Миллиардер Нейтан Блечарзик умеет превращать в программный код самые смелые идеи двух других основателей сервиса по шерингу жилья Airbnb. Он работает над программами, которые помогают Airbnb расти даже во время пандемии.
Весной 2020-го один из основателей и директор по стратегии шерингового сервиса Airbnb Нейтан Блечарзик чувствовал, что ходит по лезвию бритвы. Пандемия пошатнула фундамент одной из самых быстрорастущих и дорогих частных компаний мира. Миллионы клиентов в одночасье отменили бронь на жилье. Приток новых бронирований прекратился. Выручка Airbnb упала на 80%.
Чтобы свести концы с концами, сервис привлек $2 млрд экстренного финансирования. Основатель и гендиректор Airbnb Брайан Чески требовал от Блечарзика выплатить пострадавшим арендодателям $250 млн компенсации. «Брайан – решительный лидер, всегда готовый вывести вас из зоны комфорта, – смеется Блечарзик. – Он хотел оказать хозяевам квартир ощутимую помощь. И подумал, что четверть миллиарда – подходящая сумма».
«Подходящая сумма» не устраивала финансовый отдел и совет директоров Airbnb. Они опасались, что предложенный Чески вариант компенсации вызовет непредвиденные сложности. Поэтому Блечарзику, технарю по образованию, в очередной раз пришлось думать, как превратить грандиозную идею Чески в рабочий план.
Раздать $250 млн четырем миллионам хозяев квартир сложнее, чем кажется. Airbnb нужно было решить, как грамотно распределить деньги. Давать слишком много горстке избранных несправедливо, а если размазать всю сумму по огромной базе арендодателей, инициатива потеряет смысл. Еще нужно было правильно пояснить все инвесторам. Airbnb задумала раздать более 10% суммы помощи, которую спешно у них привлекла, и при этом строила планы по выходу на биржу. «Как разработать программу компенсаций, которая бы учитывала интересы хозяев жилья и помогла нам пройти по тонкому льду в период неопределенности?»– говорит Блечарзик.
Блечарзик с головой погрузился в расчеты и статистические модели. Он анализировал количество отмененных бронирований, делал прогнозы по будущим отменам и подсчитывал сумму потерянной выручки. Затем ранжировал арендодателей по строгости политик отказа от брони и размеру бизнеса (предпочтение отдавалось небольшим арендодателям). Построив модель, Блечарзик раздал $250 млн за три недели. Более 650 000 хозяев жилья получили по 25% от суммы упущенной выручки. «Я режиссировал весь процесс: следил за тем, чтобы команда не принимала поспешных решений и мыслила шире,– говорит Блечарзик.– Мне нужно было преобразовать стремление Брайана сделать что‑то грандиозное в сбалансированную программу выплат».
Я режиссировал весь процесс: следил за тем, чтобы команда не принимала поспешных решений и мыслила шире.
Блечарзик отвечает в Airbnb за цифровые разработки (вначале его должность называлась «технический директор»). Последние 13 лет он занимался тем, что превращал в продукты амбициозные замыслы других основателей Airbnb, гуманитариев по образованию. Гендиректор Airbnb Чески – жесткий руководитель, который отвечает за работу с клиентами, привлечение инвесторов и рекламу. Другой основатель, художник Джо Геббиа, управляет студией дизайна Airbnb Samara и благотворительным фондом Airbnb.org. Блечарзик, который редко дает интервью, углубленно изучает данные и строит компьютерные модели. Он разрабатывает политики и программы, которые превратили приложение для диванных путешественников в мощный бизнес по шерингу жилья и туристическим услугам стоимостью $110 млрд. Он создает системы, повышающие безопасность и доверие к растущему сервису. Его последний проект, City Portal,– это набор инструментов и информационных панелей, призванных улучшить сложные отношения Airbnb с местными властями.
Такое распределение обязанностей между топ‑менеджерами принесло плоды. «Трио основателей играет важную роль для сотрудников Airbnb и ее инвесторов,– говорит аналитик инвестбанка Cowen Кевин Копельман.– Их видение прослеживается во всем, что делает компания». С первых дней, когда из‑за пандемии начались локдауны, вAirbnb стартовали перемены. Руководство мгновенно сократило затраты (в 2020‑м уволены 25% сотрудников) и пересмотрело сотрудничество с отелями и авиакомпаниями. Чтобы выжить в новом гибридном мире, Airbnb ввела более гибкие условия бронирования. Компания создала огромный список частных домов, расположенных вдали от городов и лучше приспособленных для длительной аренды и удаленной работы. В декабре 2020‑го Airbnb провела IPO. В первый день торгов ее акции взлетели на 112% и с тех пор выросли на 13% (индекс S&P 500 поднялся на 27%). Капитализация Airbnb превысила $100 млрд. Это больше, чем у гостиничных гигантов Marriott, Hilton и Hyatt вместе взятых. Благодаря росту котировок состояние Блечарзика оценивается в $10 млрд.
