На таможне заработали новые правила оформления товаров при въезде и выезде из страны. Теперь экспортерам и импортерам обязательно следует заезжать и предъявлять товары в зоне таможенного контроля. Раньше заезд был выборочным. Об изменениях было известно еще в 2019 году, но некоторые предприниматели все равно недовольны. Как нововведения на таможне повлияют на работу бизнеса?
В ноябре 2023 года компания по производству маникюрных пылесосов SheMax столкнулась с проблемами в экспорте. SheMax не смогла отправить свою продукцию в Грецию, дозагрузив товар в чью-то фуру, писала соучредитель SheMax Татьяна Шелест на своей странице в Facebook. «Мы вынуждены были везти маленькую партию отдельным авто – это экономически не выгодно, транспортные расходы растут в два-три раза», – добавила она.
Что произошло? С 7 ноября 2023 года вступили в силу изменения в Таможенном кодексе Украины в рамках присоединения Украины к Конвенции о процедуре совместного транзита NCTS, ответили в Государственной таможенной службе по запросу Forbes. Это обязательное условие вступления в ЕС и одно из ключевых обязательств Украины в Соглашении об ассоциации с ЕС.
Что это значит на практике? С ноября стали обязательными доставка и предъявление товара в зону таможенного контроля при их таможенном оформлении. Раньше заезд был не обязателен. Программа рисков таможни определяла, нужно ли грузу заезжать на таможенный терминал, поэтому компании заезжали выборочно.
Изменения были внесены в закон еще в 2019 году. Почему бизнес оказался не готов и что делать дальше?
Непростой путь
Изменения в таможенном оформлении затянут процесс экспорта как минимум на дни, считает основатель компании «Министерство дверей» Сергей Панченко. «Большинство региональных таможен работает до 16:30, и, чтобы оформить продукцию, нужно загрузиться, приехать и успеть подать декларацию, – говорит он. – У партнеров может возникнуть много вопросов по срокам поставки товаров». Обычно прохождение границы в «Министерстве дверей» занимает от 10 до 14 дней.
Волынская таможня оценивает увеличение погрузки на внутренние подразделения таможни в 50–55%, рассказал Forbes и.о. заместитель начальника таможни Александр Католик. «Создаются очереди на заезд в терминал, которые собьют графики, к которым мы привыкли, также возникнут проблемы в оформлении догруженного экспорта», – говорит таможенный брокер одного из производителей сладостей из списка Next250, говоривший на правах анонимности.
Обязательные заезды на таможенные терминалы – дополнительные расходы для бизнеса. Заезд одного автомобиля на таможенный терминал стоит от 500 грн до 1800 грн в сутки, говорит операционный директор логистической компании daleth group Марина Пономаренко. «Терминалы – коммерческие организации, поэтому каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену», – говорит руководитель таможенно-брокерского отдела группы логистических компаний ZAMMLER Юлия Клопотюк. В западных регионах цены на заезд составляют 500–700 грн/сутки, а в окрестностях Киева – от 1800 грн/сутки, добавляет она.
Статус уполномоченного экспортера
«Евроинтеграционные изменения неотвратимы во всех областях и необходимы для нашей победы. Не бойтесь изменений, учитесь и как можно быстрее заходите в систему NCTS и таможенных упрощений, пользуйтесь обновленными возможностями Пан-Евро-Мед, IТ-решениями», – заявил заместитель министра финансов Украины по вопросам европейской интеграции Юрий Драганчук на II Международном форуме по продвижению экспорта 24 октября .
Чтобы воспользоваться упрощенными правилами пересечения границы, необходимо получить статус так называемого авторизованного экономического оператора АЭО. Этот статус подразумевает первоочередной порядок растаможивания, специальную полосу движения на границе и снижение степени риска в системе управления рисками.
Чтобы получить упрощение, компания должна предоставить документы о налоговых и внутренних процессах, должностных и трудовых инструкциях, приказах, наценках и накладных, говорит Пономаренко. Специалисты компании избирательно должны пройти аттестацию, а сама компания не иметь административных правонарушений.
Группа логистических компаний ZAMMLER подала заявление на получение статуса АЭО в начале лета 2023-го и проходит проверку, говорит Клопотюк. «Подготовка документов заняла несколько месяцев», – добавляет она. Компания обращалась к консультантам, предоставляющим услугу поддержки в оформлении документов на статус АЭО. «Стоимость услуг консультантов, помогающих получить упрощение, стартует от $10 000», – говорит операционная директор daleth group.
Статус Авторизованного экономического оператора (АЭО)
Нажмите "читать больше", чтобы увидеть всю инструкцию
Компания, желающая получить статус АЭО, должна отвечать следующим критериям:
– соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;
– надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;
– устойчивое финансовое положение;
– обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;
– соблюдение стандартов безопасности и надежности;
Предприятие, получившее авторизацию АЭО, пользуется следующими преимуществами:
– выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;
– снижение автоматизированной системой таможенного оформления степени риска для определения перечня таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;
– использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;
– использование национального логотипа АЭО.
Полезные ссылки:
– Подать заявление на получение статуса АЭО можно через Единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли» https://cabinet.customs.gov.ua/
– Формы необходимых документов https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1092-2022-%D0%BF#Text
– Об АЭО и упрощениях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины, в виде инструкций и рекомендаций https://customs.gov.ua/en/aeo-infographics
– О транзитных упрощениях на сайте Гостаможслужбы https://customs.gov.ua/rezhim-spilnogo-tranzitu-ncts и в виде инфографик ( https://customs.gov.ua/en/ncts-v-infografikakh
Статус АЭО в Украине получили всего 12 компаний, по данным Гостаможслужбы. «Основная задача всех компаний-экспортеров на сегодняшний день – получить статус АЭО», – говорит руководитель отдела ВЭД Brushme Екатерина Белецкая. Но решение может быть отрицательным, и нужно подаваться повторно, предостерегает она. Из-за риска потери денег, времени и получения отказа большинство компаний даже не пытаются заполнить заявку на статус АЭО, говорят три собеседника Forbes.
Бизнес и таможня
Государственная таможенная служба пытается успокоить бизнес. На состоявшейся в начале ноября встрече с Общественным советом представители ГМУ объявили, что таможня не будет осматривать 100% транспортных средств, а оставит рискоориентированный подход. «Количество обзоров не возрастет», – говорится на сайте Гостаможслужбы.
Таможня готова к оперативному осуществлению таможенного контроля и таможенному оформлению товаров и транспортных средств, сообщает и.о. заместителя начальника таможни Александр Католик в официальном ответе на запрос.
За первую неделю новшеств очереди на таможенных терминалах не образовались, рассказала руководитель таможенно-брокерского отдела ZAMMLER. «Я не могу сказать, что время существенно изменилось, примерно на плюс 1-2 часа», – добавляет она.
Изменения в таможенном оформлении не были неожиданными для всех, говорит Клопотюк. «Это процесс, вернувший таможенную систему где-то на уровень 2010 года, когда все происходило в бумажном виде с обязательным заездом. Конечно, это не самый оптимальный вариант для бизнеса», – констатирует она. В ЕС ситуация кардинально иная, потому что там все компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, имеют статус АЭО и получают упрощение, добавляет Клопотюк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.