Категория
Компании
Дата

Брынза, черешня и арбуз. Как в Украине развиваются географически защищенные товары

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

В Карпатах есть необычная должность: «депутат полоныны». Члены общины выбирают его следить за состоянием горного участка, которым сообщество пользуется для выпаса скота.

«Депутат» отвечает за то, чтобы дорога к участку была проезжей, постройки для пастухов и скотины не разрушались, а пространство было чистым. Горному самоуправлению сотни лет, оно не исчезло даже во времена СССР. Хозяева овец подчиняются депутату, когда нужно убрать или что -то отремонтировать на пастбище. Еще одному общественному должностному лицу – «ватагу» они доверяют распределять между ними молочное сырье, полученное от животных на пастбище.

Эта история вполне могла бы попасть в книгу нобелевской лауреатки Элинор Остром «Управление общим. Эволюция институтов коллективной деятельности». Она исследовала вопросы управления коллективным имуществом, придя к выводу, что приватизация и госуправление не единственные варианты экономически обоснованного управления ресурсами.

Вот главные выводы Остром. Если сообщество небольшое, его члены способны договориться о правилах и соблюдать их. В этом случае община может управлять совместным имуществом более эффективно и справедливо, чем частный бизнес или государство. У общины, доказывала Остром, имеются мощные стимулы для успешного решения возникающих проблем: от изобретательности ее членов и их способности найти общий знаменатель зависит общая выгода и будущие доходы.

История коллективного имущества карпатских скотоводов продолжается. В конце прошлого года они зарегистрировали марку с защищенным географическим происхождением (PDO) – «Гуцульська овеча бриндзя». Производить и продавать такой продукт могут члены специально созданной Ассоциации производителей традиционных карпатских высокогорных сыров. Это сохранит традиционный промысел и позволит сделать его более экономически привлекательным, уверен инициатор объединения Анатолий Павлюк.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Географическая защита стала возможной после подписания Ассоциации между Украиной и Евросоюзом. В Евросоюзе принято брендировать локальные продукты, чтобы поднять их стоимость и защитить от вытеснения пищевыми гигантами. Так, к примеру, сохранились сыры пармезан и рокфор.

«Защищенные» локальные товары дороже, чем произведенные индустриальным способом. К примеру, сыры с защищенным географическим происхождением имеют цену в 2,5 раза выше, чем фабричные, говорит Анна Антонюк, эксперт проекта «Географические указания в Украине».

В реестре ЕС около 3500 наименований продуктов с географической защитой. В украинском пока только «Гуцульська овеча бриндзя». На разных этапах географической привязки еще восемь продуктов, в том числе черешня, арбузы, вина, сыр и мед. Процесс двигает проект «Географические указания в Украине», финансируемый Евросоюзом.

Чтобы начать регистрацию географической защиты для продукта, предприниматели должны создать организацию и разработать несколько документов. Главный – спецификация, или технологическая карта продукта, в которой описаны все этапы его создания.

«Гуцульська овеча бриндзя» может быть изготовлена только из молока овец, которые паслись на высоте более 700 метров. Там нет пашни, а значит, в воздух не попадают пестициды, поясняет Павлюк. Сыр нужно выдерживать 7–14 дней, соль добавлять из расчета 20–30 гр на килограмм.

Создание спецификаций– самый конфликтный этап процесса регистрации. К примеру, Ассоциация производителей херсонского арбуза почти год договаривалась о том, какие именно сорта считать «каноничными». В последнее время там культивируют американские гибриды, поясняет Ярослав Андреев, эксперт проекта ЕС «Географические указания в Украине». Поэтому географически защищенное название «Херсонський кавун» в самом начале пути к регистрации.

Другой камень преткновения для производителей херсонских арбузов – орошение. При меньшем количестве воды и подкормок падает урожайность. Если поливать и удобрять больше, то плод теряет сладость. А именно содержание сахара не менее 12% отличает херсонские арбузы от собратьев из других регионов. Сахар накапливается из-за обилия солнца и особого состава почвы, песчаной и малопродуктивной.

В отличие от почвы, на которой выращивают арбузы конкуренты херсонцев. Изменение климата сделали возможной эту культуру даже в центральных областях Украины. А там чернозем, и урожайность выше, чем в Херсонской области. Предложение растет быстрее спроса и при затратах на 1 кг в 90 коп., арбузы в опте стоят 1 грн, говорит Александр Бритвин, руководитель хозяйства «Лиманское» из Херсонской области. «Географическое обозначение – это для нас «зонтик», под которым мы могли бы спрятаться от этих рисков»,– поясняет он. Более сладкие арбузы и цену будут иметь выше, надеется предприниматель.

Бритвин – один из шести херсонских фермеров, которые поверили в историю с географической защитой. Десятки их коллег, выращивающих арбузы на Херсонщине, не желают лишней суеты или не готовы ограничивать урожай.

Изменения климата стали толчком для создания еще одного географического бренда – «Мелітопольської черешні». Из-за потепления ягоды начали выращивать в разных регионах страны. В урожайные годы цена падает ниже себестоимости. Например, в 2018 году оптовая цена была 12–25 грн за кг при себестоимости 20 грн.

Конкурентное преимущество мелитопольской черешни – она более сладкая, а значит, может стоить дороже, чем ягоды из других регионов. В объединение, созданное для ее географической защиты, вошли 12 фермеров. Сначала было 25. Отпали те, кто не хочет выращивать меньше черешни. Согласно разработанной спецификации, под определение «мелітопольська» попадает ягода выращенная классическим способом, который дает меньшую урожайность, чем «инновационный».

Одна из предпосылок для успеха в использовании коллективного ресурса– способность членов сообщества отказаться от выгоды в текущем периоде ради заработка в будущем, отмечала Остром. Эта способность зависит от уверенности сообщества в завтрашнем дне. Чем она меньше, тем больше люди склонны обесценивать будущую выгоду.

Getty Images

Условие №1. Овцы пасутся на высоте не менее 700 метров. Здесь почва не распахана и нет пестицидов. Фото Getty Images

Известный пример неудачи в управлении общим – упадок торговых марок грузинского вина, пользовавшихся популярностью в Советском Союзе: «Цинандали», «Киндзмараули» и т. д. Чтобы обеспечить стабильное качество этих марок, реформаторы предлагали виноделам коллективно владеть каждым конкретным брендом и защищать его. Не договорились, и в результате в грузинском виноделии сегодня задают тон производители новых марок с контролируемым географическим происхождением.

Недоверие– одна из главных причин неудач при попытке эффективного использования коллективного ресурса, пишет Остром. Люди больше доверяют друг другу в тех сообществах, где не принято обманывать. Если это не считается особенным грехом, то каждый будет ждать, что сосед непременно сжульничает.

В украинской практике тоже есть такие примеры. Исключительно из-за недоверия забуксовала регистрация «Меду Закарпаття». Предприниматели, которые производят этот продукт, не желают расставаться с информацией о том, в каких именно точках они ставят ульи. Опасаются, что туда налетят другие производители меда со своими пчелами, рассказывает Виктор Папп, замглавы закарпатского Союза пасечников «Серебрянный край». Вопрос географической защиты меда завис в воздухе.

Объединяться и доверять друг-другу украинским фермерам мешает советское прошлое, полагает Ольга Трофимцева, которая курировала работу с геобрендами в качестве заместительницы министра АПК. Нелюбовь к совместному ведению дел особенно сильна на селе, ведь там насильно заставляли объединяться в колхозы. По мнению Трофимцевой, это проблема поколенческая, и молодые фермеры будут более склонны к тому, чтобы добиваться общих целей. И конечно, не помешают истории успеха.

«Когда мы сможем показать увеличение прибыли, нас станет в 10 раз больше»,– уверен херсонский фермер Бритвин. Что может быть лучшим мотиватором к сотрудничеству, чем совместная выгода? 

Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине