Категория
Компании
Дата

Херсон – Киев – Нью-Йорк. Бывший руководитель «Укроборонпрома» Роман Романов запустил строительный завод в США. Сколько он хочет там заработать

Бывший руководитель «Укроборонпрома» создает крупный индустриальный парк в США /из личного архива

Бывший руководитель «Укроборонпрома» создает крупный индустриальный парк в США Фото из личного архива

Романов был дилером корпорации «Богдан» и руководил государственным вооруженным концерном в Украине. Теперь он с партнерами производит брусчатку в США. В планах – создание большого индустриального парка. Что и кто помогает украинцам делать бизнес в Штатах?

Недалеко от лыжного курорта Поконо, в более чем 100 км от Нью-Йорка, четверо украинцев основали индустриальный парк Pocono Industrial. В июле на территории кластера заработал первый резидент – завод по производству брусчатки. «Возникло желание реализовать себя на таком огромном рынке, как США», – говорит один из инвесторов этих проектов, гендиректор «Укроборонпрома» в 2014–2018 годах Роман Романов, 50.

Бетон, машины, оружие

Первые деньги Романову принес небольшой магазин по продаже автозапчастей в Херсоне в конце 1990-х. В начале 2000-х Романов стал дилером »Богдан Моторс» в Херсоне и открыл автосалон «Автопланета плюс». Затем познакомился с Олегом Гладковским – бизнес-партнером Петра Порошенко и владельцем корпорации «Богдан».

Знакомство имело «политическое» продолжение. На президентских выборах 2014-го предприниматель руководил избирательным штабом Порошенко в Херсонской области. В июле 2014 Порошенко назначил Романова руководителем концерна «Укроборонпром». «Знали мой опыт в организации бизнеса», – говорит Романов.

Он был первым руководителем «Укроборонпрома» не по системе, говорит глава аналитического центра StateWatch Глеб Каневский. «Назначал на руководящие должности крутых юристов, экономистов», – добавляет он. Из минусов Романова Каневский отмечает неспособность сказать политическое «нет» руководству страны.

На начало вторжения автомобильный сегмент бизнеса включал, по словам Романова, 20 автосалонов. «Большинство не работают из-за войны», – говорит Романов.

Строительное направление объединяет предприятия по изготовлению бетонных изделий под брендом «Планета РС»: четыре в Херсоне и одно в Бородянке под Киевом. «Планета РС Бородянка» занимает до 4% рынка центрального региона Украины, говорит Романов. Херсонские заводы не работают с начала вторжения. Оборот группы в 2021-м Романов оценивает примерно в $65 млн. «В 2022-м не можем похвастаться и десятой частью», – говорит Романов.

В 2022 году рынок производства бетонных изделий Украины сократился на 60%, до $16 млн. При этом емкость рынка США в 19–22 раза больше – $300–350 млн, свидетельствуют данные аналитической компании Pro‐Consulting.

В 2021-м Романов и партнеры приобрели 22 га на границе штатов Пенсильвания и Нью-Йорк за $1,25 млн. Главное преимущество участка – имеющиеся неподалеку залежи щебня, используемого в производстве брусчатки.

Основатели Orange Pavers в Вашингтоне, США: Евгений Чернецкий, Роман Романов, представитель США, Виктор Колесник и Евгений Лысый. /из личного архива

Основатели Orange Pavers в Вашингтоне, США: Евгений Чернецкий, Роман Романов, представитель США, Виктор Колесник и Евгений Лысый. Фото из личного архива

Средства, люди, конкуренты

Стоимость проекта строительства завода, который назвали Orange Pavers, – $15 млн. Предприниматели инвестировали $3 млн собственных средств, еще $12 млн привлекли в Dime Bank по программе Small Business Administration, компенсирующей часть процентной ставки. Условия – 5,2% годовых в первые три года, затем ставка prime +1% сроком 25 лет.

Водоснабжение обеспечил муниципалитет. Общая стоимость подключения к электросетям – $700 000. $500 000 из них энергокомпания конвертировала в обязательство потреблять электричество на $80 000 в год.

Самая большая статья расходов – производственная линия стоимостью $4–4,8 млн. «Выбрали европейскую, поскольку американский аналог дороже более чем вдвое – около $11 млн», – говорит Романов. Завод может производить 4800 кв. м брусчатки в смену – это почти вдвое больше, чем завод в Бородянке. Будет работать до 70 рабочих с постепенным увеличением до 250 человек в три смены.

Основатели

Чем занимаются основатели Orange Pavers и Pocono Industrial Park

Виктор Колесник, 37

CEO Orange Pavers, соучредитель Build Now NYC и Pennsylvania Properties

Роман Романов, 50

Отвечает за производственные процессы. В Украине – основатель компаний «Планета РС» и «Автопланета»

Евгений Лысый, 37

Имеет девелоперские проекты в США. Занимается связями с органами власти, оформлением документации.

Евгений Чернецкий, 43

Основатель строительной компании «Контактинвест». В Orange Pavers занимается финансами

Потенциальные клиенты Orange Pavers – крупные застройщики из Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании, а также региональные дилеры. Окупаемость завода Романов оценивает в три года по производству 1 млн условных строительных блоков в месяц, или 80 000 кв. м в месяц.

В США процент использования тротуарной плитки при строительстве дома на 50–60% меньше, чем в Европе; это простор для роста, убежден Романов. Впрочем, придется обходить конкурентов. «В радиусе логистического плеча – 40 производственных линий со схожей продукцией», – говорит соучредитель Евгений Чернецкий.

Преимущество Orange Pavers – более низкие затраты на сотрудников. К проекту привлекли около сотни специалистов «Планеты РС» из Херсона и Бородянки, говорит Романов. Большинство дистанционно. Запуск завода без украинцев мог обойтись в полтора раза дороже, оценивает Чернецкий. Зарплата разнорабочего в США, в зависимости от его навыков, от $2500 до $5000, в Украине – около $1000, говорит Романов.

Кластер для украинцев

Следующая цель – создание промышленного кластера на прилегающих к заводу 18 га. Стоимость проекта Pocono Industrial Чернецкий оценивает в $60–80 млн. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными резидентами, претендующими на 30% площадей.

Кроме территории с коммуникациями, владельцы Pocono Industrial предлагают потенциальным партнерам сопровождение и деньги. «Можем зайти в капитал до 5%, помочь привлечь дополнительное финансирование», — говорит Романов. Такая бизнес-модель интересна промышленным стартапам, говорит Татьяна Шелест, соучредитель SheMax, которая производит пылесосы для маникюрных салонов и продает их на рынке США.

Минимальный порог вхождения в проект — $1 млн. «Благодаря производству в США украинские компании получат преимущество», — говорит Чернецкий. Около 70% американцев, по его данным, охотнее покупают товары с подписью Made in USA.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине