Илон Маск, основатель Tesla. /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

Восемь невыполненных обещаний Илона Маска за последние пять лет

4 хв читання

Илон Маск, основатель Tesla. Фото Getty Images

На прошлой неделе Маск свидетельствовал в суде, чтобы защитить свою роль в приобретении в 2016-м провальной компании SolarCity, устанавливающей солнечные панели. Это сомнительное решение – SolarCity основали его двоюродные братья, Маск был крупнейшим акционером компании и состоял в совете директоров обеих компаний – привело к судебному иску акционеров. Разумеется, не все ошибочные идеи Маска приводили его в Канцелярский суда Делавэра, но не все они сложились так, как было запланировано.

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

«Если бы я не был оптимистом, не думаю, что основал бы компанию по производству электромобилей или космическую компанию», – сказал он в суде. Если говорить о соглашении про покупку SolarCity за $2,6 млрд, то революции с «солнечными» крышами, которую Маск предсказывал в 2016-м, не произошло.

Как и не видим мы автомобиля от Tesla по доступной цене, грузовика полностью на электричестве, сеть роботакси или мощных дешевых батарей нового поколения. В ожидании решения суда по делу SolarCity вспомним некоторые крупнейшие идеи – и промахи – Маска за последние пять лет.

Model 3 за $35 000

Восемь невыполненных обещаний Илона Маска за последние пять лет /Фото 1

Сборка электроавтомобиля Tesla Model 3 на заводе Tesla во Фримонте, Калифорния, 26 июля 2018 года. Фото MASON TRINCA / THE WASHINGTON POST / GETTY IMAGES

Ценник в $35 000 на Model 3 – это то, чем годами заманивали покупателей – поклонников электромобилей. Больше не только авто для богачей, Telsa наконец должна была выпустить электромобиль для массового потребителя. Но после того как Model 3 начали выпускать, такая цена была доступна лишь временно, а потом ее подняли. Сейчас самая дешевая версия стоит $40 000, а после налогов, регистрации и дополнительных услуг выходит почти $50 000. Тем временем начальные цены на Models S и X выросли до $85 000 и $95 000 соответственно. Но окончательная цена составляет более $100 000 с дополнительными услугами, налогами и оплатой доставки.

Tesla Semi

Shutterstock

Tesla Semi Фото Shutterstock

Амбиции Маска выходят за пределы пассажирских автомобилей, и в 2017-м он рассказал о своем футуристическом электрогрузовике. Маск пообещал, что он сможет проехать более 800 км без подзарядки и будет доступен в конце 2019-го. Однако по состоянию на июль 2021-му Tesla еще не объявила о дате выпуска новинки или о месте ее выпуска, а в июне Жером Гуллен, давний глава программы разработки грузовика, неожиданно ушел с должности.

Tesla Roadster

Восемь невыполненных обещаний Илона Маска за последние пять лет /Фото 2

Маск на пресс-конференции Tesla Motors во время Автошоу Северной Америки 2009-го. Фото JAMES LEYNSE / CORBIS / GETTY IMAGES

Вместе с заявлением об электрогрузовике в ноябре 2017 года Маск сказал, что Roadster увидит свет в 2020-м, будет самой быстрой в мире машиной для потребителей и сможет обходиться без подзарядки почти 1000 км. Ожидаемое чудо техники может стоить около $200 000, но точную дату выпуска так и не назвали.

Tesla Giga Berlin

Getty Images

Место строительства нового завода Tesla Gigafactory по производству электромобилей в Грюнхайде, Германия, во вторник, 27 апреля 2021 года. Фото Getty Images

Маск хотел открыть первый завод Tesla в Европе в июле 2021-го. В то время как большая часть строительства завершена завод не имеет разрешения на работу от регуляторов, встретил сопротивление местных защитников окружающей среды и получил штрафы из-за проблем с водой и водоотводом. В настоящее время предприниматель надеется открыть завод в начале 2022 года.

Tesla полностью на автопилоте

Shutterstock

Автопилот Tesla. Фото Shutterstock

В октябре 2016-го Маск объявил, что все электромобили Tesla строятся с необходимой компьютерной мощностью, сенсорами и камерами, чтобы авто могли ездить на автопилоте. Тогда он спрогнозировал, что функция автопилота будет доступна через два-три года.

Такая опция за $10 000 была выпущена в бета-версии в июле, но после ужасных фатальных аварий Tesla стала предупреждать водителей, что она «может подвести в самое неподходящее время» и ее надо использовать с «дополнительной осторожностью». Похоже, эта надежда тоже не оправдалась.

Сеть роботакси от Tesla

Getty Images

Getty Images

Маск сказал в октябре 2019-го в День автономии инвесторов Tesla, что до конца 2020-го «у них точно будет более миллиона роботакси на дорогах… Этот автопарк будет просыпаться с помощью обновлений по воздуху. Это все, что ему нужно». Благодаря этой способности владельцы авто от Tesla смогут зарабатывать деньги на своих электромобилях с помощью сервиса беспилотных такси по требованию, которым будет руководить компания. Этого не произошло, и ничего не говорит о том, что это станет возможным – или законным – в ближайшее время.

Батареи нового поколения от Tesla

Восемь невыполненных обещаний Илона Маска за последние пять лет /Фото 3

Илон Маск выступает 23 октября 2015 года на пресс-конференции, на которой объявляет, что Tesla Motors выпускает систему v7.0 в Китае. Фото VISUAL CHINA GROUP / GETTY IMAGES

Маск рассказывал о больших литий-ионных батареях 4680 размером с консервную банку в сентябре 2020-го. Он обещал, что эти будут на 56% дешевле и в пять раз мощнее нынешних батарей компании. Маск рассказал, что сейчас идет пилотное производство небольших партий в лаборатории в Кремниевой долине и компания сможет запустить масштабное производство в течение года-двух. Время масштабного производства остается неизвестным, но похоже, что задержка с производством этих батарей отчасти виновна в проблемах с запуском электрогрузовиков и Roadster.

Производство солнечных панелей и рабочие места

Восемь невыполненных обещаний Илона Маска за последние пять лет /Фото 4

Рабочие SolarCity устанавливают солнечные модули на крышу дома на Лонг-Бич. Фото AL SEIB / LOS ANGELES TIMES / GETTY IMAGES

Штат Нью-Йорк потратил $950 млн на строительство и оснащение завода по изготовлению солнечных панелей в Баффало, на который у SolarCity были большие планы. В обмен на щедрость штата компания обязалась создать там не менее 1460 рабочих мест.

Будущее обещало быть радужным, когда компанию купила Tesla в конце 2016-го, а в декабре того же года Tesla сказала, что «подписала долгосрочное соглашение с Panasonic на производство фотоэлектрических панелей на нашем заводе Gigafactory 2 в Баффало, Нью-Йорк, по договорной цене и с намерением производить ежегодно 1 ГВт солнечных панелей».

Но на протяжении лет с того времени объемы производства панелей на заводе остаются загадкой. В 2020-м Tesla сообщила лишь про 205 МВт солнечные панели – четверть того, сколько SolarCity установила в 2016-м.

У Tesla также проблемы с созданием необходимого числа рабочих мест. В прошлом году Panasonic покинул завод, чем еще уменьшил количество рабочих. Штат давал Tesla достаточно дополнительного времени на выполнение квоты.

По состоянию на 31 мая на заводе работало 1058 человек. У компании есть время до конца 2021-го, чтобы трудоустроить обещанных 1460 человек, или она должна будет выплатить $41 млн штрафа.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине