«Укрзализныця» готовится до конца года изменить действующую с 1997-го модель тарифообразования, защищается от обвинений аграриев в монопольном положении, инвестирует в собственную энергокомпанию и запускает совместный с Испанией проект изготовления вагонов нового типа. Что еще на повестке дня одной из крупнейших госкомпаний? Интервью с главой УЗ Евгением Лященко.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В прошлом году «Укрзализныця» вышла на 4,9 млрд грн прибыли против почти 10 млрд грн убытков в 2022 году. В этом году убытков не избежать, если не изменить принцип тарифообразования, говорит в интервью Forbes Ukraine глава правления УЗ Евгений Лященко. До конца года тарифная модель компании, по которой та работала с 1997 года, должна полностью измениться, рассчитывает он. Пока что тарифная реформа на рассмотрении в правительстве.
Чего бизнесу ожидать от «Укрзализныци», как изменятся тарифы и когда на украинском рынке появится первый конкурент УЗ в соответствии с требованиями вступления в ЕС?
Разговор сокращен и отредактирован для ясности.
О гармонизации тарифов
В январе – июне «Укрзализныця» перевезла свыше 90 млн т грузов – на 28% больше, чем за первое полугодие 2023 года. С чем связан такой рост и как это повлияло на финансовые показатели УЗ?
Это связано с вывозом урожая. По сравнению с прошлым годом экспорт зерновых культур по железной дороге вырос на 43%. Это важно для стабилизации экономики страны и финансового положения компании. Зерновая, железная и марганцевая руда – это 81% наших экспортных перевозок, и благодаря этому к началу июня «Укрзализныце» удалось сохранить статус прибыльной компании.
Уже в июне мы наблюдаем другую динамику. За пять месяцев Украина фактически вывезла старый урожай, и объемы перевозки зерновых существенно упали. Также уменьшился экспорт продукции металлургии и железорудной промышленности из-за ограничений на электроснабжение.
В то же время наблюдаем рост объемов перевозок внеклассных – убыточных для нас – грузов, являющихся вызовом для финансовой стабильности компании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.