Илон Маск. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Мертвая хватка Илона Маска. У Tesla было пять основателей, но только двое из них действительно разбогатели. Почему

6 хв читання

Илон Маск. Фото Getty Images

Илон Маск и Джей Би Штробель смогли действительно разбогатеть благодаря Tesla. Но было еще трое соучредителей, и вот история-предупреждение о том, почему они тоже не стали миллиардерами

Tesla, новичок в производстве электромобилей, собрала журналистов в ангаре аэропорта Санта-Моники июльского дня 2006 года, чтобы представить свой родстер – смелый двухместный электромобиль за $100 000, которому немногие эксперты предрекали успех.

Самоуверенный и технически знающий гендиректор компании Мартин Эбергард заявил, что изобретательность Кремниевой долины научит детройтских автогигантов делать красивые машины с нулевыми выбросами.

Модифицированный Lotus Elise, нашпиговавший 7000 маленьких литий-ионных батарей, был первой попыткой Tesla. Это был дорогостоящий вариант электромобиля, после которого компания возьмется за более дешевый седан, пояснил гендиректор. Виденье, о котором он рассказал в тот день, стало реальностью, но без него.

В этом месяце Tesla стала первым автопроизводителем, оцененным в ошеломляющий $1 трлн, но гендиректор, представивший компанию 15 лет назад, не стал синонимом бренда. И он точно не стал самым богатым человеком в истории.

Эта честь досталась Илону Маску, конечно, первому инвестору компании и ее нынешнему гендиректору. Маск тоже присутствовал на дебюте Tesla в 2006-м, но тогда он держался в тени и лишь высказывался о том, что нужно поскорее снять автомобили с бензина.

Первый гендиректор Tesla Эбергард и еще один из первых директоров Марк Тарпеннинг, которому в 2003-м пришла в голову идея назвать автомобильную компанию в честь изобретателя Николы Теслы, являются первыми акционерами Tesla. Именно они первыми владели брендом-выскочкой, который в будущем сотрясет детройтский истеблишмент.

Но ни одному из них не удалось удержать достаточно акций Tesla, чтобы достичь статуса миллиардеров, не говоря уже о нынешнем состоянии Маска, которое, по состоянию на 10 ноября, Forbes оценивает в $282 млрд. Именно посевной капитал Маска, на который он заработал благодаря удачной инвестиции в платежную компанию PayPal, помог Эбергарду и Тарпенингу воплотить свое видение в жизнь.

В конце концов, этот же капитал позволил Маску в будущем взять полный контроль над Tesla, постепенно увеличивая свою долю в компании с помощью серии из девяти раундов инвестиций до того, как компания вышла на биржу в 2010 году; каждый из этих раундов все больше уменьшал доли Эбергарда и Тарпеннинга. Даже сегодня доля Маска увеличивается, ведь вместо зарплаты он ежеквартально получает акции компании, которые стоят миллиарды долларов.

Getty Images

Мартин Эбергард, первый гендиректор и соучредитель Tesla, слева, и Илон Маск на первой презентации электромобиля родстер в Санта-Монике, Калифорния, в июле 2006-го. IMAGES Фото Getty Images

В интервью Эбергард говорит, что у него все еще «сравнительно небольшая» доля производителя электромобилей, но точной цифры не называет. «Я продал значительную часть своей доли уже очень давно, – рассказывает 61-летний Эбергард из своего дома в Сан-Хуане, штат Вашингтон. – Люди думают, что у меня денег куры не клевали, когда я основал Tesla. Но это было далеко не так».

Если бы Эбергард был богаче после продажи Rocket eBook, ранней версии электронной книги, которую он с Тарпеннингом создали в конце 1990-х, то им не нужно было бы брать деньги у Маска, говорит он.

Маск часто говорит о том, что ему безразлично богатство, и в прошлом году он продал свои лос-анджелесские поместья, чтобы поселиться в скромном доме-конструкторе на территории кампуса SpaceX в Бока-Чика, Техас. Тем не менее, он продолжает накапливать состояние с потрясающей скоростью.

Сейчас у меня совсем нет акций Tesla. Конечно, я и представить не мог, что компания достигнет отметки в $1 трлн!

Сооснователь Tesla Иан Райт

Все благодаря его почти 20-процентной доле как одного из первых владельцев компании и долгосрочному плану выплат, о котором объявили в 2018-м, что приносят ему миллиарды. А еще есть дополнительные опционы Tesla, которые он получает, если компания достигает установленных целей в финансовых показателях. Также он готовится продать 10% своей доли, которые по состоянию на 9 ноября оценивают около $15 млрд, чтобы иметь возможность уплатить налоги за свои опционы.

Эбергард тем временем продал большую часть своей доли после того, как его выгнали из Tesla в 2007 году до выпуска родстера компании. Он подал на Маска в суд в 2009-м за то, что его выгнали и оклеветали, но он согласился на мировую с неразглашенными условиями.

В рамках мировой он прекратил выступать против Маска, бывшего технического директора Джей Би Штробеля и одного из первых инженеров компании Иана Райта, которых тоже называют соучредителями Tesla рядом с Эбергардом и Тарпеннингом.

