202 бизнес-чемпиона 2024
«Основной вызов — устойчивость в условиях войны и блэкаутов», — говорит CEO «Киевстара» Александр Комаров. У него выдался тяжелый год. Крупнейший в стране мобильный оператор с 23,4 млн абонентов все еще работает с последствиями прошлогодней российской кибератаки, полностью уничтожившей логическую структуру виртуальной инфраструктуры сети, и усиливает защиту систем.
Новую задачу подкинул регулятор, обязавший операторов обеспечить связь без электричества в течение 10 часов. С аккумуляторами это сделать технически невозможно. Цена питания всей сети — 20 000 дополнительных сотрудников и более 1 млн л топлива в день, приводит расчеты Комаров. Его план-минимум — осенью 2024-го зарезервировать генераторами 25-30% сети.
25 крупнейших инвесторов страны
Оператор мобильной связи «Киевстар» во время большой войны инвестирует больше, чем в мирные времена. Причина — война. Например, в Киевской, Черниговской и Сумской областях было повреждено 30-35% базовых станций, а 10-15% разрушено. Еще более критические разрушения в Донецкой и Луганской областях, где уничтожено или потеряно 70% и 100% соответственно. В 2022-м «Киевстар» построил 659 базовых станций, в прошлом году — 1000.
В начале этого года материнская компания VEON начала трехлетний инвестплан на $600 млн для восстановления сети. «Мы должны начать думать о пятилетней перспективе и минимум $1 млрд инвестиций в течение этого периода», — повысил ставку гендиректор VEON Каан Терзиоглу в интервью Forbes в январе.
Топ инвестиционных проектов 2023 года
— Развитие 4G.
— Строительство и восстановление сети в 811 населенных пунктах.
— Установка 110 000 источников бесперебойного питания на базовых станциях.
— Строительство резервного центра управления сетью.
25 лучших работодателей для ветеранов
Благодаря одному из ветеранов, вернувшихся в «Киевстар», в компании появилась новая практика — признание. Для ветеранов важно, чтобы люди рядом чувствовали благодарность, при этом к публичности готовы далеко не все, говорит начальник департамента развития талантов «Киевстара» Светлана Кончанина.
«Как непублично демонстрировать уважение и благодарность ветерану — задача со звездочкой для компании», — признается она. «Киевстар» стремится охватить программой и самого ветерана, и его окружение. Успешно работает психологическая поддержка. Демобилизованные сотрудники и их родные могут получить индивидуальную поддержку и присоединиться к комьюнити ветеранов.
Ежедневно команда узнает неочевидные вещи о реинтеграции ветеранов, говорит Кончанина. Например, опыт других стран показал менеджеру: самые серьезные последствия войны отложены во времени. «Мы узнаем о них даже не после боевых действий, а через несколько лет, — говорит Кончанина, — Чтобы уменьшить их влияние, мы должны приложить максимум усилий сегодня».
50 лучших работодателей военного времени
В марте единственным источником связи для разрушенного россиянами Мариуполя была станция в местном офисе «Киевстара». Ее работу в течение нескольких недель поддерживали четыре инженера оператора. Восстановление сети – один из главных KPI в прошлом году. Компания выполнила 144 000 внеочередных и ремонтных работ, вернув связь в 816 населенных пунктов, говорится в годовом отчете материнской компании Veon.
Из-за миграции украинцев оператор потерял 1,4 млн. абонентов, но годовой доход вырос на 8,2%, до 31 млрд. «Киевстар» потратил 1,6 млрд грн на гуманитарные нужды, поддержку клиентов и работников. Эффективность 19% сотрудников улучшилась в 2022 году, подсчитали в компании.
«Киевстар» ввел программу материальной поддержки сотрудников на первые шесть месяцев 2022 года. Более 650 работников воспользовались корпоративными сеансами с психологами. Для поддержки внутренних коммуникаций ввели регулярные прямые линии по СЕО и директорам направлений.
В 2023 году работодатель продолжает реализовывать программы по поддержке и мотивации коллектива. Основные задачи: развитие лидеров, что особенно важно в кризисные времена; культурная трансформация; гибкая организация – улучшение клиентского опыта работников через автоматизацию и диджилизацию процессов.
Компания инвестировала $600 млн., которые в последующие три года пойдут на модернизацию и обновление цифровой инфраструктуры, пострадавшей в результате российского вторжения в Украину.
30 стойких компаний
Они разрушают – мы восстанавливаем, описывает работу крупнейшего мобильного оператора во время российско-украинской войны Александр Комаров. По состоянию на 31 марта оператор потерял оборудование на $20 млн. За полгода 2022-го осуществили 4100 ремонтов базовых станций В освобожденные украинские города и села инженеры-телекомовцы добираются сразу после ВСУ.
Несмотря на это и потерю 1,4 млн абонентов, операционная гривневая выручка крупнейшего украинского мобильного оператора выросла, однако в валюте просела, как и маржинальность. Одна из антикризисных мер – попытка диверсифицировать классический телекомбизнес. Для этого в августе «Киевстар» приобрел медицинский сервис Helsi.
Впереди у «Киевстара» нелегкие времена, теоретически компания – претендент на национализацию. Материнская компания Veon на 47,9% принадлежит инвесткомпании Letter One, акционеры которой – подсанкционные российские бизнесмены. «Решение о национализации будет досадной ошибкой», – говорит Комаров.
50 лучших работодателей 2021
В 2020‑м 70% офисных сотрудников крупнейшего мобильного оператора узнали, что такое дистанционная работа. Пока Apple и Google раз за разом переносят возвращение в пустующие кампусы, в «Киевстаре» сделали временную практику постоянной. Компания официально перешла на гибридный формат работы, говорит HR‑директор оператора Оксана Олейник.
При этом часть сотрудников всегда работает в офисе. Техническим специалистам, которые обслуживают оборудование «в полях», удаленка тоже не подходит. Остальные сами решают, как часто наведываться на работу. Какой эффект? 46% сотрудников оценили экономию на транспорте, питании и прочем, приводит результаты опроса Олейник. 84% хотят оставить «гибрид» и после завершения карантина. Бизнесу это, похоже, не мешает. За девять месяцев 2021‑го выручка «Киевстара» выросла на 15%.
25 самых умных компаний
Год основания: 1994
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 150
Инвестиции в R&D: не раскрываются
Руководитель направления: Михаил Нестор
Самые успешные в мире операторы получают 15–20% дохода от не связанных с телекомом сервисов, говорит глава департамента разработки продуктов «Киевстара» Михаил Нестор. Его амбиция – сделать так, чтобы крупнейший игрок украинского телеком‑рынка был в их числе. Переводом компании на цифровые рельсы занимается полтысячи сотрудников, непосредственно в департаменте Нестора – более 150 разработчиков.
Телеком‑индустрия проспала революцию мессенджеров. «Три‑четыре мессенджера забирают 99% мессенджер‑трафика», – рассказывал Forbes СЕО «Киевстара» Александр Комаров.
Проигрыш компенсируют за счет других технологий. Выручка оператора за девять месяцев 2021‑го – 21,2 млрд грн. Спрос на облачные технологии, BigData, сервисы Microsoft подстегнул рост доходов от бизнес‑клиентов на 12,5% за квартал. Одна из удачных находок – сервис ADWISOR. Он помогает компаниям самостоятельно запускать таргетированные СМС‑рассылки при помощи больших данных.
100 крупнейших частных компаний Украины 2021
«Киевстар», возможно, не так быстро, но существенно меняется», – утверждает президент компании Александр Комаров. Два года назад крупнейший мобильный оператор Украины перешел с аутсорса на собственную IT‑разработку. К осени 2021‑го IT‑команда выросла до 100 человек, а стратегия начала окупаться – доходы от облачных сервисов и Big Data за прошедший год утроились. «Киевстар» хочет продавать бизнесу все больше услуг по кибербезопасности, финтех‑ и IoT‑сервисы. В 2021‑м новые продукты должны принести оператору 8% дохода. В 2020‑м «Киевстар» заработал в 2,5 раза больше, чем оба конкурента вместе взятых, и продолжает тратить миллиарды на 4G. Количество абонентов застыло на отметке 20,9 млн, они все меньше пользуются голосовой связью и все больше – мобильным интернетом. До конца года оператор планирует покрыть LTE‑сетью 16 500 населенных пунктов, или больше 90% Украины. В приоритете – отдаленные города и села. «В 2022‑м сфокусируемся на покрытии международных и национальных дорог, продолжим подготовку к 5G», – говорит Комаров.
50 лучших работодателей 2020
Удаленную работу в «Киевстаре» практиковали еще до пандемии, поэтому вход в локдаун компании дался легко. Главное в этой ситуации, говорит HR‑директор компании Оксана Олейник, не только перестроить процессы, но и сохранить командный дух. Для этого СЕО компании Александр Комаров еженедельно встречается со своими сотрудниками онлайн.
В «Киевстаре» решили культивировать концепцию нового лидерства. «Главные компетенции: самодисциплина, дистанционное управление и умение сочетать разные роли», – поясняет Олейник.
Даже в кризис сотрудников некоторых специальностей найти сложно, говорит она. Поэтому «Киевстар» растит людей внутри компании. Сотрудники оператора отмечают в опросе, что «компания постоянно обучается и обучает».
100 крупнейших частных компаний Украины 2020
В 2020 году «Киевстару» пришлось поделиться с конкурентами самым дорогим – частотами. Без этого ему бы не досталась лицензия на связь 4G в диапазоне 900 МГц. Предполагается, что к 2022 году новым стандартом связи смогут пользоваться 90% украинцев. Обязательства по созданию сети 4G обходятся недешево, говорит президент компании Александр Комаров. Компания, по его словам, тратит на это «почти каждую вторую гривню прибыли». Во втором квартале 2020 года «Киевстар» получил самую большую среди конкурентов выручку (6 млрд грн) и маржинальность EBITDA (67,8%). Но прибыли никогда не бывает слишком много: в 2022 году придется раскошелиться на частоты и лицензии в стандарте 5G.