Блекаут у Києві /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Бой с темнотой. Насколько готовы к блэкауту АТБ, «Киевстар», Vodafone, «Новая почта», WOG и другие крупные компании

8 хв читання

Блэкаут в Киеве, 15 ноября 2022 Фото Getty Images

23 ноября Россия в седьмой раз атаковала украинскую энергетическую инфраструктуру. Два десятка ракет попали в объекты инфраструктуры в Киеве, Львове, Виннице, Кривом Роге. Атака привела к временному обесточиванию всех атомных станций, а 80% столицы осталось без электричества и воды. Правда, согласно правительственному отчету эту ситуацию пока нельзя назвать блэкаутом. Крупнейшие украинские компании рассказали Forbes, как они подготовили свой бизнес к возможному блэкауту.

Магазины и ТРЦ

Розничные сети заранее стали готовиться к возможному блэкауту. Крупнейший ритейлер страны АТБ уже закупил 87 стационарных дизель-генераторных станций. А также заказал на 400 000 грн еще 721 станцию. Кроме того, компания имеет 18 передвижных генераторов, которые при необходимости курсируют между торговыми точками. Всего в АТБ более тысячи магазинов по Украине.

Также работают сети Varus, Auchan и Ultramarket. Fozzy заказал 130 генераторов, а управляющий сетями «Велмарт» Ритейл Групп собирается до 5 декабря оборудовать все свои 60 торговых точек резервными источниками питания. В настоящее время в компании при отключениях электроэнергии работает 14 магазинов, рассказал Forbes владелец компании Роман Лунин.

Закупка генераторов мощностью 100–250 кВт, которые могут обслуживать ритейл, сегодня непростое дело, объясняет владелец Ultramarket Олег Вишняков. По его словам, в Украине такие устройства купить невозможно, поэтому компания Вишнякова заказала пять генераторов в Польше. И даже такую небольшую партию нужно ждать месяц, говорит бизнесмен.

Репетиция блэкаута наступила быстрее, чем приехали заказанные генераторы. 24 февраля, после масштабных обстрелов, в сети АТБ работало около сотни маркетов, это 10% сети. У Varus – 40 магазинов, это чуть меньше половины всех.

Более 100 магазинов Rozetka оборудованы генераторами и старлинками, писал 17 ноября совладелец компании Владислав Чечеткин. Это помогло не только ритейлеру сохранить рабочий режим, но и клиентам. После тотального исчезновения света люди уходили в Rozetka, чтобы зарядить телефоны или позвонить. «Сегодня Rozetka что-то гораздо больше, чем магазины. Это пункты обогрева, взаимоподдержки, зарядки гаджетов, место, откуда можно позвонить близким и сделать донат на ВСУ», – написал 24 ноября Чечеткин.

Что касается торговых центров, то по крайней мере в Киеве они оказались более подготовленными к блэкауту. По данным Украинского совета торговых центров, полностью или частично функционировали почти все крупные ТРЦ Киева.

В частности, Lavina Mall и Blockbuster Mall работают на арендованных генераторах. Компания Mandarin Plaza, управляемая ими, оплатила четыре таких устройства и дозаказала еще два. «Сейчас все на электричестве – вентиляция, системы оповещения, – говорит глава правления группы Mandarin Plaza Александр Черницкий. – Мы провели десятки испытаний, чтобы знать, как это работает».

Shutterstock

Lavina Mall и Blockbuster Mall работают на съемных генераторах Фото Shutterstock

Однако если отключения электричества будут постоянными, то ТРЦ, вероятно, придется сокращать время работы, говорит CEO Respublika Park Юлия Щаслива. «Даже если арендаторы будут экономить целый день, все равно им будет дорого», – объясняет она. По словам Щасливой, электричество от дизель-генератора в 2,5 раза дороже сетевого электроснабжения.

Чтобы обеспечить связь, владельцы ТРЦ закупают Starlink. Они уже в Respublika Park, Lavina Mall и Blockbuster Mall.

Еще одна из блэкаутных новинок от ТРЦ – открытие коворкингов. В частности, над открытием такого пространства задумались в Respublika Park. Щаслива рассчитывает, что она станет точкой сбора для жителей ближайших массивов. «Коворкинг даст людей, которые приходят работать, – объясняет она. – Эти люди, проводя в нем время, пойдут поесть и что-нибудь купить, и, возможно, в нем будет бизнес-смысл, но пока мы за социальную составляющую».

Связь и интернет

Из-за отключения электричества падает и мобильная связь. 10 октября в результате первого осеннего массированного российского обстрела в lifecell не работало 28% базовых станций. Тогда больше всего пострадала Киевщина. Обычный показатель самого маленького оператора «большой тройки» – 9% нерабочих станций на оккупированных территориях и в зоне активных боевых действий.

Вместе с электричеством выключается и проводной интернет, пользователи массово переходят на мобильный и еще больше нагружают сеть. Стандартная страховка операторов на случай блэкаута – аккумуляторные батареи и дизель-генераторы.

