Голова «Укрзалізниці» Євген Лященко /пресс-служба Укрзалізниці
Категория
Компании
Дата

«Поезда в Польшу принесли 800 млн грн прибыли». Глава «Укрзализныци» о выходе на 4,8 млрд грн прибыли, возможном росте тарифов в 2024-м и медийной войне с Kernel. Блиц-интервью

Глава «Укрзализныци» Евгений Лященко: «Год «Укрзализныця» закончит прибыльной компанией». Фото пресс-служба Укрзалізниці

За шесть месяцев 2023-го «Укрзализныця» смогла выйти на прибыль в 4,8 млрд грн, сообщает Forbes глава компании Евгений Лященко в кулуарах Киевского международного экономического форума (КМЭФ). Как это удалось и чего ждать от железнодорожного монополиста в 2024 году

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

За последний год в условиях войны государственной «Укрзализныце» удалось выбраться из финансовой ямы размером в 11 млрд рублей. «Год «Укрзализныця» закончит прибыльной компанией», – уверяет назначенный в марте после внезапной отставки Александра Камышина глава «УЗ» Евгений Лященко. Основание для оптимистических прогнозов – 4,8 млрд грн прибыли за первое полугодие 2023-го.

Как это удалось? Компания перевела 70% закупок напрямую у производителей, улучшила эффективность расходов, стабилизировала объемы перевозок и впервые за многие годы получает доходы от пассажирского направления. Нацеленность на прибыль имеет оборотную сторону. «УЗ» вынуждена выдерживать периодические медийные атаки от бизнеса. В начале октября между «УЗ» и крупнейшим агрохолдингом страны Kernel разгорелась война из-за того, что «Укрзализныця» изменила правила доступа к европутям. Пока конфликт удалось уладить, говорит Forbes глава «УЗ».

Чего ожидать от «Укрзализныци» в 2024 году, как изменятся тарифы, какие поезда в ЕС появятся в ближайшее время и сколько денег «УЗ» приносят безумно дефицитные поезда в Польшу? Блиц-интервью Евгения Лященко.

Недавно компания Kernel заявила, что «УЗ» отказывает бизнесу в переставлении частных вагонов на европути и доступе к тележкам. Какова ваша позиция?

Необходимо разделять две вещи: первая – инфраструктура и наша обязанность предоставлять сервис – с этим мы даже не спорим, а другая – это наши тележки, наш подвижной состав – это рыночная история.

Почему мы должны отдавать коммерческим игрокам стратегическую составляющую нашего подвижного состава, которая необходима для обеспечения своих перевозок, в которую мы инвестировали средства компании? У компаний есть выбор инвестировать средства в приобретение тележек или брать в аренду наши вагоны.

Суть конфликта с Kernel

3 октября Михаил Кравченко, исполняющий обязанности заместителя руководителя департамента перевалки и флота агрогиганта Kernel на своей странице в Facebook пожаловался, что с 1 октября «Укрзализныця» не допускает бизнес к собственным евротележкам. «Это несправедливо и разрушает тщательно выстроенные цепи поставок агропродукции», – объяснял Кравченко.

Тележки позволяют переставлять вагоны с товарами из Украины с колеи шириной 1520 мм на европейскую – 1435 мм. «Переобувать» вагоны под европути может только «Укрзализныця».

Компания предложила бизнесу брать вагоны «УЗ» вместе с тележками в аренду или купить собственные тележки. Парк собственных вагонов Kernel – 3500, у компания пока нет собственных тележек – стоимость одной новой может достигать 900 000 грн. «УЗ» имеет в собственности 1810 тележек, с помощью которых под европуть можно «переобуть» 905 вагонов.

Подробнее о конфликте можно почитать в статье Forbes.

Прошлый год «УЗ» завершила с убытком почти в 11 млрд грн. Каковы результаты работы компании за три квартала 2023-го? И как именно их удалось добиться?

Первое: за девять месяцев этого года у нас прибыль, но еще необходимо время на расчеты. По результатам полугодия прибыль составляла 4,76 млрд грн. Год «Укрзализныця» закончит прибыльной компанией.

Объемы перевозок, к сожалению, не дали такой большой плюс, как мы ожидали, но, по крайней мере, вышли на стабильный уровень. Второе: продление прозрачных закупок и прямые закупочные контракты с производителями. Около 70% годовой потребности в материально-техническом обеспечении операционной деятельности компания закупает напрямую у производителей. Это дизельное горючее, природный газ, электроэнергия, некоторые запасные части и масла. С начала года только благодаря прямым договорам на первые три позиции нам удалось сэкономить более 1,6 млрд грн. И третье – повышение эффективности затрат, это миллиардные сбережения в год.