«Когда меня выгнали из Tesla, у меня не было денег – и я имею в виду совсем ни копейки, – рассказывает Эбергард. – Хуже было то, что я год не мог нигде работать из-за запрета в соглашении об интеллектуальной собственности. Я не участвовал ни в одном из инвестиционных раундов после ухода».

TIM PANNELL FOR FORBES / коллаж Анна Наконечная

Джей Би Штробель, давний технический директор Tesla, ушел из компании в 2019-м, чтобы основать Redwood Materials Фото TIM PANNELL FOR FORBES / коллаж Анна Наконечная

Эбергард не раскрыл размер своей доли в Tesla, но подтвердил, что он не миллиардер. Тарпеннинг, являющийся сейчас партнером в Spero Ventures, венчурной фирме в Кремниевой долине, тоже, по словам Эбергарда, имеет долю в Tesla, но не входит в перечень топовых акционеров. Тарпеннинг не ответил на запрос от Forbes на интервью .

Среди пяти официальных соучредителей только у Штробеля, ушедшего из Tesla в 2019-м, есть возможность стать миллиардером благодаря своей доле в компании. Та доля Tesla, которая была у него до увольнения из компании, оценивается примерно в $1,3 млрд.

Штробель, ныне являющийся гендиректором и соучредителем Redwood Materials, стартапа по переработке батарей, отказался давать комментарий по этому поводу. Инженер Райт, присоединившийся к Эбергарду и Тарпенингу через несколько месяцев после основания ими Tesla, ушел из компании в 2004-м, чтобы основать другую компанию электротранспорта. Свою долю он продал давным-давно.

«Сейчас у меня совсем нет акций Tesla, – говорит Райт Forbes. – Конечно, я и представить не мог, что компания достигнет отметки в $1 трлн!»

Кроме того, что она сделала Маска самым богатым человеком, Tesla, ставшая синонимом мировой автомобильной революции, обогатила инвесторов и членов совета, среди которых венчурный капиталист Айра Эренпрейс и Ларри Эллисон (Oracle), а также младшего брата Илона Кимбала и множество инвесторов, которых вдохновил потенциал будущего на чистой энергии.

Какого бы я ни был мнения о Маске, я все равно очень рад видеть революцию электроавтомобилей, которую мы, как-никак, начали. Я хотел бы стать свидетелем победы этой революции.

Мартин Эбергард

Несмотря на нынешний успех компании в сфере электротранспорта и финансовую стабильность, а также непрерывное внимание, которое ищет и привлекает Маск, ранний этап Tesla отличался нестабильной стратегией и руководством, что привело к тому, что у руля остался один соучредитель. Другие гиганты технологий, которых оценивали в триллион долларов, такие как Microsoft и Alphabet, сделали нескольких своих соучредителей миллиардерами, хотя единоличный финансовый успех Маска не является чем-то необычным.

«Хотя и создается впечатление того, что другие известные технологические компании способствовали финансовому успеху ряда людей, ситуация, несколько похожая на сложившуюся в Tesla, произошла и в Apple, – говорит Дэвид Хсу, преподаватель менеджмента в Уортонской школе при Университете Пенсильвании.

На время смерти соучредителя Apple Стива Джобса в 2011-м его долю в компании оценивали в $2 млрд, а состояние Стива Возняка – в $100 млн. А вот Рональд Уэйн, малоизвестный третий соучредитель Apple, рано продал свою долю за $800, рассказывает Хсу. Сегодняшнее состояние Маска является просто результатом сыгравшей рискованной ставки.

«Речь идет не только о долях соучредителей; также можно вспомнить инвесторов, среди которых ангелы и венчурные инвесторы, упустившие возможность инвестировать в Tesla, – продолжает Хсу. – Когда Маск инвестировал в раунде Серии А и длительное время после того, было много сомнений в том, сможет ли компания воплотить в жизнь свое смелое видение. Некоторые могут сказать, что эти сомнения существуют и сегодня».

Getty Images

Мартин Эбергард, первый гендиректор и соучредитель Tesla. Фото Getty Images

Ссылаясь на пункт о «неунижении», который стал частью мирового соглашения в 2009-м, Эбергард отказывается вдаваться в подробности того, что он думает о Маске сегодня. А вот Маск явно не сдерживается. В интервью 2020-го подкаста Third Row Tesla, который организовали фанаты Маска, он описал Эбергарда как «буквально самого худшего человека, с которым ему приходилось работать».

Впрочем, первый гендиректор Tesla, владевший «чуть меньше», чем 5% компании, когда ушел из нее, говорит, что сегодня ему не на что жаловаться, пусть даже ему и не удалось заработать на успехе компании.

«Оценка – это только цифры. А вот что меня действительно радует, так это успех компании. Очень важно, чтобы мы отказались от ископаемого топлива, а Tesla является ключевой движущей силой для этого. Именно на это мы и надеялись с самого начала», – говорит Эбергард.

«Как бы я ни думал о Маске, я все равно очень рад видеть революцию электроавтомобилей, которую мы, как-никак, начали. Я хотел бы стать свидетелем победы этой революции».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине