Искусственное ограничение размера комиссии за эквайринг заберет у банков до 60% комиссионных доходов, которые они тратят на кэшбек и поддержку платежной инфраструктуры. Комиссии, которые платит бизнес банкам, превышают 20 млрд грн. Кто поступится собственными доходами
«За аренду 90 магазинов Rozetka, всех складов и всех наших офисов мы ежегодно тратим меньше, чем на банковскую комиссию», – написал 18 марта в своем Facebook Владислав Чечеткин. Совладелец крупнейшего онлайн-ритейлера страны поддержал внесение изменений в законопроект №4364 «О платежных услугах», который сейчас готовится ко второму чтению в Верховной Раде. Изменения законодательно ограничивают размер комиссии за эквайринг, которую банки берут при оплате карточками. По словам Чечеткина, в цене каждого товара, который продается в Украине, заложено 1,8–3% банковской комиссии. Каждая карточная транзакция стоит Rozetka почти 2%, тогда как обслуживание наличных стоит в разы дешевле, уверяет бизнесмен.
«Удивительная история – забрать у кого-то 60% его дохода, чтобы сэкономить себе 2%. Стопроцентный win-win», – уже на следующий день написал на своей Facebook-странице совладелец monobank Олег Гороховский. По его подсчетам, снижение тарифа на 1–1,5% отнимет у банков больше половины комиссионного дохода. Гороховский говорит, что без комиссии исчезнет кэшбек, станут платными карточки, парк терминалов никто не будет обновлять, и в целом, кроме банков, проигрывают как потребители, так и торговцы.
Регулирование комиссий планируют ввести уже в апреле этого года, сообщил депутат «Слуги народа» и член комитета Верховной Рады по вопросам финансов Марьян Заблоцкий. «В ЕС такие правила давно введены, объем комиссии не может превышать 0,2%. У нас в среднем 1,5%, плюс еще дополнительные сборы банков», – написал Заблоцкий.
В случае уменьшения комиссий банки обещают увеличить стоимость всего банковского обслуживания. Что в первую очередь ударит по потребителям и предприятиям малого и среднего бизнеса. Все затраты финучреждений на инвестиции в инфраструктуру cashless, – которая во многом лучше чем в Европе – будут перенесены на конечного потребителя.
Комиссии раздора – кто и сколько получает
Среднее комиссионное вознаграждение банка-эквайера, который установил и обслуживает POS-терминал в Украине, – 2% от суммы оплаты. Чем крупнее торговец, тем меньшую комиссию он может получить за счет оборота. Крупнейшие банки-эквайеры – ПриватБанк, которому принадлежит 60% всех действующих POS-терминалов, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль и Альфа-Банк. Вместе им принадлежит более 85% рынка.
С комиссии, полученной от продавца, банк-эквайер должен заплатить комиссию interchange банка-эмитента, обслуживающего платежную карточку, которой рассчитались. Размер интерчейндж в среднем 1,4–1,6%, или 60–75% от всей стоимости эквайринга. Крупнейшие эмитенты активных платежных карт – ПриватБанк, Ощадбанк, УкрСиббанк и Универсал Банк, который наращивает объемы благодаря monobank.
За свои услуги часть комиссии получают и платежные системы. Обычно это около 0,3% от суммы операции.
В ЕС на законодательном уровне ограничена именно комиссия интерчейндж. Она составляет не более 0,2% по дебетовым картам и 0,3% – по кредитным. В США размер интерчейндж фиксированный и составляет 20 центов с каждой операции. Общий размер комиссии за эквайринг и в ЕС, и в США устанавливается на рыночных условиях.
За последние годы платежные системы Mastercard и Visa снижали комиссию интерчейндж несколько раз. Последнее снижение на 0,3–0,5 п.п., или на 25%, произошло в январе 2021 года.
Почему торговцы хотят уменьшить комиссии
Главная претензия торговцев и их сторонников в том, что на рынке де-факто сформировалась монополия международных платежных систем и государственных банков. Около 70% услуг эквайринга оказывают государственные банки, а доля карточных платежных систем Mastercard и Visa, которые самостоятельно устанавливают минимальный размер комиссии интерчейндж, – 99%, говорят в украинском Совете Бизнеса.
«Всегда маркетмейкером был ПриватБанк, и на его тарифы ориентировался весь рынок. Нравились они кому-то или нет», – рассказывает Сергей Волобуев, соучредитель MakeUp, который сотрудничает с 17 европейскими рынками. Для его компании европейские тарифы не превышают 0,7%. По словам Волобуева, средние 2%, которые забирает украинский банк, – очень много, учитывая, что средняя маржа на товаре редко бывает выше 8–10%. Фактически банк забирает 25% прибыли, больше НДС.
«В нашем государстве тарифы на эквайринг самые высокие в Европе», – говорит Назар Купыбида, финансовый директор OKKO Group, член УРБ. По его словам, в течение последних пяти лет банковские комиссии постоянно росли. Вместе с увеличением объемов расчетов карточкой (примерно на 15% в год) это привело к ежегодному приросту расходов на эквайринг в размере более 25%. Например, в структуре расходов METRO Cash & Carry Ukraine общая сумма комиссий за эквайринг по объему занимает второе место после заработных плат.
Инициаторы изменений посчитали, что в 2020 году бизнес заплатил комиссий ориентировочно на 22,6 млрд грн. Из них малый бизнес уплатил от 5,7 до 8,5 млрд грн, а средний бизнес – до 10,2 млрд грн. Если комиссия останется неизменной, то в 2025 году торговые сети будут тратить на ее уплату ориентировочно более 36 млрд грн в год. Эти расходы торговые сети закладывают в цену товаров и услуг.
Еще один аргумент ритейлеров: расходы на эквайринг торговых сетей в несколько раз превышают затраты на инкассацию наличных средств. Хотя в обслуживании наличных задействованы большие человеческие ресурсы, существуют расходы на перевозку, логистику, охрану. В ОККО тратят на эквайринг одного комплекса более 30 000 грн в месяц. А расходы на инкассацию – около 1500 грн в месяц. Хотя объем наличной выручки АЗС превышает выручку от расчетов платежными карточками.
Аргументы банков «против»
Банковский сектор считает любое искусственное регулирование комиссий вредным. «Эти законопроекты лоббирует часть бизнеса, которая не учитывает нужды потребителей и малого бизнеса», – говорит заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса УкрСиббанка Константин Лежнин. – Все усилия государства, НБУ и банков в построении кешлесс-экономики, развития безналичного платежного рынка они могут свести на нет».
Переход от рыночного к государственному регулированию комиссий остановит развитие безналичной экономики и заставит потребителя нести дополнительные расходы, считает Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове. «Банки – коммерческие организации. И они, как и ритейл, не могут и не будут работать в убыток», – говорит Антон Тютюн, член правления Ощадбанка. «Не исключаем ситуацию снятия с обслуживания терминалов неэффективных локаций, введение комиссий за обслуживание оборудования», – предупреждает Тютюн.
Тарифы почти всех розничных карточных продуктов не предусматривают взимание платы с клиента за выпуск карты, а обслуживание часто полностью бесплатное. Стоимость обслуживания карты для потребителя в Украине значительно дешевле, чем в Западной Европе, именно за счет межбанковской комиссии. Особенно это касается дебетовых карт для бюджетников. По расчетам директора Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА» Александра Карпова, 18 млн клиентов банков – бюджетников, студентов и пенсионеров – после снижения комиссий будут вынуждены платить за обслуживание карты 1500–4000 грн в год.
Банки отчисляют международным платежным системам (МПС) за авторизацию/клиринг 0,2–0,3% от суммы транзакций, до 0,5% – за fraud-мониторинг. Себестоимость наличных в банкоматах для банков – 0,5–0,7%, рассказал Константин Лежнин. В свою очередь, Visa за последние пять лет инвестировала $9 млрд в технологии безопасности, сообщили в пресс-службе компании. А Mastercard ежегодно реализует в Украине около 600 маркетинговых инициатив для популяризации безналичных расчетов.
Банки опровергают сверхприбыли. УкрСиббанк в 2019 году заработал 140 млн грн на комиссии за эквайринг, в 2020-м – 144 млн грн. Расходы на обслуживание выросли на 2 млн грн. Чистый доход составил 2,2 млн грн в месяц в 2020 году против 2,5 млн грн в 2019 году. «Чистый доход за эквайринг сократился за счет роста расходов», – объясняет Константин Лежнин.
В бюджет УкрСиббанка на 2021 заложено 54 млн грн на стимулирование безналичных расчетов. Из них 45 млн грн банк планирует потратить на уплату кэшбека или акционные подарки своим клиентам. По данным monobank, до 65% доходов от межбанковской комиссии идут на кэшбек. В Альфа-Банке рассказали, что в последние годы инвестировали более $300 000 в развитие сервисов онлайн-расчета Apple и Google Pay, поддержку нового стандарта безопасности платежей 3D Secure 2.0 и др. ПриватБанк на программы лояльности потратил в прошлом году свыше 400 млн грн.
Неоднозначный европейский опыт
Своих подопечных поддерживает и НБУ, который считает, что нужно сохранить рыночные подходы к регулированию комиссии. Они обеспечивают рост безналичных платежей и сокращение теневой экономики. Искусственное ограничение приведет к негативным последствиям, что подтверждает опыт Европы, уверяют в НБУ.
Банки и регулятор ссылаются на отчет Еврокомиссии 2020 года и исследования ведущего консалтингового агентства Edgar, Dunn & Company, опубликованного в январе 2020 года. Оба документа свидетельствуют, что за пять лет регулирования комиссий интерчейндж стоимость товаров в торговых сетях не снизилась. Снижение межбанковской комиссии существенно повлияло лишь на 0,02% торговцев ЕС, преимущественно на гипермаркеты и сетевых торговцев.
Для 99,8% всех предприятий торговли и сервиса ЕС средняя стоимость услуги эквайринга снизилась с 1,39% до 1,23% – для кредитных карточек и с 1,32% до 1,12% – для дебетовых. По данным Александра Карпова, текущая сумма комиссионного вознаграждения за услуги эквайринга в ЕС составляет от 0,76–1,92%, в США – примерно 1,5%.
Даже при более низких комиссиях банки ЕС получают большие доходы. Средняя сумма безналичной транзакции по картам Mastercard в Украине почти неизменна последние три года. В 2020 году она была €9,29. В Европе – более €25. В Великобритании средний чек превышает украинский в пять раз – €47. «Если снизить вознаграждение за эквайринг до 0,5%, доходность для банков-эквайеров будет в 8–10 раз меньше, чем в ЕС», – подсчитал Александр Карпов.
По данным Карпова, семь ведущих банков-эквайеров в 2020 году потратили примерно 1,1 млрд грн на обслуживание (ремонт, сервис, расходные материалы, зарплаты инженеров) и закупку новых РОS-терминалов. А в 2022–2025 годах расходы ориентировочно составят 4,5 млрд грн. Эта сумма не учитывает необходимость инвестировать запуск более 500 000 дополнительных точек приема платежных карточек, ПО и платежного оборудования.
Сейчас в Украине 350 000 платежных терминалов. На 1000 населения приходится 9 POS-терминалов, в Европе этот показатель в два-три раза больше. Окупаемость терминалов в Украине даже при текущих ставках комиссионного вознаграждения в 2,5–4 раза меньше, чем в ЕС.
Не первая попытка
Нынешняя попытка снизить стоимость комиссии далеко не первая. В 2017 году в ВР подавали соответствующий законопроект №6573, который так и не был рассмотрен депутатами.
Осенью 2020 года депутаты подали сразу два законопроекта: №4178 и альтернативный №4178-1. Первый предлагал постепенно снизить комиссию за эквайринг от 1,5% с 1 января 2021 до 0,5% с 01 января 2022 года. А размер интерчейндж – от 1% с 1 января 2021 до 0,3% с 1 января 2022 года за транзакцию. Альтернативный, более снисходительный проект №4178-1, предусматривал уменьшение комиссии за эквайринг от 1,8% с 31 декабря 2021 до 1,4% с 1 января 2023 года и размера интерчейндж от 1,2% с 1 января 2021 до 0,9% с 01 января 2023 года.
Оба законопроекта так и не рассмотрели в комитетах, поскольку не собрался кворум, рассказывает исполнительный директор «Офиса простых решений и результатов» Михеила Саакашвили Мария Барабаш. Тогда депутаты приняли решение внести правки в законопроект №4364 при его доработке ко второму чтению, которые ограничат отдельно банковскую комиссию и отдельно интерчейндж. «Была договоренность между членами комитета и депутатами: либо добавляем норму о эквайринге, либо партия «Слуга народа» вообще не будет голосовать за этот законопроект. А он очень нужен банкам», – рассказывает Барабаш.
Правки на заседании финансового комитета ВРУ утвердил его председатель Даниил Гетманцев, хотя он поддерживает регулирования и ограничения исключительно интерчейндж, а не всего эквайринга. Тогда как большая часть депутатов и ритейлеры настаивают на регулировании и ограничении всей банковской комиссии. Одним из инициаторов законопроекта является владелец «Эпицентра» Александр Герега.
«Если снизят интерчейндж, у нас будет аргумент в переговорах с банками относительно конечного тарифа», – говорит Сергей Волобуев из MakeUp. Однако торговцы все равно опасаются, что банки-монополисты не уступят потерянные проценты и компенсируют их увеличением общей комиссии за эквайринг.
По состоянию на 23 марта окончательный вариант ограничений и регулирования, который предлагается депутатами, неизвестен. Сводной сравнительной таблицы с учетом поправок пока нет. Барабаш утверждает, что речь идет исключительно о постепенном снижении размеров комиссий. В свою очередь, представители банковской стороны ведут переговоры с Даниилом Гетманцевым. Они поддержат предложения ритейлеров законодательно ограничить максимальный размер комиссий эквайринга для торговцев ставкой 1%, а ставку интерчейндж – 0,5%. Но при условии обязательной передачи клиентам бонуса за автоматическое начисление скидки в 1% от каждой торговой операции. Об этом сообщил Олег Гороховский у себя в Facebook.
Тот факт, что такие переговоры действительно проходят, репортеру Forbes подтвердила член наблюдательного совета Укрэксимбанка Виктория Страхова. «Это будет стимулировать безналичные платежи, которые объемами перекроют потери банков. Сейчас думаем, как это можно оформить законодательно», – сказала Страхова. И ритейлеры, и банкиры поддерживают поэтапный подход с постепенным снижением ставки, чтобы в результате прийти к приемлемым для всех тарифам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.