коллаж Анастасия Левицкая

По результатам полугодия прибыль «УЗ» составляла 4,76 млрд грн. Фото коллаж Анастасия Левицкая

Какова динамика в перевозках за январь–сентябрь 2023 года?

У нас были достаточно неплохие результаты в третьем, и особенно во втором квартале – когда порты работали. Когда же отгрузки из-за черноморской портовой инфраструктуры почти остановились, а также начались проблемы с транзитом и экспортом через сухопутные коридоры – грузовые перевозки значительно сократились. Сейчас мы балансируем на нуле с точки зрения доходности.

А как насчет объемов? Что изменилось?

По итогам девяти месяцев 2023-го объем грузовых перевозок сократился на 9,2% – до 107 млн тонн. Но у нас поменялась структура перевозок. Значительно возрос объем внутренних перевозок – до 60% по итогам января–сентября. При этом более трети – это перевозка внеклассных грузов, которые для нас убыточны. И это проблема.

Тем не менее, впервые за многие годы уровень доходности компании увеличивают пассажирские перевозки. И кстати, не только международные рейсы, но и отдельные внутренние сейчас маржинально прибыльны. К примеру, это поезда «Интерсити». Сейчас работаем над эффективностью прокладки маршрутов и затратами на их обслуживание. Конечно, пассажирские перевозки в целом все еще убыточны – до конца года ожидаем примерно минус 15 млрд грн. Но они убыточны и в Европе, это социальная функция.

Какие грузовые тарифы есть в «УЗ» и когда их последний раз повышали

Еще с советских времен все товары для перевозки на «УЗ» делят на три класса (руда, уголь, цемент – І класс; зерновые, сырая нефть – ІІ класс; черные металлы, металлолом и нефтепродукты – ІІІ класс) или относят к группе внеклассовых.

В последний раз «Укрзализныця» повышала тарифы в июне 2022 года – на 70%. Компания рассчитывала получить от повышения до конца года 11,3 млрд грн – почти половину суммы должен был заплатить металлургический бизнес и аграрии.

Планируете менять тарифы в ближайший год в этой связи?

Это зависит не от нас – нужно решение Кабмина. Но скорректировать тарифы согласно уровню инфляции – это не увеличение, а именно индексация, и это нормально.

Так насколько тарифы могут вырасти в 2024-м? Все или только на внеклассовые грузы?

Все. Это уже будет обсуждаться поближе к тому моменту, когда будет готов финплан на 2024 год. Но подчеркиваю – это должна быть индексация, а не повышение.

Компании до сих пор не позволили продавать металлолом вне Prozorro. Насколько это большая проблема для вас? Сколько вы рассчитывали на этом заработать?

Вокруг этого много манипуляций, по-моему. Это была одна из составляющих дополнительного плана выхода на безубыточность, которую, к сожалению, не удалось реализовать, но мы подавали такое предложение еще весной. От реализации металлолома на экспорт мы планировали получить в 2023-м 308 млн грн, а в 2024 году – 887 млн грн чистого финансового результата.

Но сейчас у нас есть нормальная коммуникация из Минэкономики, Мининфраструктуры, чтобы выйти на экспорт – все понимают, что нужно делать. Особенно учитывая существенное падение из-за войны украинской металлургии – основного потребителя металлолома. Мы ведь самый большой производитель, а экспортировать почему-то не можем. Просто нужно найти тот путь, который будет самым лучшим для всех, и без сомнений – максимально прозрачным.

Запрет на продажу лома

«Укрзализныця» обратилась в Кабмин с просьбой разрешить продажу части лома черных металлов крупным мировым производителям продукции ГМК по прямым договорам без пошлины на вывоз, сообщил Лященко в интервью «Интерфаксу» от 19 сентября. Однако 22 сентября Кабмин отказал компании в предложении и обязал «УЗ» продавать свой металлолом только через систему Prozorro.

По причине войны поезда в польские города пользуются бешеным спросом. Сколько компания зарабатывает на этом соединении?

За девять месяцев 2023 года прибыль компании от этого направления составила около 800 млн грн.

Компания планирует расширение пассажирского сообщения со странами ЕС? Что это будет?

Мы это уже делаем. И приучаем наших пассажиров к нормальным пересадочным маршрутам. Это вопрос надежности и комфорта. 15 октября «УЗ» открывает направление Львов – Варшава через станцию Рава-Русская. Уже тестируем с чешским RegioJet рейсы Чоп – Прага. Также сейчас работаем над тем, чтобы до конца года совместно с RegioJet запустить рейс Перемышль – Берлин. Это действительно будет значительная история.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине