Новая модель судебной реформы должна решить две основные проблемы бизнеса: коррупцию в судах и затягивание дел из-за их загруженности
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
После пяти лет бесконечной борьбы за справедливые суды наконец появился настоящий шанс на осуществление судебной реформы. В последнюю неделю перед каникулами народные депутаты приняли законопроекты №3711-д о перезапуске Высшей квалификационной комиссии судей (hr-отдела судебной системы) и №5068 – об очищении Высшего совета правосудия (правления судебной системы, имеющего право наказывать судей-нарушителей и увольнять их). Оба документа уже подписал президент.
Эти законопроекты должны вдохнуть жизнь в органы судейского управления, от которых зависит, кто будет находиться на судейских должностях, а кому придется навсегда снять мантию.
Старт работы нового состава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) можно ожидать через год. Тогда ВККС начнет переаттестацию около 2000 судей, которые не прошли ее при предыдущей каденции органа, и объявит конкурс на более 2000 вакансий в судах.
Новое поколение судей займет свои должности не раньше, чем через несколько лет. Такая новость может разочаровать сторонников перемен здесь и сейчас. Учитывая, что попытки реформировать судебную систему и постоянный саботаж изменений продолжались все 30 лет независимости Украины, нынешнее движение реформы можно считать стремительным. Особенно потому, что проголосованные в Верховной Раде законы – действительно революционны. Однако вопрос, как и всегда, в имплементации.
Учитывая, насколько сильным будет сопротивление старых судейских элит, которые не захотят терять должности, объяснять происхождение состояния и отвечать за вынесенные решения, в судебной реформе придется бороться за каждый миллиметр.
Надежным союзником в борьбе может стать украинский бизнес. Генерируя значительную долю ВВП страны, пытаясь защитить свои права от зарегулированности, рейдерства, разрешить споры между собой, бизнес должен был бы стремиться к справедливости в судах, но пока остается в позиции наблюдателя.
Апрельское исследование EBA, в котором приняли участие около 100 топменеджеров, свидетельствует, что уровень доверия бизнеса к судебной системе опустился с отметки 1,98 в предыдущем периоде до 1,82 в 2020 году. Общий индекс доверия к судам, который составил 2,5 баллов из 5, не менялся все пять лет исследования ассоциации.
Это свидетельствует о недоверии судебной системе, среди основных факторов которой – загруженность делами, долгое их рассмотрение и подготовка решений, а также коррупция. Это подтверждает другое исследование ассоциации в партнерстве с ЦЭС и Dragon Capital: в 2020 году недоверие к судебной системе возглавило рейтинг препятствий для иностранных инвестиций.
Новая модель судебной реформы должна решить названные бизнесом проблемы. Рассмотрим каждую из них.
Проблема №1 – коррупция в судах
Коррупция любой системы, особенно иерархической, начинается сверху. Как при коррумпированном топ-менеджменте не может быть прозрачного, подотчетного бизнеса, так при коррумпированном судейском топ-менеджменте – Высшем совете правосудия (ВСП)– не может функционировать честная судейская вертикаль.
Действующий ВСП славится целым рядом позорных практик – от покрывания главы ОАСК Павла Вовка, подозреваемого НАБУ в захвате государственной власти, причастности к незаконным назначениям судей на должности, отправке судей-нарушителей в почетную отставку с сохранением огромных выплат из бюджета вместо увольнения, давлению на независимых судей Высшего антикоррупционного суда, а также полному саботажу предыдущих попыток реформировать суды.
Именно поэтому задачей №1 в новой судебной реформе станет полное очищение ВСП от нечестных членов. Для этого в законопроекте №5068 предусмотрели создание Этического совета – органа, половину которого сформируют из судей или бывших судей, а другую половину – с международных экспертов. Задачей Этического совета станет проверка всех членов ВСП на соответствие четким критериям добропорядочности в течение полугода. После проверки Этический совет будет рекомендовать уволить нечестных руководителей судебной власти.
Для того чтобы очистка действительно произошла, в законопроекте предусмотрен ряд «предохранителей».
Во-первых, решающий голос в Этическом совете будут иметь именно международные эксперты, поэтому украинские судьи физически не смогут сохранить на должности в ВСП своего кума или друга.
Во-вторых, хотя уволить члена ВСП может лишь тот орган, который его назначил – съезд судей, прокуроров, адвокатов или ученых, законопроект предусмотрел своеобразный цугцванг. Чтобы оставить в должности члена ВСП, признанного недобросовестным, перечисленные съезды должны подтвердить это большинством голосов (которое очень нелегко собрать, ну, и голосовать «за» недобросовестного – еще тот удар по репутации). Если же эти съезды не смогут вынести решение по конкретному члену ВСП в течение трех месяцев с момента вердикта в отношении него Этического совета, он будет считаться уволенным автоматически.
Недобросовестные члены ВСП будут искать любую возможность замедлить или саботировать работу Этического совета – вносить представления о неконституционности законопроектов №3711 и №5068 через «дружественных» народных депутатов, обжаловать решение Этического совета в Верховном Суде, пытаться договориться со съездами. Поэтому основная задача тех, кто болеет за судебную реформу, – следить за процессом и сигнализировать обществу о рисках, которые будут сопровождать вытряхивание из ВСП коррумпированных «адвокатов» Павла Вовка и других нарушителей.
Проблема №2 – загруженность судов и длительная волокита
Одной из причин затягивания рассмотрения дел является чрезмерная нагрузка на судей. ВККС – hr-отдел судебной системы – не работает с ноября 2019 года. Попасть на судейскую должность можно только после квалификационного оценивания, которое может проводить только ВККС. Поэтому в судебной системе образовалась дыра с почти 2000 вакансий в различных судах. Кроме того, новая ВККС должна закончить квалификационную проверку еще около 2000 судей, поскольку процесс был заморожен еще несколько лет назад.
После формирования нового состава ВККС суды должны пополниться новыми кадрами. Насколько качественными они будут, зависит, конечно, именно от ВККС. Поэтому в законопроекте №3711-д было предусмотрено создание конкурсной комиссии по образцу Этического совета: одна половина будет состоять из судей, другая половина – с международных экспертов, у последних превосходящий голос. Конкурсная комиссия отберет из всех кандидатов в ВККС 32 наиболее достойных кандидата и передаст их ВСП, который назначит в ВККС половину – 16 членов.
Для того чтобы в ВККС попали сильнейшие, туда должны податься достойные кандидаты, а ВСП должен быть очищен к моменту завершения конкурса в ВККС Конкурсной комиссией. Иначе будем иметь следующие риски: Конкурсная комиссия не сможет отобрать 32 наиболее компетентных и добродетельных кандидата, потому что не из кого, ВСП из 32 отберет 16 наиболее лояльных или слабых кандидатов или вообще заблокирует конкурс юридическими процедурами. Поэтому нужно прицельно наблюдать за отбором в ВККС и поощрять достойных юристов участвовать в конкурсе.
Если судебная реформа будет успешной, проблемы в судах, с которыми сталкивается украинский бизнес, станет возможно решать. Но для этого нужна четкая позиция и поддержка от самого бизнеса. В конце концов, в Англии, которая является эталоном качества судопроизводства, в свое время именно представители тогдашнего бизнес-сообщества стояли в основе борьбы за справедливые суды.
Впереди без преувеличения решающая для судебной реформы осень, где борьба будет идти на смерть – или судебной мафии, или надежд на справедливые суды. Следующего шанса придется ждать очень долго.
- Категория
- Компании
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.