30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 1994 год
Это были большие черные ящики, вспоминает первые мобильные телефоны основатель «Киевстара» Игорь Литовченко. «Было модно класть их на стол в ресторане, чтоб официант понимал, что перед ним самый большой человек в городе», – рассказывает он. В 1994 году вместе с Юрием Тумановым Литовченко зарегистрировал телекоммуникационную компанию, ставшую крупнейшим мобильным оператором в Украине.
Будущий основатель сети «Алло» Дмитрий Деревицкий занимался тогда дистрибуцией жвачек, кофе и шоколадных батончиков. Появление мобильной связи стало для него стимулом выйти за пределы родного Днепра. «Мобильная связь очень ускорила развитие бизнеса в Украине», – говорит создатель одной из крупнейших украинских сетей по продаже мобильных телефонов и другой мелкой электроники.
Первые аппараты стоили около $3000, вспоминает совладелец компании Biopharma Константин Ефименко. Такой был у руководителя страховой компании «Вексель», в которой он работал. «Я не думал, что у меня когда-нибудь будет столько денег, чтобы купить мобильный, – рассказывает бизнесмен. – Я сфотографировался с аппаратом, а потом с гордостью показывал фото маме».
Первая мобильная Nokia Валерия Маковецкого, основателя сети «Фокстрот», весила больше 2 кг. Устройство нужно было носить за ручку, а расходы на связь доходили до $500 в месяц, вспоминает Маковецкий. Ефименко зарабатывал тогда около $100 в месяц.
У компании Литовченко ушло три года на то, чтобы получить лицензию и построить сеть. В 1997 году она стала вторым мобильным оператором в Украине после UMC (сейчас Vodafone). Конкуренция повлекла за собой падение цен на услуги, говорит Деревицкий. «Киевстар» первым ввел посекундную тарификацию и отменил плату за звонки внутри сети.
В 2000-м количество абонентов «Киевстара» перевалило за 1 млн, у UMC было 800 000, говорит Литовченко. В чем секрет успеха? Стартовавший в 1992 году UMC вел себя как самоуверенный монополист, полагает Деревицкий. «Побеждают не сытые и богатые, а голодные и злые, – рассуждает Литовченко. – Мы были такими и очень хотели стать первыми».
Недоброжелатели называли «Киевстар» «Кучмастаром»: партнер Литовченко Туманов – сводный брат жены второго президента Людмилы Кучмы. Заместителем директора компании по маркетингу работала дочь Кучмы Елена. «Она придумала prepaid-сервис Ace & Base, за счет которого мы выиграли», – рассказывает Литовченко. Бизнесмен уверяет, что наличие родственных связей с президентом «Киевстару» ничем не помогало. «Прокуратура у нас сидела раз в месяц, постоянно что-то проверяли», – рассказывает он.
Летом 2014-го Литовченко ушел с поста президента «Киевстара». Свою долю в компании он продал еще в 2005-м. Сейчас он занимается «интернетом вещей»: его компания IoT Ukraine внедряет разумные датчики в коммунальном и сельском хозяйстве. В четвертом квартале 2020 года услугами мобильной связи от «Киевстара» пользовалось почти 26 млн абонентов.
Валерий Маковецкий: С чего начиналася «Фокстрот»
Меня всегда интересовала техника. В советское время я занимался записью видеокассет. Потом стал продавать видеомагнитофоны, факсы, телефоны. Мой партнер Геннадий Выходцев поставлял украинскую технику в Польшу.
С распадом Советскою Союза мы стали возить технику из Эмиратов. Первый раз я полетел в Дубай в 1992 году. Тогда это была деревня, но там смогли организовать большой оптовый хаб для Африки и стран Персидского залива. Была большая конкуренция между продавцами, поэтому они давали неплохие цены, и, что самое важное, – в кредит.
Мы возили на Ил-76 – этого добра от советской армии осталось много – по $1,5–2 за килограмм. Перевозку организовывали две туристические компании. Самолет вмещал 40 т груза.
С 1997 года мы фрахтовали уже практически весь самолет для себя.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.