Как заявить о себе на международном рынке так, чтобы не потеряться среди конкурентов? /Getty Images
Категория
Свой бизнес
Дата

Поход к единорогам. Шесть практических советов для украинских стартапов о том, как заявить о себе на международном рынке

Как заявить о себе на международном рынке так, чтобы не потеряться среди конкурентов? Фото Getty Images

Два украинских стартапа, Headway и Preply, вошли в список самых перспективных технологических бизнесов в Европе Top 100 Next Unicorns и стали потенциальными единорогами. А на мощнейшей технологической выставке CES 2024 в США мир увидел 12 украинских стартапов. Стартапы из Украины имеют все шансы добиться успеха за границей. Мощный бренд-сторителлинг, персональный бренд фаундеров, глобальные PR-кампании или точечный фарминг инвесторов – у каждого свой рецепт. Как заявить о себе на международном рынке так, чтобы не потеряться среди конкурентов?

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, Diia.City United, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Сделайте «домашнюю работу»

Даже команде с успешными кейсами и четкой стратегией продвижения на украинском рынке следует подготовиться к выходу на международную бизнес-арену. Ведь то, что давало результат дома, может не сработать за границей.

Чтобы уверенно питчить, стоит не только улучшить свой английский, но и локализовать сайт на языке той страны, куда собираетесь выходить. Еще до выхода на глобальный рынок наращивайте PR-активность – публикуйтесь в СМИ, общайтесь с аудиторией. Это поможет управлять своей репутацией, следовательно, повышать доверие потенциальных партнеров и шансы на привлечение инвестиций.

«Прежде чем глобализировать стартап, следует систематизировать все бизнес-процессы – от финансов и маркетинга до операционных моментов, фандрейзинга и PR. Если в стартапе отсутствует PR-активность и маркетинг как бизнес-процесс, будет трудно заинтересовать новую аудиторию. Изучите потребительские запросы и предложения конкурентов, чтобы понять, чем вы лучше и какие потребности клиентов можете удовлетворить» , – объясняет Сергей Шапиренко, СЕО и Founder компании Revisior.

Сергей Шапиренко, СЕО и Founder компании Revisior

Сергей Шапиренко, СЕО и Founder компании Revisior

Развивайте нетворкинг

От того, как вы строите коммуникации, зависит насколько быстро найдете партнеров и какими темпами будете увеличивать клиентскую базу. Начальная точка – это развитие прочных связей в предпринимательской среде. Представляйте себя увлекательно, применяйте техники сторителлинга, чтобы делиться не просто бизнес-идеей, а искренней личной историей, вызывающей эмоции.

Чтобы расширять круг полезных международных знакомств, будьте активны в соцсетях (особенно LinkedIn), посещайте профильные инвенты и т.д. Делитесь с аудиторией вызовами, с которыми сталкиваетесь, достижениями, которые получаете, чтобы потенциальным партнерам было проще оценить перспективу сотрудничества.

«Еще до сих пор есть предприниматели, которые пытаются привлечь инвестиции, сидя у себя в кабинете. При таком подходе успеха ждать не стоит. Надо понимать, что чем больше и регулярнее вы общаетесь с инвесторами и предпринимателями, тем больше растут шансы найти партнеров и привлечь средства. Нетворкинг – эффективный инструмент для налаживания долгосрочных полезных связей. И формировать эти связи нужно постоянно» , – уверяет Александр Яценко, принципал американо-польского фонда SMOK Ventures.

Александр Яценко, принципал американо-польского фонда SMOK Ventures

Александр Яценко, принципал американо-польского фонда SMOK Ventures

«Продавайте» себя инвестору

Решение о вложении средств не принимается импульсивно. Инвестор хочет иметь четкую картину ваших планов, результаты глубокого анализа рынка, на котором будете работать, и готовую стратегию развития.

Инвестиции проще привлекать не на запуск проекта, а на его масштабирование, расширение команды, выход на новые рынки, особенно с большим потенциалом (США или Евросоюз). Когда инвестор видит успешность предыдущей работы, это увеличивает шансы получения инвестиций. Поэтому не сдает позиции тренд bootstrapping, когда компании не привлекают сторонние ресурсы в течение длительного периода, используя только собственные возможности.

