Украина продолжает искать способы спасения энергосистем. Новая идея – малые модульные ядерные реакторы, которую только начинают внедрять в мире. Насколько реалистичны планы правительства построить 20 малых модульных реакторов за пять лет
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
У Минэнерго есть амбициозные цели разместить 20 малых реакторов SMR-160 американской компании Holtec International вместо поврежденной тепловой генерации, говорит Forbes министр энергетики Герман Галущенко. Через два года планируют провести лицензирование и построить пилотный блок, еще через три – разместить два десятка новых модульных реакторов, сказал он.
Для размещения малых модульных реакторов, в отличие от крупных ядерных реакторов, достаточно площади от 20 000 кв. м. Первые прототипы экспериментальной технологии только начинают получать лицензии в мире. Для Украины это еще один из возможных вариантов сделать энергосистему более устойчивой после российских ракетных атак. За последние пять месяцев в качестве рецепта спасения рассматривали плавучие электростанции и мобильные газовые электростанции.
Какие перспективы построить послевоенную энергетическую систему Украины с малыми модульными реакторами и во сколько это обойдется?
Малый модульный ядерный реактор VS реактор АЭС
Мощность малого реактора – от 50 до 500 МВт против 1000 МВт реактора АЭС. Модульные реакторы, в отличие от классических, можно производить на заводе и собирать уже на станции. В малом реакторе происходит процесс ядерного деления, как и в реакторе АЭС. В АЭС охлаждение происходит посредством воды, в проектах модульных реакторов охлаждение может быть за счет воды, расплава солей, жидкого натрия и т.п.
Ядерный ренессанс
В мире на разной стадии разработки – более 70 разных проектов малых модульных энергоблоков, говорит министр Галущенко. Украина подписала меморандумы о взаимопонимании с компаниями – разработчиками таких реакторов: Holtec International, NuScale, Westinghouse, RolIs Royce.
«В процессе заключения соглашения с Holtec, позволяющие начать практическую реализацию проекта», – отмечает Галущенко. Речь идет о создании совместного офиса Holtec – «Энергоатом», добавляет он.
Почему именно Holtec? К 2019 году представители Holtec и «Энергоатома» объездили предприятия Украины и решили, что локализацию производства можно довести до 100%, рассказывает Forbes бывшая член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Ольга Кошарная.
Соглашения с Holtec предполагают разработку проекта для Украины, изготовление оборудования украинскими производителями и начало строительства малых модульных реакторов, говорит Галущенко. В США Holtec только подала заявку на лицензирование своего модульного реактора SMR-160. Holtec International не ответила на инфозапрос Forbes о сотрудничестве с Украиной.
«Ни Holtec, ни NuScale не имеют опыта в возведении реакторов», – говорит Forbes на условиях анонимности бывший менеджер одной из компаний, работающих в этой области. NuScale – это единственная компания в мире, получившая лицензию на модульный реактор. «В январе мы завершили исследовать площадку для строительства», – написала в ответ на запрос Forbes Даян Хьюз, вице-президент по маркетингу и коммуникациям NuScale Power. Станцию на 462 МВт планируют запустить через семь лет – в 2030-м.
Большинство из 15 энергоблоков украинских АЭС ввели в эксплуатацию в 1980-х с проектным сроком эксплуатации 30 лет. Реакторы проработают 60 лет, рассчитывают в «Энергоатоме». До полномасштабной войны АЭС производили более 50% электроэнергии страны.
Малые модульные ядерные реакторы имеют свои преимущества, считает Кошарная: их можно возвести быстрее крупных, а стоимость строительства будет снижаться благодаря массовому производству. «Маневренность малых реакторов – тоже плюс», – добавляет она.
Минус единственный: все это – теоретически. «В мире нет ни одного работающего модульного реактора», – говорит руководитель прессцентра «Энергоатома» Леонид Олейник.
Инвестиции в малые атомные реакторы
Сколько будет стоить строительство малого реактора? В своих презентациях производители выходят из суммы $6000 за кВт, говорит экс-менеджер профильной компании. Итак, SMR-160 Holtec мощностью 160 МВт обойдется почти в $1 млрд, а модульный реактор NuScale мощностью 462 МВт – почти в $3 млрд. Для сравнения, стоимость 1 МВт мобильной газовой электростанции – $400 000–600 000, рассказывал ранее председатель Комитета энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. То есть $400–600 на 1 кВт.
«Пока не существует ни одного реализованного проекта малого модульного реактора в Европе и США – не понятно, какой будет его реальная смета», – говорит директор Центра исследований энергетики Харченко.
Минэнерго планирует строить малые модульные реакторы за счет международных инвестиций, собственных средств «Энергоатома», говорит Галущенко. Также для этого хотят использовать финансовые механизмы восстановления Украины после войны. США уже пообещали выделить $800 млн на восстановление энергетической инфраструктуры Украины.
«Сейчас у «Энергоатома» нет денег даже рассчитываться с поставщиками», – объясняет Харченко. Он сомневается в способности компании привлечь финансирование.
Для развития малых модульных реакторов нужно привлекать частные инвестиции, считает Кошарная. Но для этого нужны ясные правила, добавляет она. Закон о корпоратизации «Энергоатома» отсекает частников: там прописано, что все ядерные материалы являются собственностью государства и «Энергоатома», говорит она.
Группа ДТЭК Рината Ахметова интересовалась темой модульных реакторов. Украина должна стать площадкой для масштабирования всех инноваций и глобальных технологий, в частности, модульных реакторов, сказал недавно гендиректор ДТЭК Максим Тимченко. Модульные реакторы, вероятно, будут частью долгосрочной стратегии декарбонизации ДТЭК, сообщил он. Более конкретных планов компания пока не сообщает. В пресс-службе отметили, что сейчас ключевой фокус – ремонты и восстановление поврежденного в результате обстрелов оборудования.
Совладелец сети супермаркетов АТБ Геннадий Буткевич еще в 2020 году говорил о мечте строить в Украине малые модульные реакторы. Его инвестиционная компания BGV Group Management действительно считает это направление работы перспективным, но в условиях войны отказалась от комментариев, ответили Forbes на инфозапрос.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.