Инженер, который помог Маску превратить Tesla в мощную организацию, видит будущее, «в котором все транспортные средства – электрические», а баснословную прибыль ожидает получать на рынке переработки ценных металлов из всех старых аккумуляторов
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Четыре года назад технический директор Tesla Джей Би Штробель занимался производством аккумуляторов на их громадной фабрике Gigafactory неподалеку от Рино, Невада, когда на него снизошло вдохновение: почему бы не основать компанию, которая будет заниматься добычей металлов из фабричного утиля и другой использованной электроники, а затем возвращать им же готовые к использованию литий, кобальт и графит, чтобы они делали новые аккумуляторы.
Если найти способ, как делать это по достаточно низкой цене и в приличных масштабах, то можно стать реальным катализатором качественных изменений за счет повышения поставок редких и ценных металлов, но с меньшим вредом для окружающей среды, и уменьшения количества токсичных аккумуляторов в почве. Позднее в том же году, когда он все еще работал в Tesla, которую он основал совместно с Маском и тремя другими людьми, Штробель открывает Redwood Materials – «добывающую компанию нового поколения» вблизи Карсон-Сити.
- Категория
- Мир
- Дата
«Мы движемся в направлении электрификации всего, и спрос на аккумуляторы заоблачный, – говорит 45-летний Штробель. – Наша миссия в Tesla заключалась в том, чтобы стать катализаторами этого движения, зажечь интерес к электротранспорту. Нас очень радует весь сегодняшний прогресс, но он происходит так быстро, что опережает нынешнюю способность цепи поставок».
В 2020-м Tesla продала около 500 000 электромобилей, для каждого из которых необходимы тысячи литий-ионных аккумуляторных блоков, а в этом году компания стремится повысить производство на 50%. Спрос на аккумуляторы еще больше растет благодаря таким гигантам, как General Motors и Volkswagen, которые настойчиво развивают собственные электромобили, а также електростартапам, например Lucid и Rivan.
Цены на материалы аккумуляторов, например литий (за последние 12 месяцев поднялись на 127%) и кобальт (на 69%), взлетели до небес. И у Штробеля уже есть хорошие новости: после года операций Redwood Materials уже может спасать тонны полезных металлов и стоит это меньше обычной добычи.
«Большинство, вероятно, ожидает противоположного: [что это будет] слишком дорого сегодня, а в будущем может стать дешевле. На самом деле, сегодня наши цены конкурентоспособны, – рассказывает он. – Мы ставим себе целью сделать их еще более конкурентоспособными, чтобы увеличить масштабы переработки».
Штробель молчит о состоянии Redwood, но частная компания, вероятно, имеет примерно $20 млн выручки. В июле Redwood собрал $40 млн от Amazon, Breakthrough Energy Ventures и Capricorn Investment Group, расположенной в Пало-Альто. PitchBook посчитал, что в целом это дает $48 млн сторонних инвестиций на основе оценки стоимости в $217 млн. Штробель, возможно, инвестировал миллионы из своего кармана, в котором находится $900 млн.
Сейчас компания ежегодно может добывать достаточно материалов для производства аккумуляторных блоков для 45 000 электромобилей. Если так, тогда в Benchmark Mineral Intelligence их выручку оценивают в $90 млн, из расчета $2000 на сырье одного блока питания.
В список покупателей Redwood входят Panasonic, который делает аккумуляторы Gigafactory, фабрика Tesla в Неваде и Envision AESC, специалист по изготовлению аккумуляторов для электротранспорта, который также отдает в Redwood литий-ионные отходы.
Стремительный рост спроса на аккумуляторы в итоге приведет к созданию рынка переработки, где будут крутиться «сотни миллиардов» долларов ежегодно, предсказывает Штробель. «Когда каждое транспортное средство – электрическое, а аккумуляторы для множества автомобилей и грузовиков нужно перерабатывать, то очень просто посчитать стоимость такой индустрии».
В то время как Маск любит поговорить и наслаждается статусом иконы чистых технологий, скромный Штробель, который изучал инженерию в Стэнфорде, тщательно подбирает слова. Революция электромобилей, которую эти двое представляли себе, когда впервые встретились 18 лет назад, наконец становится реальностью.
Администрация Байдена внедряет ряд инициатив для поощрения водителей перейти с бензина на электричество, пытаясь достичь значительного увеличения внутреннего производства электромобилей и грузовиков на электричестве. Если за предложенный им инфраструктурный план на $2,25 трлн проголосует сенат, то это означает, что $174 млрд пойдет на поддержку производства электромобилей и аккумуляторов, а также на установку 500 000 новых зарядных станций.
Benchmark Mineral Intelligence прогнозирует, что мировой спрос на литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта вырастет на 50% по сравнению с 2020 годом, до 223 гигаватт-часов, а в 2023 году вырастет вдвое, до 443 ГВт-ч. К 2027 году предполагается рост до 1,1 тераватт-часов, то есть восьмикратное повышение всего за семь лет. Это повлечет дальнейший рост цен на сырье для аккумуляторов.
Литий продолжит дорожать в течение 2021 года, говорит Саймон Мурс, управляющий директор Benchmark. Так же и кобальт, графит, медь и никель «будут расти в цене, и это не будет медленным и постепенным процессом. Мы ожидаем периоды значительной волатильности», – рассказывает Мурс.
Электротранспорт – все еще небольшой сегмент рынка в США, на который пришлось около 2% продаж новых транспортных средств в 2020 году, но это скоро изменится. Boston Consulting Group прогнозирует, что на электротранспорт будет приходиться более половины мировых продаж пассажирских транспортных средств уже в 2026 году, что на четыре года раньше предыдущего прогноза фирмы.
«В удивительные времена мы сейчас живем. Мы регулярно слышим о большом количестве проектов, как о новых электротранспортных компаниях… так и о новых Gigafactories, но трудно сказать, где взять все необходимое для них сырье», – отмечает Штробель.
В придачу к помощи с увеличением поставок сырья компания Штробеля потенциально может разобраться с позорным секретом индустрии электротранспорта: электрический транспорт не так экологичен, как считает большинство водителей. Около 19% электричества США все еще производится за счет сжигания угля, а добыча сырья для аккумуляторов – это буквально грязный бизнес с ужасными условиями работы.
«Большинство потребителей осознает только «чистые» аспекты электротранспорта, – отметила Памела Коук-Хэмилтон, исполнительный директор Международного торгового центра (совместного агентства Конференции ООН по торговле и развитию и Всемирной торговой организации) в отчете в июле 2020 года. – Грязные факторы процесса производства не столь явные».
Много лития, например, идет из Австралии и солончаков в Аргентине, Боливии и Чили, где тяжелая ситуация с водой. Согласно исследованию ООН в 2020 году, добывать литий в южноамериканских регионах Анд означает качать большое количество подземных вод, что уменьшает запасы воды для фермеров и скотоводов.
То же исследование показывает, что большое количество кобальта добывается в Демократической Республике Конго в «кустарных» шахтах, на которых работают десятки тысяч детей. Пыль в никелевых шахтах может содержать уран и другие токсичные элементы, которые связывают с болезнями дыхательной системы и дефектами плода.
Традиционная добыча по своей сути также является неэффективной, говорит Штробель. «Вся индустрия завязана на том, что ты находишь залежь, выкапываешь, обрабатываешь ее, а затем от нее избавляешься. Это очень ограниченная деятельность… Она вредит природе».
Сначала Штробель задумывал Redwood как побочный проект для Tesla и обсудил его с Маском. «Идея ему понравилась, и он ее готов был поддержать при условии, что она не будет отвлекать от всего, что нам надо было сделать», – рассказал он.
У Tesla есть собственные планы переработки, но они устроены так, чтобы поддерживать их операции, да и не в приоритете это. «Переработка аккумуляторов четырех- или пятилетней машины Tesla Model S находилась глубоко внизу списка приоритетов».
Они с Маском подружились благодаря совместному увлечению электроавиацией, когда встретились в 2003 году. Штробель работал в Volacom, лос-анджелесском аэрокосмическом стартапе, который он основал совместно с другими, чтобы создать водородно-электрическую систему питания для летательных аппаратов значительных высот.
Он присоединился к Tesla в 2004 году как технический директор, оформив десятки патентов на их электрические моторы и систему питания на аккумуляторах. Маск стал синонимом бренда Tesla, но именно неприметный Штробель создал много ключевых технологий компании.
Маск выразил то, насколько велик вклад скромного инженера, когда объявил о неожиданном выходе Штробеля из компании в июле 2019-го во время отчета о заработках компании. «Я хотел бы поблагодарить Джея Би за его фундаментальную роль в создании и развитии Tesla. Если бы мы не запустили компанию в 2003-м, то Tesla, по сути, не существовало бы».
В 2020-м, первом полном году операций Redwood, компания переработала 10 000 тонн утиля от Panasonic и Envision AESC и аккумуляторов из электронных отходов от Amazon. Штробель ожидает, что Redwood сможет переработать вдвое больше уже в 2021-м, ведь они начали получать использованные аккумуляторы (и солнечные батареи) от ERI, крупнейшей в Северной Америке компании по сбору электронных отходов, и производителя электроавтобусов Proterra.
Джон Шегерян, основатель и исполнительный председатель совета директоров компании ERI, сказал, что его Freno, калифорнийская компания, ломала себе голову над тем, что делать со стремительным увеличением литий-ионных аккумуляторов, которые они забирали вместе с использованной электроникой у таких компаний, как Best Buy, Samsung и Boeing, а также в муниципалитетах, например Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, и у различных федеральных агентств.
«Когда приборы становятся меньше и избавляются от зарядных проводов, литий-ионные аккумуляторы становятся методом подзарядки всех небольших гаджетов. А потом превращаются в проблему для нас, – жалуется Шегерян, потому что его компания не способна перерабатывать их самостоятельно. – Когда я познакомился с Джеем Би, мы сразу нашли общий язык. Он показал мне свою технологию, свою работу, рассказал о своем видении. Наша первая встреча состоялась в прошлом году в Карсон-Сити. Позже он приехал ко мне и увидел работу и количество собранных аккумуляторов – мы крупнейший агрегатор аккумуляторов в Америке».
Штробель с радостью забрал у ERI на переработку и использованные литий-ионные аккумуляторы, и солнечные батареи. «Это был союз, созданный на небесах», – радуется Шегерян.
Грузовики, наполненные этими аккумуляторами и батареями, ежедневно приезжают на завод компании в Карсон-Сити. Как только электронные отходы рассортировали для переработки, Redwood использует запатентованный гидрохимический процесс для разделения различных металлов – некоторые аккумуляторы подвергают термической обработке в печах.
Весь полученный сплав затем проходит через химический процесс, чтобы превратить его в готовые к использованию материалы (легковоспламеняющемуся аккумуляторному электролиту позволяют вспыхнуть в контролируемых условиях без добавления других воспламеняющихся веществ и одновременно не происходит никаких выбросов). «По сути, мы химически все разбираем, а потом начинаем отделять полезные материалы и используем их как строительные блоки для производства».
Не только Redwood считает переработку аккумуляторов прибыльным делом. Их канадский конкурент Li-Cycle Corp. имеет собственные заводы для добычи полезных материалов из использованных аккумуляторов и електроутиля, а еще крупные автопроизводители, среди которых и Volkswagen, планируют перерабатывать и повторно использовать аккумуляторы электромобилей.
«Энергетика и транспорт сейчас привлекают большое внимание к экологической стабильности, – говорит Штробель. – Сырье и индустрии добычи еще не видели такого же внимания к этому. Но я верю, что все впереди. Так и должно быть».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.