«Нужно иметь четкое видение продукта и развития бизнеса в будущем. Чтобы заинтересовать инвестора, важно досконально понимать, на каком рынке вы работаете, кто конкуренты, чем они захватили внимание клиентов и каким образом вы будете покорять этот рынок. Если вы опишете, как будет работать компания через три, пять или даже десять лет, инвестор сможет оценить собственные перспективы. Однако мерило вашей успеваемости – клиенты. Поэтому охотьтесь за ними, чтобы инвесторы сами занимали очередь для сотрудничества с вами» , – советует Иван Петренко, CEO CfE Accelerator и управляющий партнер Angel One Fund.

Иван Петренко, CEO CfE Accelerator и управляющий партнер Angel One Fund

Иван Петренко, CEO CfE Accelerator и управляющий партнер Angel One Fund

Не бойтесь ошибок

90% стартапов закрываются в год создания. 50% из них – из-за несоответствия продукта рынку или неправильной маркетинговой стратегии. При глобализации рисков ошибиться можно еще больше.

Международный рынок встречает украинские стартапы большим количеством отличий. Экономические условия, культурная среда и законы оказывают влияние на привычки потребителей, а ведение бизнеса усложняется особенностями налоговой системы и таможенными ограничениями.

Чтобы минимизировать помехи и сократить количество ошибок, сотрудничайте с местным специалистом. Локальный партнер поможет не только ориентироваться в особенностях нового рынка, но и наладить необходимые контакты. Ведь иностранцы охотнее сотрудничают с местными, чем компаниями из другой страны.

«Отсутствие местного перевода, неправильное использование языка, непродуманная стратегия маркетинга или недооценка вопросов ценообразования продукта может привести к провалу или значительным потерям бюджетов. Но ошибаться нормально, ведь не ошибаться – значит, ничего не делать. Ошибки допускают даже гиганты промышленности. И это – не преграда, а опыт. Внимательно исследуйте рынок, лучше продумывайте ценовое предложение и маркетинг, общайтесь с большим количеством локальных представителей, найдите местных партнеров, чтобы успешно стартовать на международном рынке», – предлагает Ирина Вольницкая, президент SET University.

Ирина Вольницкая, президент SET University

Ирина Вольницкая, президент SET University

Общайтесь через продукт

На рынке цифровых решений существует концепт product led growth, позволяющий бизнесу расширять круг пользователей через продукт без дополнительных затрат. Это сервисы подписок, программы членства, обучающий контент. Этот метод привлечения клиентов можно применять и на рынке физических продуктов или услуг, чтобы накапливать капитал, прогнозировать спрос, удерживать существующую клиентскую базу.

Традиционные системы лояльности в кафе, где за каждые шесть купленных напитков седьмой бесплатный, работают как сервис-подписки. Аналогичную программу можно сделать, например, для процедур в салоне массажа или косметологии. Постоянный клиент получит награду, а заведение – стабильный поток посетителей.

«Коммуницируя с клиентами через собственный продукт, вы возрастите свою аудиторию. Используйте для этого программы членства, реферальные программы, обучающий контент. Создайте цифровой канал связи на ранних этапах взаимодействия, чтобы собрать данные потенциальных клиентов и продолжать коммуникацию через mail-канал неограниченно долго. Прекрасно, если вместе с контактными данными вы получите заполненную анкету по поводу возраста, пола и предпочтений клиентов. Новые точки взаимодействия помогут активизировать и удержать клиента», – говорит Александр Ременный, технопредприниматель и автор YouTube-канала «Стартап Кухня».

Александр Ременный, технопредприниматель и автор YouTube-канала «Стартап Кухня»

Александр Ременный, технопредприниматель и автор YouTube-канала «Стартап Кухня»

Формируйте личный бренд фаундера и стройте trust

Сильный, узнаваемый персональный бренд помогает удорожать свои продукты, привлекать партнеров или инвесторов, примагничивать таланты к своему бизнесу. Целевая аудитория и в Украине, и на глобальном рынке должна ясно понимать, почему вам как предпринимателю можно доверять.

Речь не только о личных характеристиках или чертах характера – транслируйте в своих месседжах факты и цифры. Какова ваша экспертиза в годах, профайлах клиентов, кейсах? Может быть, вы мембер мощного бизнес-сообщества, получали премию, входили в рейтинг, учились в известной бизнес-школе и даже получили МВА? Какие конференции вы посещаете? У кого учитесь? В какие подкасты или медиа вас приглашают? Именно такие факты становятся социальными доказательствами вашей легитимности – причинами доверять именно вам.

Глобальный рынок открывает возможности масштабирования и достижения новых высот. Успешный маркетинг, слаженные бизнес-процессы и удачная PR-стратегия станут прочным фундаментом для стартапа с мировым именем в будущем.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине