З листопада в Україні перестали діяти спрощення, що дозволяли не пред’являти товар на митниці. /Getty Images
Категория
Свой бизнес
Дата

Бизнес застрял на таможне. Все из-за правил ЕС, которые только заработали в Украине. Что делать предпринимателям, чтобы избежать убытков

С ноября в Украине перестали действовать упрощения, позволявшие не предъявлять товар на таможне. Фото Getty Images

На таможне заработали новые правила оформления товаров при въезде и выезде из страны. Теперь экспортерам и импортерам обязательно следует заезжать и предъявлять товары в зоне таможенного контроля. Раньше заезд был выборочным. Об изменениях было известно еще в 2019 году, но некоторые предприниматели все равно недовольны. Как нововведения на таможне повлияют на работу бизнеса?

В ноябре 2023 года компания по производству маникюрных пылесосов SheMax столкнулась с проблемами в экспорте. SheMax не смогла отправить свою продукцию в Грецию, дозагрузив товар в чью-то фуру, писала соучредитель SheMax Татьяна Шелест на своей странице в Facebook. «Мы вынуждены были везти маленькую партию отдельным авто – это экономически не выгодно, транспортные расходы растут в два-три раза», – добавила она.

Что произошло? С 7 ноября 2023 года вступили в силу изменения в Таможенном кодексе Украины в рамках присоединения Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита NCTS, ответили в Государственной таможенной службе по запросу Forbes. Это обязательное условие вступления в ЕС и одно из ключевых обязательств Украины в Соглашении об ассоциации с ЕС.

Что это значит на практике? С ноября стали обязательными доставка и предъявление товара в зону таможенного контроля при их таможенном оформлении. Раньше заезд был не обязателен. Программа рисков таможни определяла, нужно ли грузу заезжать на таможенный терминал, поэтому компании заезжали выборочно.

Изменения были внесены в закон еще в 2019 году. Почему бизнес оказался не готов и что делать дальше?

Непростой путь

Изменения в таможенном оформлении затянут процесс экспорта как минимум на дни, считает основатель компании «Министерство дверей» Сергей Панченко. «Большинство региональных таможен работает до 16:30, и, чтобы оформить продукцию, нужно загрузиться, приехать и успеть подать декларацию, – говорит он. – У партнеров может возникнуть много вопросов по срокам поставки товаров». Обычно прохождение границы в «Министерстве дверей» занимает от 10 до 14 дней.

Волынская таможня оценивает увеличение погрузки на внутренние подразделения таможни в 50–55%, рассказал Forbes и.о. заместитель начальника таможни Александр Католик. «Создаются очереди на заезд в терминал, которые собьют графики, к которым мы привыкли, также возникнут проблемы в оформлении догруженного экспорта», – говорит таможенный брокер одного из производителей сладостей из списка Next250, говоривший на правах анонимности.

Сергей и Татьяна Шелест, основатели компании SheMax /предоставлено пресс-службой

Сергей и Татьяна Шелест, основатели компании SheMax Фото предоставлено пресс-службой

Обязательные заезды на таможенные терминалы – дополнительные расходы для бизнеса. Заезд одного автомобиля на таможенный терминал стоит от 500 грн до 1800 грн в сутки, говорит операционный директор логистической компании daleth group Марина Пономаренко. «Терминалы – коммерческие организации, поэтому каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену», – говорит руководитель таможенно-брокерского отдела группы логистических компаний ZAMMLER Юлия Клопотюк. В западных регионах цены на заезд составляют 500–700 грн/сутки, а в окрестностях Киева – от 1800 грн/сутки, добавляет она.

Статус уполномоченного экспортера

«Евроинтеграционные изменения неотвратимы во всех областях и необходимы для нашей победы. Не бойтесь изменений, учитесь и как можно быстрее заходите в систему NCTS и таможенных упрощений, пользуйтесь обновленными возможностями Пан-Евро-Мед, IТ-решениями», – заявил заместитель министра финансов Украины по вопросам европейской интеграции Юрий Драганчук на II Международном форуме по продвижению экспорта 24 октября .

Чтобы воспользоваться упрощенными правилами пересечения границы, необходимо получить статус так называемого авторизованного экономического оператора АЭО. Этот статус подразумевает первоочередной порядок растаможивания, специальную полосу движения на границе и снижение степени риска в системе управления рисками.

Чтобы получить упрощение, компания должна предоставить документы о налоговых и внутренних процессах, должностных и трудовых инструкциях, приказах, наценках и накладных, говорит Пономаренко. Специалисты компании избирательно должны пройти аттестацию, а сама компания не иметь административных правонарушений.

Группа логистических компаний ZAMMLER подала заявление на получение статуса АЭО в начале лета 2023-го и проходит проверку, говорит Клопотюк. «Подготовка документов заняла несколько месяцев», – добавляет она. Компания обращалась к консультантам, предоставляющим услугу поддержки в оформлении документов на статус АЭО. «Стоимость услуг консультантов, помогающих получить упрощение, стартует от $10 000», – говорит операционная директор daleth group.

Статус Авторизованного экономического оператора (АЭО)

Нажмите "читать больше", чтобы увидеть всю инструкцию

Компания, желающая получить статус АЭО, должна отвечать следующим критериям:

– соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;

– надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;

– устойчивое финансовое положение;

– обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;

– соблюдение стандартов безопасности и надежности;

Предприятие, получившее авторизацию АЭО, пользуется следующими преимуществами:

– выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;

– снижение автоматизированной системой таможенного оформления степени риска для определения перечня таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;

– использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;

– использование национального логотипа АЭО.

Полезные ссылки:

– Подать заявление на получение статуса АЭО можно через Единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли» https://cabinet.customs.gov.ua/

– Формы необходимых документов https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1092-2022-%D0%BF#Text

– Об АЭО и упрощениях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины, в виде инструкций и рекомендаций https://customs.gov.ua/en/aeo-infographics

– О транзитных упрощениях на сайте Гостаможслужбы https://customs.gov.ua/rezhim-spilnogo-tranzitu-ncts и в виде инфографик ( https://customs.gov.ua/en/ncts-v-infografikakh

Статус АЭО в Украине получили всего 12 компаний, по данным Гостаможслужбы. «Основная задача всех компаний-экспортеров на сегодняшний день – получить статус АЭО», – говорит руководитель отдела ВЭД Brushme Екатерина Белецкая. Но решение может быть отрицательным, и нужно подаваться повторно, предостерегает она. Из-за риска потери денег, времени и получения отказа большинство компаний даже не пытаются заполнить заявку на статус АЭО, говорят три собеседника Forbes.

Бизнес и таможня

Государственная таможенная служба пытается успокоить бизнес. На состоявшейся в начале ноября встрече с Общественным советом представители ГМУ объявили, что таможня не будет осматривать 100% транспортных средств, а оставит рискоориентированный подход. «Количество обзоров не возрастет», – говорится на сайте Гостаможслужбы.

Таможня готова к оперативному осуществлению таможенного контроля и таможенному оформлению товаров и транспортных средств, сообщает и.о. заместителя начальника таможни Александр Католик в официальном ответе на запрос.

За первую неделю новшеств очереди на таможенных терминалах не образовались, рассказала руководитель таможенно-брокерского отдела ZAMMLER. «Я не могу сказать, что время существенно изменилось, примерно на плюс 1-2 часа», – добавляет она.

Изменения в таможенном оформлении не были неожиданными для всех, говорит Клопотюк. «Это процесс, вернувший таможенную систему где-то на уровень 2010 года, когда все происходило в бумажном виде с обязательным заездом. Конечно, это не самый оптимальный вариант для бизнеса», – констатирует она. В ЕС ситуация кардинально иная, потому что там все компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, имеют статус АЭО и получают упрощение, добавляет Клопотюк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине