Генераторная электроэнергия не только дорогая, но и требует от бизнеса решения новых, нетипичных задач: хранения и логистики горючего. Как компании это преодолевают
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Столичный ТРЦ Lavina Mall за час сжигает 130 литров горючего, чтобы не останавливаться во время отключений электроэнергии из-за обстрелов РФ. Его для генератора, который вмещает более тонны дизеля, привозят работники АЗС. «Это небезопасно. И у нас нет лицензированных хранилищ для горючего, которые есть у нефтяников», – объясняет председатель правления управляющей ТРЦ группы Mandarin Plaza Александр Черницкий. Так же снабжать генераторы горючим планирует и ТРЦ Respublika Park. «Мы будем заключать контракт таким образом, чтобы дизель нам доставляли и заливали в генераторы», – рассказала Forbes его CEO Юлия Счастливая.
Весь ритейловый бизнес, который для работы производит «генераторное» электричество, столкнулся с нетипичной проблемой: хранением и доставкой топлива для генераторов. «Месяц назад мы начали этим заниматься, когда начались плановые отключения электроэнергии, но еще не было блэкаутов», – говорит Черницкий.
АЗС в помощь
Чтобы решить проблему горючего, ритейлеры заказывают услуги АЗС или покупают самостоятельно на заправках. Таким образом, проблему преодолели не только Lavina Mall, Blockbuster Mall и Respublika Park, но и сеть гипермаркетов «Ашан», кофейни «Львовские круасаны» и Горький Espresso Bar.
С АЗС работать не очень сложно. «Подаешь заявку, и подрядчики говорят, когда могут доставить горючее, – говорит Черницкий из Mandarin Plaza. – И если правильно планируешь и знаешь потребление, это возможно». Обычно его ТРЦ делает заявку, когда в баке генератора менее 15% горючего.
Мы ездим с канистрами на АЗС и набираем там горючее, этого никто не запрещает.
Другой способ – подвоз топлива собственной эксплуатационной службой. «Когда заканчивается горючее, менеджеры пишут ей заявку, и на следующий день его завозят», – объясняет совладелец сети «Львовские круассаны» Андрей Галицкий.
В его сети кафе-пекарень 149 заведений по всей Украине. У более чем половины из них установлены генераторы, для которых горючее в канистрах сразу доставляют из АЗС. Так же заведения горючим обеспечивают франчайзи.
Рынок топливно-логистических услуг уже начал формироваться. В сети АЗС ОККО, чтобы транспортировать горючее заказчикам крупными партиями, приобрели 12 еврокубов – специальных емкостей в 1000 литров. Чтобы за один рейс объехать несколько локаций, выдавая меньшие заказы горючего, компания начала укомплектовывать свои 11 топливовозов сертифицированными расходомерами.
Отдельную плату за услугу доставки горючего АЗC еще не взимают, рассказывает анонимно Forbes один из клиентов. Он говорит, что логистика к торговым точкам учтена в цене горючего.
Работники одной из крупнейших аптечных сетей, чтобы заправлять генераторы, хранят пятилитровые канистры с горючим в помещениях недалеко от торговых точек или даже у себя дома. «Мы ездим с канистрами на АЗС и набираем там горючее, – рассказывает топ-менеджер компании, на условиях анонимности. – Этого никто не запрещает».
Таким образом аптечный ритейлер не только экономит на услугах АЗС, но и избегает возможных санкций со стороны налоговой.
Так, согласно законодательству, хранить горючее в канистрах более пяти литров можно только имея лицензию или в хранилищах нефтекомпаний. В противном случае бизнесу грозит 500 000 грн штрафа.
Между работой и законом
В конце ноября на сайте Главного управления ГНС в Черновицкой области появилась публикация об ответственности за нелицензионное хранение горючего. Ее быстро убрали, однако в кэше Google она осталась.
Это показательная история. Норма есть, но пока бизнес не сталкивался с претензиями от органов контроля. «Есть понимание не мешать бизнесу, – говорит анонимно топ-менеджер аптечной сети. – Мы можем и закрыться, потому что без света, но кому это нужно в стране, где идет война». Открытых производств и судебных решений по этому поводу в Реестре судебных решений нет, говорит руководитель практики разрешения споров Juscutum Анатолий Рыбачок.
Однако бизнес проникся вопросом получения лицензий. Это собирается делать Ашан, который планирует обустраивать места, где будет хранить горючее в емкостях более пяти литров, рассказывает юридический директор сети Руслан Дубас.
«Львовские круассаны» еще весной оборудовали хранилище для дизеля на генератор, который поставили на производстве. Хранилище обошлось в сумму около $2 000, а годовой платеж по лицензии – 780 грн.
Но проблема лицензирования может быть решена на законодательном уровне, говорит Forbes на условиях анонимности народный депутат от «Слуги народа». По его словам, уже готовится соответствующий законопроект, который в ближайшее время может быть представлен на рассмотрение Верховной Рады.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.