Категория
Компании
Дата

«Нужны радикальные проекты, чтобы увеличить предложение». Глава «Укрзализныци» Евгений Лященко о дефиците билетов, 20 новых корейских поездах и необходимости изменения грузовых тарифов

5 хв читання

Євген Лященко /пресс-служба Укрзалізниці

Перед УЗ возникло сразу несколько критических вызовов: устаревшая система грузовых тарифов, стремительное сокращение парка вагонов и дефицит кадров. Как компания собирается их преодолевать? Фото пресс-служба Укрзалізниці

За последние два года «Укрзализныця» существенно изменилась, уверяет глава УЗ Евгений Лященко. Предстоят еще более радикальные перемены: закупка новых поездов и вагонов, тарифная реформа, перечисляет он. Когда их ощутят украинцы?

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

За последние годы «Укрзализныця» почти исчезла со страниц украинских изданий, говорит глава УЗ Евгений Лященко в эфире Business Breakfast от Forbes Ukraine. «УЗ интересует СМИ, только когда в компании приблемы», – объясняет он.

СЕО «Укрзализныци» считает это следствием трансформации компании, которую он вместе с командой проводит с февраля 2023 года. За минувшее время УЗ удалось сэкономить миллиарды гривен благодаря изменению системы закупок, эффективному противодействию коррупции и новому бизнес-подходу, рассказывает Лященко. По итогам 2023 года «Укрзализныця» вышла на 4,9 млрд грн прибыли против почти 10 млрд грн убытков в 2022-м. Первое полугодие 2024-го УЗ тоже прибыльное.

Но сохранить положительную динамику до конца года вряд ли удастся, предупреждает Лещенко. Перед УЗ возникло сразу несколько критических вызовов: устаревшая система грузовых тарифов, стремительное сокращение парка вагонов и дефицит кадров. Как компания собирается их преодолевать? Об этом – в эфире Business Breakfast от Forbes Ukraine.

Финансовые результаты и план

В первой половине 2024 года выручка «Укрзализныци» выросла на 19% – до 3 млрд грн, продолжая позитивную динамику, которая началась в 2023-м.

Однако в июле и августе компания столкнулась с убытком 600–700 млн грн из-за роста расходов на электроэнергию и топливо, а также из-за увеличения перевозок малодоходных грузов – внеклассных, в частности строительных материалов.

Все товары для перевозки УЗ делят на четыре группы:

I класс – руда, уголь, цемент;

ІІ класс – зерновые, сырая нефть;

ІІІ класс – черные металлы, металлолом и нефтепродукты;

остальные, в том числе строительные материалы, – внеклассные.

В последний раз УЗ индексировала тарифы на грузовые перевозки в июле 2022-го – сразу на 70%.

Когда зерно из нового урожая пойдет на экспорт, объемы перевозок выровняются и мы выйдем на небольшой убыток по итогам года. В любом случае мы увеличиваем объемы перевозок.

О повышении грузовых тарифов

Очень важно сбалансировать перевозку. Старая система коэффициентов на грузовые перевозки создает диспропорцию в рыночных условиях. Мы подали предложения о гармонизации тарифов, они уже прошли тарифную комиссию. Сейчас проходят внутренние процедуры Кабинета Министров, и я очень надеюсь, что до конца года это случится.

Новая система сделает коэффициенты более прозрачными, сблизит между собой тарифные классы независимо от видов грузов и позволит компании работать стабильнее. Для бизнеса это тоже выгодно: для него себестоимость продукции вырастет на уровне 1%, но теперь все будут понимать, как устроены эти тарифы, и смогут прогнозировать свои расходы и закладывать их в бюджет на 2025 год.

Благодаря гармонизации УЗ могла бы получить около 3 млрд грн до конца года, что дало бы нам возможность закончить год без убытков. Но вряд ли это уже произойдет в 2024 году.

О дефиците кадров

С 2021 года количество работников «Укрзализныци» сократилось с 226 000 до 184 000 на сентябрь 2024 года. Еще около 5000 человек работают на аффилированных предприятиях УЗ. 10 500 сотрудников УЗ служат в рядах ВСУ, из них около 2000 вернулись к работе после начала полномасштабного вторжения.

Хотя расходы компании на персонал достигают 50–60%, зарплата в УЗ ниже рынка. Поэтому дефицит кадров по некоторым профессиям в УЗ достигает 20–30%.

Так что наш вызов на ближайшие три – пять лет: удержать персонал в критических отраслях. Есть несколько направлений решения проблемы: повышение зарплаты, введение новых технологий для автоматизации, объединение профессий, где это возможно.

Впрочем, в ближайшие год-два автоматизация позволит УЗ только перераспределить персонал, но не снизить потребность в нем. Возможно, через четыре года благодаря автоматизации удастся дойти до сокращения потребностей в персонале.

