Минюст обратился в Высший антикоррупционный суд с иском против подсанкционного россиянина Эдуарда Худайнатова. Цель – национализировать его украинские активы. В списке – компания, управляющая сетью заправок Shell. В чем может быть проблема с национализацией?
Государство может национализировать еще одну сеть автозаправок – Shell. Министерство юстиции 4 октября подало иск против россиянина Эдуарда Худайнатова в Высший антикоррупционный суд (ВАСУ).
Цель – национализировать ряд активов, в частности, ООО «Альянс Холдинг», которое управляет сетью АЗС Shell. Какие шансы у государства осуществить это?
История сети автозаправок Shell в Украине
Нидерландская Shell Mobility вошла на украинский рынок в 2007 году. Фактически бренд Shell повесили на заправки российского «Альянса», говорит аналитик «НефтеРынка» Александр Сиренко. «Под Киевом на Житомирской трассе еще долго была разваленная заправка «Альянс», которую так и не переименовали», – добавляет он. Именно Shell первыми стали продавать на заправках хот-доги, говорит Сиренко.
С 2007 года владелец сети Shell в Украине – ООО «Альянс Холдинг». Это было совместное предприятие, 51% которого принадлежало Shell, 49% – «Альянс Ойл Украина», по данным профильного издания enkorr.ua. «Альянс Ойл Украина» была дочерней структурой «Независимой нефтегазовой компании» («ННК») россиянина Эдуарда Худайнатова, говорит директор компании «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.

Кто такой Худайнатов
Эдуард Худайнатов – гражданин России, владелец «Независимой нефтегазовой компании» и бывший первый вице-президент, заместитель председателя правления, член совета директоров ПАО «НК «Роснефть».
Европейский союз внес в санкционный список Эдуарда Худайнатова в июне 2022-го. Украина ввела санкции против него в октябре 2022 года.
Суть объединения голландцев и россиян – «Альянс Ойл Украина» имела эксклюзивное право поставлять топливо на заправки Shell в Украине.
С началом войны в 2014 году российская «ННК» якобы вышла из владельцев украинской сети АЗС, говорит Сиренко. «Произошли кадровые перестановки, но сеть продолжила работу», – говорит он.
Менялся ли собственник сети заправок Shell после 2014-го?
Глобальная компания Shell Netherlands владеет «Альянс Холдинг», который управляет сетью заправок Shell в Украине, сообщила Forbes пресс-служба Shell Украина.
«После полномасштабного вторжения Shell выкупила долю «Альянс Ойл Украина», – говорит Сиренко. Однако глобальная Shell не публиковала никаких уведомлений. «Не видели в этом необходимости», – говорит собеседник Forbes в Shell на правах анонимности, потому что не имеет права комментировать такие вопросы.
Бенефициарный владелец ООО «Альянс Холдинг» – нидерландская компания «Цицерон Холдинг Б.В», по данным YouControl. То есть, формальных связей между Худайнатовым и «Альянс Холдинг» нет.
После публикации текста Shell прислал Forbes информацию о том, как в 2022 году глобальная компания довела свою долю в украинской дочке до 97,4%.
Shell в 2022 году инициировала докапитализацию «Цицерон Холдинг Б.В», являющуюся бенефициарным владельцем ООО «Альянс Холдинг». 22 декабря 2022 года «Цицерон» и Shell заключили соглашение, согласно которому «Цицерон» выпустил акции для компании Shell, общая цена выпуска – $12,7 млн, свидетельствует решение торговой палаты суда Амстердама.
Соглашение увеличило долю Shell с 51% до 71% и рассеяло долю другого владельца.
В июне торговая палата суда Амстердама позволила выпустить дополнительные акции для Shell, чтобы увеличить долю Shell до 97,4%.
Решение торговой палаты суда Амстердама о выпуске дополнительных акций для Shell, чтобы увеличить долю до 97,4%
Что собой представляет сеть заправок Shell
В Украине 131 заправка Shell, по данным пресс-службы. «У них наименьшие объемы продаж из всех крупных сетей», – говорит Куюн. Этот бизнес не приносил много прибыли глобальной Shell, добавляет он.
Почему? Исторически сеть дорого покупала горючее у эксклюзивного поставщика «Альянс Ойл Украина». Цены на стелах тоже приходилось удерживать высокими. Был и другой фактор – глобальная компания Shell принесла европейские практики управления: сеть соблюдала все нормы и правила – по уплате налогов, пожарных, безопасных, экологических норм. «Это все – деньги, расходы на литры безумные», – добавляет Куюн.
Бензин А-95 в сети Shell стоит 57,79 грн/л, а у крупнейших на рынке ОККО и WOG – 57,99 грн/л, по данным minfin.com.ua.
Глобальная компания оказалась неповоротливой на украинском рынке. Конкуренция строится на ценовых дисконтах, активном маркетинге, постоянно меняющихся программах лояльности. Все это, по словам Куюна, оказалось недоступным для Shell из-за длинных и сложных процедур принятия решений внутри компании.
Нефтебазы и бензовозы были записаны на «Альянс Ойл Украина», говорит Куюн. С началом полномасштабной войны владелец компании сменился, теперь это гражданин Монако Иван Коларов, по данным YouControl.
Одна из заправок Shell в Киеве. Государство может национализировать еще одну сеть автозаправок – Shell. Фото Shutterstock
Как Минюст планирует национализировать активы
Практика национализации активов путем судебного иска Минюста к Высшему антикоррупционному суду (ВАС) уже заработала: таких случаев 30, говорит Виктор Виницкий, партнер в адвокатском объединении «Видар». В 25 случаях государству удалось национализировать активы, добавляет он. Остальные дела еще на рассмотрении.
Минюст верифицирует данные других органов о связи подсанкционного лица с активами в Украине, объясняет заместитель главы антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин. «Если Минюст обратился в ВАС, то у него есть юридическое обоснование, чтобы начать этот процесс», – добавляет он.
Будет ли вызовом доказать, что Худайнатов владеет активами, если формально это не так? «Суд будет искать связи подсанкционного лица с официальными владельцами», – объясняет Виницкий.
Подобный кейс уже был, когда по такой процедуре национализировали имущество бизнесмена и дизайнера Артемия Лебедева, добавляет он.
Какие перспективы дела Минюста против Худайнатова? Разбирательство в ВАС продлится до 30 дней, говорит Виницкий. Shell планирует отстаивать свои права в суде.
Shell в Украине всегда стремится полностью соблюдать все соответствующие национальные и международные законы и нормативные акты, сообщил в письменном ответе Forbes руководитель группы компаний Shell в Украине Петер Керекдярто. «Мы поделимся с судом нашими аргументами и доказательствами и будем защищать наши права в Украине», – написал он.
Апелляция может занять до 15 дней, говорит Виницкий. Итак, финальное решение по национализации сети АЗС Shell может быть принято до середины ноября.
Shell еще сможет обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), говорит Виницкий.
«Если будут подтверждения, что сеть заправок приобрела глобальная компания Shell, какие могут быть претензии», – говорит Куюн. Минюст попадет в плохую ситуацию, ведь Нидерланды поддерживают Украину, уверен он. Для Украины важно, чтобы Shell осталась в государстве, это хороший маркер, добавляет он.




Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.