На аккумуляторе оборудование может работать до 4–5 часов, если он изношен значительно меньше. Поэтому даже во время непродолжительных отключений может падать скорость или совсем исчезать мобильный интернет.

Голосовая связь за счет генераторов поддерживается, даже когда заканчивается заряд батарей. «Ими оснащаются важные узловые площадки связи и ключевые базовые станции, которые могут поддерживать наибольший процент покрытия», – говорил Forbes начальник технического департамента Центр Vodafone Украина Игорь Зазулик.

Getty Images

У операторов есть еще план Б на случай масштабного блеакута. «Киевстар» закупил дополнительные генераторы и заменяет элементы питания на базовых станциях Фото Getty Images

«Полного исчезновения связи не происходит даже при продолжительных блэкаутах», – объяснили Forbes в пресс-службе «Киевстар». Если света нет долго, оборудование запитывается от передвижных генераторов. За счет этого в городе или районе все равно будут отдельные участки с доступной связью.

У операторов есть еще план Б на случай масштабного блэакута. «Киевстар» закупил дополнительные генераторы и заменяет элементы питания на базовых станциях. В ближайшее время в наиболее пострадавших областях установят 1500 современных литиевых аккумуляторов. С ними оборудование будет работать дольше, до 6–7 часов.

«Поставить генератор у каждой базовой станции невозможно физически», – говорит руководитель технического центра Восток Vodafone Максим Топольник. Поэтому специалисты компании разработали план, помогающий покрывать города с помощью базовых станций, в несколько раз меньше обычного количества.

Getty Images

Пункт Несокрушимости в Днепре, 24 ноября 2022 года Фото Getty Images

Еще один вариант – объединиться с конкурентами и другим бизнесом и запитывать важные элементы сети от их генераторов. Операторы шерят и ремонтные бригады. «В один микрорайон может поехать аварийная бригада Vodafone, в другой – бригада другого оператора, – говорит Топольник. – Так мы избегаем ситуации, когда в одном районе будут работать три сети, а в соседнем люди будут сидеть без связи». Разницы для абонента нет – с национальным роумингом можно подключиться к любой доступной сети.

Опробовать резервные планы пришлось уже 23 ноября. В сутки Vodafone потратил 10 т дизтоплива на поддержку базовых станций, сообщила CEO компании Ольга Устинова. До следующего утра в штатном режиме работала половина сети. В общей сложности по стране через сутки после массированного обстрела в рабочем режиме находилось 44% базовых станций.

Банки и блэкаут

Крупнейшие украинские банки способны обеспечить работу по крайней мере 35% сети отделений даже в критических ситуациях, говорит Forbes глава НБУ Андрей Пышный.

По состоянию на 17:00 23 ноября, то есть в первые часы после очередного удара россиян, работало более 1500 банковских отделений и 3800 банкоматов. Это около 25% от значений по состоянию на август и июль соответственно.

Впрочем, показатели среди 14 системно важных банков в период наибольших проблем с электричеством были значительно выше, говорит Пышный. К примеру, в ПриватБанке, по данным НБУ, вечером 23 ноября функционировало около 45% сети отделений «системных» финучреждений.

Если внутрибанковские системы не пострадали (платежи продолжали обрабатываться в обычном режиме), то доступ к безналичным расчетам существенно просел из-за перебоев со светом и связью. «Объемы клиентских запросов в первые часы после обстрелов просели на 50%», – говорит соучредитель monobank Олег Гороховский.

Нацбанк ищет способы, как расширить доступ граждан к наличным деньгам на случай неработающих платежных терминалов. «Банки просмотрели протоколы, чтобы инкассация банкоматов происходила быстрее, «Ощад» и «Приват» уже ввели «национальный роуминг» – одинаковые тарифы для всех карт независимо от того, чей вы клиент, – рассказывает глава НБУ Пышный. – Также ведем диалог с сетями АЗС, чтобы у них также была опция снятия наличных денег на кассах».

Getty Images

Супермаркет «Таврия В», работающий от генератора в Одессе. Нацбанк ищет способы, как расширить доступ граждан к наличным деньгам на случай неработающих платежных терминалов Фото Getty Images

Более глобальная идея – создание «национальной сети» на 1000 отделений разных банков, снабженных резервными источниками энергоснабжения и водой, которая будет доступна для использования всеми системно важными банками и работниками НБУ, добавляет глава регулятора. «Это периметр, в котором будет функционировать вся банковская сеть на случай экстремально критической ситуации», – отмечает он.

Крупнейшие банки еще весной начали подготовку к возможным перебоям со светом и связью из-за атак россиян. К примеру, ПриватБанк в апреле завершил миграцию данных в «облачные сервисы». Такие же технологии используют «Ощад», Райффайзен Банк и monobank.

«Мы уверены, что 100% базовых банковских офисов не будут потеряны, даже если случится сценарий полного блэкаута, – сказал во время ежегодной встречи членов Европейской бизнес ассоциации глава правления Райффайзен Банка Александр Писарук. – Мы установили достаточное количество генераторов и запаслись горючим, чтобы оказывать критические услуги в течение нескольких дней потенциального блэкаута».

Анна Наконечная

Банки просмотрели протоколы, чтобы инкассация банкоматов происходила быстрее, «Ощад» и «Приват» уже ввели «национальный роуминг» – одинаковые тарифы для всех карт независимо от того, чей вы клиент. Фото Анна Наконечная

Решение проблемы со связью – терминалы Starlink в части отделений, добавляет начальница управления по связям с общественностью и СМИ Ощадбанка Ярослава Титова.

Платежная инфраструктура (банкоматы и терминалы) будут установлены и в «пунктах несокрушимости», разворачиваемых правительством на случай критических перебоев в энергетической инфраструктуре, отмечает Пышный.

«Конечно, лучше иметь с собой немного наличных денег, но паниковать точно поводов нет», – говорит он. По данным НБУ, с 10 октября прирост средств физлиц в банковской системе вырос на 23 млрд грн.

Крупнейшие сети АЗС

90% АЗС WOG снабжены резервным источником электричества, говорит директор по маркетингу сети WOG Геннадий Карлинский. В ближайшие две недели этот показатель будет доведен до 100%, добавляет он. Компания, по его словам, готова к форс-мажорным ситуациям. «У нас отлажена система подвоза и ротации персонала, каждая АЗС снабжена альтернативными каналами связи, говорит он. – Некоторые АЗС будут дополнительно снабжены спутниковой интернет-связью».

Более 70% АЗС ОККО оснащены генераторами. До конца года будет 100%, говорят в пресс-службе компании. Чтобы оставаться на связи, ОККО закупает старлинки на свои АЗС. Компания установила 30 старлинков и заказала еще 100. «Как только получаем оборудование, распределяем между наиболее проблемными точками. Некоторые уже работают в Херсоне, где блэкаут и несколько суток нет связи», – говорят в пресс-службе компании.

Также на АЗС ОККО можно снять наличные деньги. «Фактически опция работает как банкомат. Надо только обратиться к оператору», – рассказывают в службе компании.

страница фейсбук БРСМ

Сеть БРСМ в своем Фейсбуке замечает, что у них работают генераторы, все желающие могут воспользоваться их коворкингами и подзарядить свои гаджеты Фото страница фейсбук БРСМ

Сеть БРСМ оснащена генераторами на 50%, говорит Александр Мельничук, директор по стратегическому маркетингу БРСМ. «Дополнительные генераторы уже в пути, и в ближайшее время более 80% наших АЗС будут с генераторами», – говорит он.

БРСМ также оснащает старлинками в первую очередь освобожденные территории. «Наши АЗС в Херсоне и Харьковской области оснащены старлинками», – говорит Мельничук.

Все станции SOCAR оборудованы генераторами, говорит директор по корпоративной коммуникации компании Елена Осипчук. Средний запас горючего на АЗС 7–10 дней, говорит она. «Также есть запасы на нефтебазах, поэтому мы сможем быстро пополнять АЗС», – добавляет она.

Мельничук из БРСМ не исключает ограничений, если повторится ажиотаж первых месяцев войны. «Однако пока мы не наблюдаем критического роста спроса», – говорит он.

«Укрпочта» и «Новая почта»

«Укрпочта» обустроила главные отделения и сортировочные центры генераторами и старлинками, говорит гендиректор национального почтового оператора Игорь Смилянский. У компании нет возможности установить генераторы и стрелинки во все 5000 отделений, добавил он.

Анна Наконечная

Отделение «Новой почты», оборудованное генератором Фото Анна Наконечная

Почти все отделения «Новой почты» в больших населенных пунктах оборудованы генераторами и имеют запас топлива на пять дней, рассказали в пресс-службе компании.

В отделениях, еще не оснащенных генераторами, при отключении света возможна только выдача посылок. Почтоматы компании работают автономно на специальных батареях, поэтому не нуждаются в электроэнергии.

Курьерская доставка «НП» во время блэкаута происходит в обычном режиме: курьеры доставляют посылки, оформляют отправку через мобильное приложение для курьеров и принимают оплату. «Дополнительно для курьеров мы закупили усилители мобильной связи, поскольку для большинства сделок нужна сеть», – говорят в пресс-службе.

В отделениях «Укрпочты», где альтернативного питания нет, компания закупает буржуйки и фонари. Эти отделения также должны работать во время блэкаута, говорит Смилянский. «Например, будем выдавать пенсии по бумажным ведомостям», – говорит он. Компания также имеет 2000 передвижных отделений, которые будут работать во время отключений.

«Укрпочта» и «Новая почта» не говорят, сколько у них генераторов и старлинков. «Не раскрываем эту информацию, но их количество растет каждый день», – говорит Смилянский.

Несмотря на отключение света из-за массированных обстрелов, отделения «Укрпочты» продолжают работу во всех областях, кроме Луганской, сообщила пресс-служба компании. Треть отделений работает в автоматизированном режиме, остальные – в неавтоматизированном, пока не возобновится стабильное электроснабжение. На 24 ноября работает 6261 стационарное и передвижное отделение «Укрпочты».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд