Илон Маск. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Мертвая хватка Илона Маска. У Tesla было пять основателей, но только двое из них действительно разбогатели. Почему

Илон Маск. Фото Getty Images

Илон Маск и Джей Би Штробель смогли действительно разбогатеть благодаря Tesla. Но было еще трое соучредителей, и вот история-предупреждение о том, почему они тоже не стали миллиардерами

Tesla, новичок в производстве электромобилей, собрала журналистов в ангаре аэропорта Санта-Моники июльского дня 2006 года, чтобы представить свой родстер – смелый двухместный электромобиль за $100 000, которому немногие эксперты предрекали успех.

Самоуверенный и технически знающий гендиректор компании Мартин Эбергард заявил, что изобретательность Кремниевой долины научит детройтских автогигантов делать красивые машины с нулевыми выбросами.

Модифицированный Lotus Elise, нашпиговавший 7000 маленьких литий-ионных батарей, был первой попыткой Tesla. Это был дорогостоящий вариант электромобиля, после которого компания возьмется за более дешевый седан, пояснил гендиректор. Виденье, о котором он рассказал в тот день, стало реальностью, но без него.

В этом месяце Tesla стала первым автопроизводителем, оцененным в ошеломляющий $1 трлн, но гендиректор, представивший компанию 15 лет назад, не стал синонимом бренда. И он точно не стал самым богатым человеком в истории.

Эта честь досталась Илону Маску, конечно, первому инвестору компании и ее нынешнему гендиректору. Маск тоже присутствовал на дебюте Tesla в 2006-м, но тогда он держался в тени и лишь высказывался о том, что нужно поскорее снять автомобили с бензина.

Первый гендиректор Tesla Эбергард и еще один из первых директоров Марк Тарпеннинг, которому в 2003-м пришла в голову идея назвать автомобильную компанию в честь изобретателя Николы Теслы, являются первыми акционерами Tesla. Именно они первыми владели брендом-выскочкой, который в будущем сотрясет детройтский истеблишмент.

Но ни одному из них не удалось удержать достаточно акций Tesla, чтобы достичь статуса миллиардеров, не говоря уже о нынешнем состоянии Маска, которое, по состоянию на 10 ноября, Forbes оценивает в $282 млрд. Именно посевной капитал Маска, на который он заработал благодаря удачной инвестиции в платежную компанию PayPal, помог Эбергарду и Тарпенингу воплотить свое видение в жизнь.

В конце концов, этот же капитал позволил Маску в будущем взять полный контроль над Tesla, постепенно увеличивая свою долю в компании с помощью серии из девяти раундов инвестиций до того, как компания вышла на биржу в 2010 году; каждый из этих раундов все больше уменьшал доли Эбергарда и Тарпеннинга. Даже сегодня доля Маска увеличивается, ведь вместо зарплаты он ежеквартально получает акции компании, которые стоят миллиарды долларов.

Getty Images

Мартин Эбергард, первый гендиректор и соучредитель Tesla, слева, и Илон Маск на первой презентации электромобиля родстер в Санта-Монике, Калифорния, в июле 2006-го. IMAGES Фото Getty Images

В интервью Эбергард говорит, что у него все еще «сравнительно небольшая» доля производителя электромобилей, но точной цифры не называет. «Я продал значительную часть своей доли уже очень давно, – рассказывает 61-летний Эбергард из своего дома в Сан-Хуане, штат Вашингтон. – Люди думают, что у меня денег куры не клевали, когда я основал Tesla. Но это было далеко не так».

Если бы Эбергард был богаче после продажи Rocket eBook, ранней версии электронной книги, которую он с Тарпеннингом создали в конце 1990-х, то им не нужно было бы брать деньги у Маска, говорит он.

Маск часто говорит о том, что ему безразлично богатство, и в прошлом году он продал свои лос-анджелесские поместья, чтобы поселиться в скромном доме-конструкторе на территории кампуса SpaceX в Бока-Чика, Техас. Тем не менее, он продолжает накапливать состояние с потрясающей скоростью.

Сейчас у меня совсем нет акций Tesla. Конечно, я и представить не мог, что компания достигнет отметки в $1 трлн!

Сооснователь Tesla Иан Райт

Все благодаря его почти 20-процентной доле как одного из первых владельцев компании и долгосрочному плану выплат, о котором объявили в 2018-м, что приносят ему миллиарды. А еще есть дополнительные опционы Tesla, которые он получает, если компания достигает установленных целей в финансовых показателях. Также он готовится продать 10% своей доли, которые по состоянию на 9 ноября оценивают около $15 млрд, чтобы иметь возможность уплатить налоги за свои опционы.

Эбергард тем временем продал большую часть своей доли после того, как его выгнали из Tesla в 2007 году до выпуска родстера компании. Он подал на Маска в суд в 2009-м за то, что его выгнали и оклеветали, но он согласился на мировую с неразглашенными условиями.

В рамках мировой он прекратил выступать против Маска, бывшего технического директора Джей Би Штробеля и одного из первых инженеров компании Иана Райта, которых тоже называют соучредителями Tesla рядом с Эбергардом и Тарпеннингом.

«Когда меня выгнали из Tesla, у меня не было денег – и я имею в виду совсем ни копейки, – рассказывает Эбергард. – Хуже было то, что я год не мог нигде работать из-за запрета в соглашении об интеллектуальной собственности. Я не участвовал ни в одном из инвестиционных раундов после ухода».

TIM PANNELL FOR FORBES / коллаж Анна Наконечная

Джей Би Штробель, давний технический директор Tesla, ушел из компании в 2019-м, чтобы основать Redwood Materials Фото TIM PANNELL FOR FORBES / коллаж Анна Наконечная

Эбергард не раскрыл размер своей доли в Tesla, но подтвердил, что он не миллиардер. Тарпеннинг, являющийся сейчас партнером в Spero Ventures, венчурной фирме в Кремниевой долине, тоже, по словам Эбергарда, имеет долю в Tesla, но не входит в перечень топовых акционеров. Тарпеннинг не ответил на запрос от Forbes на интервью .

Среди пяти официальных соучредителей только у Штробеля, ушедшего из Tesla в 2019-м, есть возможность стать миллиардером благодаря своей доле в компании. Та доля Tesla, которая была у него до увольнения из компании, оценивается примерно в $1,3 млрд.

Штробель, ныне являющийся гендиректором и соучредителем Redwood Materials, стартапа по переработке батарей, отказался давать комментарий по этому поводу. Инженер Райт, присоединившийся к Эбергарду и Тарпенингу через несколько месяцев после основания ими Tesla, ушел из компании в 2004-м, чтобы основать другую компанию электротранспорта. Свою долю он продал давным-давно.

«Сейчас у меня совсем нет акций Tesla, – говорит Райт Forbes. – Конечно, я и представить не мог, что компания достигнет отметки в $1 трлн!»

Кроме того, что она сделала Маска самым богатым человеком, Tesla, ставшая синонимом мировой автомобильной революции, обогатила инвесторов и членов совета, среди которых венчурный капиталист Айра Эренпрейс и Ларри Эллисон (Oracle), а также младшего брата Илона Кимбала и множество инвесторов, которых вдохновил потенциал будущего на чистой энергии.

Какого бы я ни был мнения о Маске, я все равно очень рад видеть революцию электроавтомобилей, которую мы, как-никак, начали. Я хотел бы стать свидетелем победы этой революции.

Мартин Эбергард

Несмотря на нынешний успех компании в сфере электротранспорта и финансовую стабильность, а также непрерывное внимание, которое ищет и привлекает Маск, ранний этап Tesla отличался нестабильной стратегией и руководством, что привело к тому, что у руля остался один соучредитель. Другие гиганты технологий, которых оценивали в триллион долларов, такие как Microsoft и Alphabet, сделали нескольких своих соучредителей миллиардерами, хотя единоличный финансовый успех Маска не является чем-то необычным.

«Хотя и создается впечатление того, что другие известные технологические компании способствовали финансовому успеху ряда людей, ситуация, несколько похожая на сложившуюся в Tesla, произошла и в Apple, – говорит Дэвид Хсу, преподаватель менеджмента в Уортонской школе при Университете Пенсильвании.

На время смерти соучредителя Apple Стива Джобса в 2011-м его долю в компании оценивали в $2 млрд, а состояние Стива Возняка – в $100 млн. А вот Рональд Уэйн, малоизвестный третий соучредитель Apple, рано продал свою долю за $800, рассказывает Хсу. Сегодняшнее состояние Маска является просто результатом сыгравшей рискованной ставки.

«Речь идет не только о долях соучредителей; также можно вспомнить инвесторов, среди которых ангелы и венчурные инвесторы, упустившие возможность инвестировать в Tesla, – продолжает Хсу. – Когда Маск инвестировал в раунде Серии А и длительное время после того, было много сомнений в том, сможет ли компания воплотить в жизнь свое смелое видение. Некоторые могут сказать, что эти сомнения существуют и сегодня».

Getty Images

Мартин Эбергард, первый гендиректор и соучредитель Tesla. Фото Getty Images

Ссылаясь на пункт о «неунижении», который стал частью мирового соглашения в 2009-м, Эбергард отказывается вдаваться в подробности того, что он думает о Маске сегодня. А вот Маск явно не сдерживается. В интервью 2020-го подкаста Third Row Tesla, который организовали фанаты Маска, он описал Эбергарда как «буквально самого худшего человека, с которым ему приходилось работать».

Впрочем, первый гендиректор Tesla, владевший «чуть меньше», чем 5% компании, когда ушел из нее, говорит, что сегодня ему не на что жаловаться, пусть даже ему и не удалось заработать на успехе компании.

«Оценка – это только цифры. А вот что меня действительно радует, так это успех компании. Очень важно, чтобы мы отказались от ископаемого топлива, а Tesla является ключевой движущей силой для этого. Именно на это мы и надеялись с самого начала», – говорит Эбергард.

«Как бы я ни думал о Маске, я все равно очень рад видеть революцию электроавтомобилей, которую мы, как-никак, начали. Я хотел бы стать свидетелем победы этой революции».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине