На прошлой неделе Маск свидетельствовал в суде, чтобы защитить свою роль в приобретении в 2016-м провальной компании SolarCity, устанавливающей солнечные панели. Это сомнительное решение – SolarCity основали его двоюродные братья, Маск был крупнейшим акционером компании и состоял в совете директоров обеих компаний – привело к судебному иску акционеров. Разумеется, не все ошибочные идеи Маска приводили его в Канцелярский суда Делавэра, но не все они сложились так, как было запланировано.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
«Если бы я не был оптимистом, не думаю, что основал бы компанию по производству электромобилей или космическую компанию», – сказал он в суде. Если говорить о соглашении про покупку SolarCity за $2,6 млрд, то революции с «солнечными» крышами, которую Маск предсказывал в 2016-м, не произошло.
Как и не видим мы автомобиля от Tesla по доступной цене, грузовика полностью на электричестве, сеть роботакси или мощных дешевых батарей нового поколения. В ожидании решения суда по делу SolarCity вспомним некоторые крупнейшие идеи – и промахи – Маска за последние пять лет.
Model 3 за $35 000
Ценник в $35 000 на Model 3 – это то, чем годами заманивали покупателей – поклонников электромобилей. Больше не только авто для богачей, Telsa наконец должна была выпустить электромобиль для массового потребителя. Но после того как Model 3 начали выпускать, такая цена была доступна лишь временно, а потом ее подняли. Сейчас самая дешевая версия стоит $40 000, а после налогов, регистрации и дополнительных услуг выходит почти $50 000. Тем временем начальные цены на Models S и X выросли до $85 000 и $95 000 соответственно. Но окончательная цена составляет более $100 000 с дополнительными услугами, налогами и оплатой доставки.
Tesla Semi
Амбиции Маска выходят за пределы пассажирских автомобилей, и в 2017-м он рассказал о своем футуристическом электрогрузовике. Маск пообещал, что он сможет проехать более 800 км без подзарядки и будет доступен в конце 2019-го. Однако по состоянию на июль 2021-му Tesla еще не объявила о дате выпуска новинки или о месте ее выпуска, а в июне Жером Гуллен, давний глава программы разработки грузовика, неожиданно ушел с должности.
Tesla Roadster
Вместе с заявлением об электрогрузовике в ноябре 2017 года Маск сказал, что Roadster увидит свет в 2020-м, будет самой быстрой в мире машиной для потребителей и сможет обходиться без подзарядки почти 1000 км. Ожидаемое чудо техники может стоить около $200 000, но точную дату выпуска так и не назвали.
Tesla Giga Berlin
Маск хотел открыть первый завод Tesla в Европе в июле 2021-го. В то время как большая часть строительства завершена завод не имеет разрешения на работу от регуляторов, встретил сопротивление местных защитников окружающей среды и получил штрафы из-за проблем с водой и водоотводом. В настоящее время предприниматель надеется открыть завод в начале 2022 года.
Tesla полностью на автопилоте
В октябре 2016-го Маск объявил, что все электромобили Tesla строятся с необходимой компьютерной мощностью, сенсорами и камерами, чтобы авто могли ездить на автопилоте. Тогда он спрогнозировал, что функция автопилота будет доступна через два-три года.
Такая опция за $10 000 была выпущена в бета-версии в июле, но после ужасных фатальных аварий Tesla стала предупреждать водителей, что она «может подвести в самое неподходящее время» и ее надо использовать с «дополнительной осторожностью». Похоже, эта надежда тоже не оправдалась.
Сеть роботакси от Tesla
Маск сказал в октябре 2019-го в День автономии инвесторов Tesla, что до конца 2020-го «у них точно будет более миллиона роботакси на дорогах… Этот автопарк будет просыпаться с помощью обновлений по воздуху. Это все, что ему нужно». Благодаря этой способности владельцы авто от Tesla смогут зарабатывать деньги на своих электромобилях с помощью сервиса беспилотных такси по требованию, которым будет руководить компания. Этого не произошло, и ничего не говорит о том, что это станет возможным – или законным – в ближайшее время.
Батареи нового поколения от Tesla
Маск рассказывал о больших литий-ионных батареях 4680 размером с консервную банку в сентябре 2020-го. Он обещал, что эти будут на 56% дешевле и в пять раз мощнее нынешних батарей компании. Маск рассказал, что сейчас идет пилотное производство небольших партий в лаборатории в Кремниевой долине и компания сможет запустить масштабное производство в течение года-двух. Время масштабного производства остается неизвестным, но похоже, что задержка с производством этих батарей отчасти виновна в проблемах с запуском электрогрузовиков и Roadster.
Производство солнечных панелей и рабочие места
Штат Нью-Йорк потратил $950 млн на строительство и оснащение завода по изготовлению солнечных панелей в Баффало, на который у SolarCity были большие планы. В обмен на щедрость штата компания обязалась создать там не менее 1460 рабочих мест.
Будущее обещало быть радужным, когда компанию купила Tesla в конце 2016-го, а в декабре того же года Tesla сказала, что «подписала долгосрочное соглашение с Panasonic на производство фотоэлектрических панелей на нашем заводе Gigafactory 2 в Баффало, Нью-Йорк, по договорной цене и с намерением производить ежегодно 1 ГВт солнечных панелей».
Но на протяжении лет с того времени объемы производства панелей на заводе остаются загадкой. В 2020-м Tesla сообщила лишь про 205 МВт солнечные панели – четверть того, сколько SolarCity установила в 2016-м.
У Tesla также проблемы с созданием необходимого числа рабочих мест. В прошлом году Panasonic покинул завод, чем еще уменьшил количество рабочих. Штат давал Tesla достаточно дополнительного времени на выполнение квоты.
По состоянию на 31 мая на заводе работало 1058 человек. У компании есть время до конца 2021-го, чтобы трудоустроить обещанных 1460 человек, или она должна будет выплатить $41 млн штрафа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.