Предприниматель вырос в бостонском районе Вест‑Роксбери. Его отец, инженер‑электрик, рано приобщил Нейтана к компьютерам. Когда 12‑летний Блечарзик заболел и не пошел в школу, ему попалась книга по программированию. Он самостоятельно освоил простые алгоритмы, а вскоре уже зачитывался 500‑страничными руководствами по QBasic и кастомизировал игры SimCity и Civilization. В 14 он начал создавать программы цифрового маркетинга для корпоративных клиентов по $1000 за проект. В старших классах разработал собственный софт и начал продавать лицензии. За пять лет бизнес, построенный в подвале родительского дома, принес чуть меньше $1 млн. Блечарзик поступил на факультет информатики в Гарварде. Ктому времени он уже твердо знал, что способен осваивать любые технические навыки и создавать продукты, нужные людям. «Я был уверен в себе и хотел стать предпринимателем»,– рассказывает он.
Окончив Гарвард, Блечарзик устроился в софтверную компанию Opnet, которая создавала Windows‑приложения для компаний. Вскоре ему надоели корпоративные проекты с их черепашьими темпами. Увидев в интернете объявление о продаже квартиры в Сан‑Франциско, Блечарзик познакомился с одним из будущих основателей Airbnb Джо Геббиа. Вскоре они вместе с Геббиа и Чески прошли курс в стартап‑инкубаторе Y‑Combinator и придумали сервис для шеринга жилья. «Как инженер, я всегда умел превращать абстрактные идеи в программные продукты,– говорит Блечарзик.– Нужно просто поделить проблему на небольшие кусочки и начать действовать». Блечарзик написал код, построил финансовые модели, создал платежную систему и придумал, как вывести Airbnb на ведущие рынки.
Благодаря аналитике Блечарзика Airbnb быстро росла. Вначале команда не знала, что для нее важнее – расширять базу арендаторов или увеличивать количество объявлений о шеринге жилья. Блечарзик стал изучать взаимосвязи между данными по ведущим рынкам – Нью‑Йорку, Сан‑Франциско и Лос‑Анджелесу. Он пришел к двум ключевым выводам. Первый – объявления о сдаче жилья стимулируют спрос. Второй – как только количество объявлений в городе переваливает за 300, рынок, будто по волшебству, начинает расти сам по себе. «Внимательно изучив данные, мы переформулировали и упростили задачу: вместо того, чтобы добиваться роста сразу по всей стране, нужно привлечь по 300 владельцев жилья в самых крупных туристических городах США». План сработал: сервис появился в каждом американском мегаполисе.
Когда бизнес начал расти, Блечарзик ушел с поста технического директора и стал директором по стратегическим вопросам. «Всегда стремитесь нанять на свою роль кого‑то получше,– советует Блечарзик.– Особенно в быстрорастущей компании, где вам всегда есть чем заняться».
На новой должности Блечарзику предстояло руководить экспансией Airbnb в Китае и решать проблемы доверия, безопасности и взаимодействия с городскими властями. Одним из первых проектов стала система предотвращения буйных вечеринок в съемном жилье, которые доставляли Airbnb много хлопот. Такие вечеринки случались нечасто, но привлекали массу внимания прессы и общественности. Блечарзик снова углубился в анализ данных, чтобы выявить закономерности.
Исследования показали, что чаще всего вечеринки устраивают гости моложе 25 лет. Обычно они живут недалеко от съемной квартиры и бронируют ее в последнюю минуту. Есть и другие факторы риска, которые Airbnb не раскрывает. Компания создала алгоритм, блокирующий подозрительные букинги, и ввела ограничения на аренду для тех, кто моложе 25 лет. Буйных вечеринок стало меньше. «У Airbnb невероятно высокий показатель потребительской лояльности. Наши опросы показывают, что их клиенты очень довольны,– говорит Копельман.– Когда сервис столкнулся с неприятностями, он на них отреагировал. Изменил правила, внедрил новые процессы, нанял сотрудников, чтобы свести проблемы к минимуму».
Всегда стремитесь нанять на свою роль кого-то получше. Особенно в быстрорастущей компании, где вам всегда есть чем заняться
Недавно Блечарзик создал софт для налаживания отношений с местными органами власти. От их жилищной политики зависит, сможет ли Airbnb вести бизнес. Компания часто не могла найти с чиновниками общий язык в вопросах безопасности, местного регулирования, правил аренды жилья и налогов. Каждый конфликт отнимал у Airbnb время, деньги и ресурсы. Местное законодательство и городские власти часто меняются, и, не успев решить одну проблему, Airbnb тут же сталкивалась с новой.
На то, чтобы выработать единый подход к взаимодействию с местными властями, Блечарзик и руководители подразделений Airbnb потратили год. В итоге они создали продукт с функциями, которые больше всего хотели видеть сотни муниципалитетов. Прошлой осенью Airbnb запустила портал City Portal. На нем чиновники видят все квартиры в районе, которые сдаются через Airbnb. Они знают, откуда приезжают гости, какую выручку получают хозяева и сколько денег туристы приносят местной экономике. На портале есть инструменты по выдаче разрешений и выявлению нелегальных арендодателей, действует горячая линия для жалоб о нарушениях.
К системе подключено более 100 муниципалитетов. Блечарзик признает, что City Portal вызывал в компании споры. Но то, что он возглавил проект, показало и сотрудникам Airbnb, и чиновникам, что компания считает City Portal приоритетом. «Мы хотим, чтобы муниципалитеты чувствовали, что могут влиять на ситуацию, и не разочаровались от работы с нами, – говорит Блечарзик. – Это важно для Airbnb в долгосрочной перспективе. Когда мы станем платформой мирового масштаба, каждый город захочет получить контроль над информацией. Это лишь вопрос времени, и здесь лучше играть на опережение».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.