Один из крупнейших подрядчиков президентской программы «Большое строительство», турецкая Onur Group, приостановила 90% дорожных работ в Украине из-за войны. Компания обрастает «нетипичными» для дорожников активами: спецразрешения на добычу полезных ископаемых, зеленая энергетика, сельское хозяйство и даже собственный отель. С 2021-го Onur уже вложила в новые ниши более $350 млн. Еще свыше $500 млн компания планирует инвестировать до 2030 года. Какой холдинг строят турки в стране во время войны?
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.
Заход в недра
Добывающий бизнес Onur в Украине в основном записан на «Спис Україна». В декабре 2020 года эта компания за 5,7 млн грн приобрела спецразрешение на разработку Желтоводского участка в Днепропетровской области с прогнозными запасами золота. Однако найти значительные залежи ценного металла компании так и не удалось. «После вложенных $10 млн выяснилось, что реальность сильно отличается от прописанного на бумаге», – говорит Forbes Эмре Караахметоглу, генеральный менеджер Onur Group в Украине.
Провал не остановил Onur от новых покупок. Сейчас у «Спис Україна» есть три спецразрешения на разработку каолина на Днепропетровщине и спецразрешение на добычу графита на Буртинском месторождении в Хмельницкой области. «И это приобретения только за последние два года», – говорит Владимир Бойко, основатель издания NADRA.info, специализирующегося на добыче из украинских недр.
До войны Onur входила в тройку крупнейших подрядчиков программы Владимира Зеленского «Большое строительство». Что заставило двигаться в новую нишу? «Добыча полезных ископаемых – слабо развитое направление в Украине, а вместе с партнерами у нас есть в этом опыт», – объясняет Караахметоглу.
Турецкая группа уже контролирует в Украине восемь участков полезных ископаемых. В перечне также более привычные для дорожной компании гранитно-песчаные активы во Львовской, Винницкой и Ровенской областях.
В приобретение спецразрешений Onur вложила около $28 млн, свидетельствуют предоставленные Forbes компанией данные. Последующие инвестиции в недра она распланировала до 2030-го. К примеру, в разработку графитовых месторождений Onur планирует инвестировать $200 млн до 2030 года. Графит используется для производства автомобильных аккумуляторов.
Сколько Onur может заработать на украинских недрах? Каолин – интересная история, но все три участка группы – слишком близко к линии фронта, говорит Караахметоглу. «Считать экономику пока сложно», – добавляет он.
Самый ценный актив на перспективу – Буртинское месторождение, говорит Бойко. Месторождение имеет подтвержденные запасы графита на 130 лет активной добычи. «Но оно сможет приносить деньги лишь через 5–10 лет. То, что дает зарабатывать Onur уже сейчас, – щебень и песок. Все остальное пока тянет деньги», – добавляет аналитик.
Немаленькое строительство
С 24 февраля 2022 года группе пришлось поставить на паузу 90% своих дорожно-строительных проектов в Украине, поясняет Караахметоглу. Смета крупнейшего действующего проекта Onur – 800 млн грн за ремонт киевских дорог. Для сравнения: наиболее масштабный довоенный проект Onur – тендер на строительство вантового моста через Днепр в Запорожье – достигал почти 12 млрд грн.
В прошлом году компания получила подряды на вдвое меньшую сумму: 18 млрд грн против почти 40 млрд 2021 года. «[К тому же] среди всех строительных компаний государство имеет перед нами наибольшой долг», – объясняет Караахметоглу. По его словам, до начала вторжения долг перед Onur составлял около 7 млрд грн, из которых вернули до 2 млрд грн.
Кроме недр, Onur инвестирует в зеленую энергетику: около $290 млн уже вложили в солнечную электростанцию 150 МВт в Хмельницкой области, еще почти $260 млн до 2025 года готовятся инвестировать в ветровые электростанции в Закарпатской и Львовской областях.
Также Onur вернулась к мечте о собственном отеле в Украине – уже в 2025 году компания рассчитывает открыть первый на Львовщине более чем за $30 млн, рассказывает Караахметоглу.
На паузе пока инвестиции в аграрную отрасль – в собственности компании 2240 га земли на Львовщине: «Из-за войны логистика очень усложнена, поэтому ждем лучших времен». Onur до конца года инвестирует $2 млн в деревообработку.
В целом до 2030 года Onur планирует инвестировать в Украину $500 млн. Но дорожное строительство останется ключевым для компании, уверяет Караахметоглу. «В мире мы известны именно благодаря этому», – добавляет он. Компания готовится к послевоенному восстановлению. Уже после начала вторжения группа купила у ирландской CRH бетонный завод во Львовской области и вложила в него $12 млн.
За первые полгода 2023-го турецкой группе удалось заключить договоры на строительство и ремонт дорог на 13 млрд грн. «До конца года рассчитываем вернуться к довоенным объемам», – говорит генеральный директор Onur Group в Украине.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.