение.

Зарегистрируйтесь в системе

Если вы обнаружили спрос на свой продукт, следующий шаг – регистрация в системе Prozorro. Необходимо получить электронную цифровую подпись, которая будет использоваться для предоставления предложения. Она должна быть оформлена на руководителя или лицо, уполномоченное представлять предприятие. Большинство публичных закупок требует использования именно квалифицированной электронной подписи, а не усовершенствованной.

Найти закупку можно на портале Prozorro или на площадке, где вы зарегистрированы. После регистрации можно настроить подписку на рассылку актуальных закупок по определенным параметрам.

Прозорро

Количество компаний МСБ среди участников торгов на Prozorro.

Обычно заказчики выдвигают квалификационные требования к участникам, такие как опыт выполнения аналогичных договоров, наличие персонала и материально-технической базы в соответствии с предметом закупки.

Предложение подается в электронном виде и обязательно подписывается электронной подписью. Большинство закупок в Prozorro предполагает проведение аукциона на понижение. Аукцион проходит в три раунда, в ходе которых участник может снизить цену своего предложения не менее чем на шаг аукциона, который указывается в объявлении о проведении закупки. Последним делает ставку тот участник, который предложил самую низкую цену в предыдущем раунде. Это дает ему преимущество, поскольку он может видеть цены других участников.

Продумайте стратегию участия

Для победы в закупках важно разработать стратегию. Для этого необходимо проанализировать предварительные закупки соответствующего заказчика, участников и их предложения. Такой анализ можно провести на Prozorro или в модуле аналитики, где есть вкладки «Карточка участника» и «Карточка организатора».

Выбор стратегии зависит от специфики вашего продукта. Начать можно с упрощенных закупок. Они выдвигают меньше требований к участникам, чем открытые торги. Это своеобразный тест-драйв перед выходом на крупные торги, позволяющий ознакомиться с процессом, научиться подавать предложения и участвовать в аукционах.

Прозорро

Как менялась конкуренция на торгах по системе Prozorro.

 

Попробуйте Prozorro Market

В электронном каталоге Prozorro Market правила несколько отличаются. Участник проходит квалификацию один раз, а в дальнейшем подает ценовые предложения. Эта платформа предлагает широкий спектр товарных категорий, таких как питание, электроэнергия, медицинские средства и лекарства. Однако, прежде чем подавать предложение, следует просмотреть доступные категории товаров и условия квалификации.

Сейчас в Prozorro Market можно продавать только товары, услуг и работ там нет. Кроме того, через платформу обычно покупают типовые товары. Если же участник продает нечто уникальное, то невысока вероятность того, что подобная категория товара окажется в электронном каталоге.

Выход на международный рынок

В прошлом году Всемирный банк признал систему Prozorro эффективным инструментом для закупок на средства международных организаций. Для поиска таких закупок можно использовать фильтр «Донор» на портале Prozorro. Следует учитывать, что у каждого донора свои правила участия, подробно описанные в тендерной документации.

Поскольку растет число инфраструктурных проектов, финансируемых зарубежными донорами, Prozorro ввела модуль для закупок по правилам международных финансовых организаций. За год существования «донорского» модуля проведено более 40 закупок, в том числе при финансировании проекта Агентством США по международному развитию (USAID), UKAid, Международным банком реконструкции и развития, Международным комитетом Красного Креста.

Будьте активным участником закупок

В публичных закупках коммуникация между потенциальными участниками и заказчиком является ключевым элементом, определяющим прозрачность и открытость процесса. В период уточнений (обычно это три рабочих дня) участники могут обращаться к заказчику за разъяснением или внесением изменений в условия тендера. Такой подход обеспечивает равные условия для всех участников, поскольку каждый вопрос и ответ публикуются в системе.

Заказчик обязан отвечать на обращение в установленные сроки, что гарантирует получение ответа на ваш вопрос. Если участник считает условия тендера дискриминационными, он вправе подать жалобу в орган обжалования. Хотя подача жалобы платная, в случае частичного или полного удовлетворения жалобы средства будут возвращены.

Стоимость подачи жалобы в Антимонопольный комитет зависит от вида обжалования: 0,3% от стартовой стоимости предмета торгов (минимум – 2000 грн, максимум – 85 000 грн) при обжаловании условий тендера до окончания приема предложений и 0,6% (минимум – 3000 грн, максимум – 170 000 грн) при обжаловании решений заказчика.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд