Верховная Рада запретила проводить большинство налоговых проверок до окончания карантина, однако Кабмин своим постановлением разрешил налоговикам проверять бизнес. Почему это незаконно и как защититься
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В начале карантина в марте 2020 года парламент показал, что в условиях локдауна государство готово к компромиссам с налогоплательщиками. Рада запретила осуществлять большинство налоговых проверок до окончания карантина, внедрила льготы по налогу за землю и ЕСВ, отложила сроки подачи деклараций и уплаты налога на доходы физических лиц.
Этот шаг был оправдан, поскольку бизнес страдал от запретов, нередко становился убыточным, инвестировал средства в адаптацию деятельности под новую реальность.
Однако уже летом 2020 года начались разговоры о том, что государственный бюджет недополучает средства из-за моратория на налоговые проверки. И что стоило бы вернуть налоговикам право проверять бизнес.
За январь–ноябрь 2020-го налоговики провели 21 900 документальных проверок, а за соответствующий период 2019-го – 36 500, то есть на 40% меньше. Такие проверки охватили лишь 0,6% всех плательщиков, состоящих на учете. Из них субъектов крупного предпринимательства – 14%, среднего – 2%, малого – 0,5%.
В течение 2020 года было несколько попыток внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы досрочно остановить мораторий на проверки и вернуть поток поступлений в бюджет.
Например, это были законопроекты №4101 и №4045, которые предлагали отменить мораторий на проведение плановых налоговых проверок. Однако парламент не голосовал за законодательные инициативы.
Традиционно в конце 2020-го Государственная фискальная служба опубликовала план-график налоговых проверок на 2021 год. Бизнес и юридическое сообщество были удивлены, поскольку налоговое законодательство все еще запрещало проверки. Восстановить их можно было единственным способом – внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Но депутаты не решились взять на себя ответственность за непопулярный шаг.
Сюрприз от Кабмина
В начале февраля этого года Кабмин утвердил Постановление №89 и незаконно разрешил налоговикам проверять бизнес. Акт позволяет восстановить прекращенные во время карантина проверки и начать новые в соответствии с планом-графиком. Почему незаконно? Потому запрет на проведение налоговых проверок, введенный парламентом в начале карантина, продолжается до сих пор. Он может быть отменен только путем внесения изменений в Налоговый кодекс.
17 февраля 2021-го Кабмин продлил карантин до 30 апреля 2021 года. Поэтому и мораторий на налоговые проверки продолжился, как минимум, до конца апреля. В это же время налоговики, ссылаясь на акт Кабмина, начали проверки бизнеса.
План действий для налогоплательщиков
Предприниматель имеет право на защиту от действий госорганов, совершенных за пределами их полномочий. Одним из способов защиты прав в этой ситуации может быть обжалование незаконного постановления Кабмина №89.
Кто может обжаловать Постановление №89
Обжаловать этот акт Кабмина может каждый налогоплательщик,
- который подлежит налоговой проверке в период карантина, в частности плановой налоговой проверке в соответствии с графиком;
- проверка которого была временно прекращена в 2020-м в связи с мораторием и была продолжена в 2021 году;
- в отношении которого проводится документальная внеплановая проверка на основании Постановления №89;
- бизнес-ассоциация, которая имеет право представлять в суде интересы таких плательщиков в соответствии с уставом.
В какой суд можно обращаться
Подать такой иск следует в Окружной административный суд города Киева на основании части 2 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Украины. Согласно ей право обжаловать нормативно-правовой акт имеют лица, в отношении которых он применен, а также лица, являющиеся субъектом правоотношений, в которых будет применен этот акт.
Именно административный суд может проверить, действовал ли Кабмин на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины, принимая Постановление №89.
На каких аргументах налогоплательщик может строить свою правовую позицию
Иск налогоплательщика должен быть обоснован ссылками на законодательство, решения Конституционного Суда, судебную практику.
Например, незаконность постановления Кабмина №89 истец может мотивировать, в частности, следующими аргументами:
- Приняв Постановление №89, правительство действовало вопреки нормам Налогового кодекса, поскольку любые вопросы налогообложения регулируются исключительно Налоговым кодексом, а изменение его положений возможно только путем внесения изменений в этот кодекс;
- Кабмин принял Постановление №89 за пределами своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины. Правительство вмешалось в сферу компетенции законодательного органа, что Конституционный Суд неоднократно расценивал как нарушение в своих решениях. Более того, право правительства сокращать срок ограничений, установленных во время карантина, не распространяется именно на мораторий на проведение налоговых проверок;
- Постановление №89 нарушает принцип равенства перед законом. Поскольку в условиях действия моратория плательщики, которые попали в план-график 2020 года, не были проверены, а плательщики, которые внесены в план-график на 2021, подлежат проверке. Исключая тех, проверки которых были произведены до начала моратория или были остановлены, а потом возобновлены.
Что это даст налогоплательщику
Если суд признает Постановление №89 недействительным, предприниматели смогут на этом основании не платить доначисления и штрафы по результатам проверки. Поскольку налоговики провели ее незаконно.
Верховный Суд считает, что налогоплательщик, допустивший налоговиков к проверке, вправе ссылаться на сам факт незаконности ее проведения при обжаловании доначисленных налогов и штрафов.
Смелые предприниматели при обжаловании Постановления №89 в суд могут вообще не допустить налоговиков к проверке. Однако им следует быть готовыми к попыткам последних арестовать имущество компании.
Рекомендую бизнесу действовать на опережение. Защитить свои права в период карантина и обжаловать постановление №89, которым Кабмин незаконно позволил проверять бизнес в условиях коронакризиса.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.