Как УЗ борется с коррупцией

В УЗ удалось ввести одну из наиболее эффективных систем противодействия коррупции, которая включает в себя внутренние аудиты, антикорпрограмму и комплаенс; для меня это был один из основных вызовов. И она уже оказывает влияние на общую операционную эффективность компании. К примеру, благодаря переходу на закупки напрямую у производителей мы сэкономили миллиарды гривен.

Изменения замечают наши международные партнеры, но не медиа. Прозаично, что УЗ больше интересует СМИ, только когда в компании проблемы. Именно поэтому компания почти исчезла со страниц изданий – разве что очевидно проплаченные материалы об изменении тарифов.

Почему стало сложнее покупать билеты на поезда

Во-первых, есть скачок спроса, который случился еще в конце 2022 года. Авиасообщения нет, но люди поняли, что нужно отдыхать, и начали путешествовать по Украине и за границу. Летом 2023 года мы это очень почувствовали – спрос повысился на 23%. По итогам года мы перевезли 25 млн пассажиров – больше, чем в довоенном 2021 году. Этим летом мы уже перевезли еще на 7% больше пассажиров и до конца года перевезем 27,5 млн пассажиров.

Во-вторых, мы сейчас перевозим много детей, военных. Ну и в-третьих, железная дорога стала гораздо удобнее.

Но проблема с билетами также вызвана сокращением парка «Укрзализныци». Ежегодно он сокращается на 5–7%. Лишь 10% вагонов УЗ новые. Мы активно ремонтируем – по 60–70 вагонов в год, но этого недостаточно. В 2025 году мы будем и дальше пытаться поддержать количество ремонтов, но нам будет очень трудно их увеличить. Поэтому нужны радикальные проекты, которые помогут нам увеличить существенное предложение перевозок. К примеру, «Укрзализныця» планирует расширить парк скоростных поездов закупкой еще 20 моделей.

Почему 20 новых скоростных поездов закупят не в Украине

21 августа Верховная Рада ратифицировала рамочное соглашение между правительствами Украины и Республики Корея о кредитах от Фонда экономического развития и сотрудничества. Решение открывает путь для финансирования ряда проектов, в частности расширения подвижного состава «Укрзализныци» за счет закупки 20 электропоездов у корейских производителей.

До этого УЗ вела переговоры со многими производителями, не только корейскими. Часть поездов у украинского производителя – Крюковского вагоностроительного завода – УЗ закупила в 2022 году.

Но нам нужна масштабная программа с большими объемами. И не все ее потянут. Второе – нам нужно финансирование.

Соглашение с Кореей предполагает долгосрочное кредитование под очень низкий процент со стороны корейского правительства. И эти средства – почти $450 млн – УЗ сможет вернуть через пять лет.

В этом проекте есть понятная и прогнозируемая программа на пять лет по закупке необходимых для нас 20 поездов, чтобы покрыть спрос. Первый поезд может стать на рельсы УЗ уже в конце 2026 года, все – смогут обеспечить перевозку около 6 млн пассажиров в год.

Каков будет уровень локализации корейских поездов

На этапе закупок уровень локализации поездов может быть незначительным. Но надо понимать, что каждый такой поезд эксплуатируется примерно 40 лет. И больше денег пойдет не на закупку, а на эксплуатацию и ремонт.

Соотношение может быть 1:3, то есть вложенное €1 в закупку способно приносить €3 в ВВП Украины, если украинский бизнес сможет наладить процесс обслуживания поездов.

Евгений Лященко /Getty Images

Евгений Лященко Фото Getty Images

Вырастут ли цены на билеты

Нам нужно будет окупить данный проект, поэтому мы будем просить сделать коммерческое ценообразование на билеты в «Интерсити». Это может быть разовое повышение в пределах 15% и после ежегодная коррекция в пределах уровня инфляции.

Сразу скажу, что на 2025 год УЗ не закладывает подорожание билетов внутри страны. Может быть рост на перевозку за границу, потому что это часть наших международных соглашений.

Как на работу УЗ влияют обстрелы и готова ли компания к блэкаутам?

Враг постоянно обстреливает инфраструктуру «Укрзализныци». Особенно в Днепропетровской, Сумской и Донецкой областях – там может быть несколько прилетов в неделю. Но компании удается оперативно восстанавливать сеть.

Также от обстрелов страдает энергетическая инфраструктура УЗ. Россия системно бьет по тяговым подстанциям компании. УЗ строит вокруг них защитные сооружения.

После последних обстрелов видим, что угроза отключения достаточно высока. Но у компании большой запас прочности: вся критическая инфраструктура давно заживлена генераторами. Также УЗ активно резервирует критические материалы для оперативного восстановления. В рамках подготовки к зиме «Укрзализныця» увеличивает количество резервного теплового подвижного состава.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд