Компания сейчас в тупике, ведь правительство Нарендра Моди хочет, чтобы Маск пообещал наладить местное производство электромобилей, прежде чем правительство Индии согласится на таможенные скидки. Без этих уступок импорт автомобилей Маска будет обходиться в неподъемные суммы.
Когда Tesla открыла предзаказ для Model 3 седана в Индии в 2016, Арун Бхат, бизнесмен в южном городе Бангалор и преданный фанат Илона Маска, среди первых в стране стал в очередь за машиной своей мечты. Бхат даже избавился от четырех роскошных автомобилей, чтобы освободить место для нового.
«Я думал, что Tesla начнет завозить автомобили в Индию в течение следующих нескольких лет, – рассказывает Бхат. – Мне очень нравится продукт компании, его минималистичный интерьер». Но с тех пор прошло пять лет, а он все еще ждет.
Tesla – самый дорогой автопроизводитель в мире с рыночной капитализацией в $1 трлн; эта компания сделала Маска самым богатым человеком в истории. В этом году Tesla показывает высокие результаты как в статье доходов, так и в статье мировых продаж. Компания близка к тому, чтобы в 2021-м произвести рекордный 1 миллион доставок электромобилей по всему миру.
Хотя Маск уже не один год хочет продавать свои электромобили в Индию, ему все еще нужно выяснить как это делать. В последние недели компания увеличила свои усилия в этом направлении, которые возглавил местный директор по вопросам политики компании Мануж Кхурана. Он планировал получить скидку на значительную таможенную ставку, почти вдвое увеличивающую цену на импортные электромобили компании.
А вот правительство под руководством премьер-министра Нарендра Моди хочет, чтобы Tesla пообещала начать местное производство.
Министерство дорожного транспорта и автодорог Индии одобрило в этом году четыре варианта электромобилей Tesla для продажи в стране. И хотя компания еще не объявила официальный план для Индии, она уже нашла себе место под салон в Мумбаи, зарегистрировала офис в Бангалоре и набирает кадры для поддержки продаж в стране.
Пока компания в безвыходном положении. Для налаживания местного производства потребуется, по крайней мере, год и значительные инвестиции от Tesla, а начать продажу импортируемых автомобилей нецелесообразно без скидок на пошлину. В июле Маск написал местному фанату на странице в Twitter, что «индийская таможенная пошлина самая высокая среди больших стран!».
Без скидки большая таможенная пошлина означает, что Model 3, цена на которую в США стартует от около $44 000, в Индии нужно будет продавать за примерно $80 000, чтобы компания получала прибыль.
Индийская таможенная пошлина самая высокая среди крупных стран.
Илон Маск в Twitter
Но это не единственное препятствие. Ограниченное количество станций для подзарядки электромобилей, нехватка значительных поощрений для покупателей электротранспорта и дорожная инфраструктура Индии совсем не помогают.
Несмотря на огромное население (1,3 миллиарда человек), Индия – это относительно небольшой рынок автомобилей. Так, в 2020-м в стране было продано менее 3,5 миллионов пассажирских и коммерческих автомобилей.
Еще меньший спрос здесь на электротранспорт и роскошные автомобили. В прошлом году в Индии купили около 5000 единиц транспорта на батареях, производимого бангалорской компанией Mahindra Electric; это менее 0,5% от общих продаж.
«Это как когда-то говорили о Китае: «миллиард людей без денег – это не рынок», – говорит Майкл Данн, опытный аналитик и советник по вопросам автоиндустрии Азии, управляющий консалтинговой фирмой Zozo Go в Сан-Диего. – Почти то же самое с Индией. Есть большая концентрация богатства в руках некоторых, а другие только выживают. Медианная средняя цена новой машины, которую продают в Индии, – менее $10 000, что значительно меньше цены на авто от Tesla».
Так зачем напрягаться? Tesla быстро распространяется по миру: открывает производство и продажи в Китае, ожидает разрешения немецкого правительства начать производство электромобилей на заводе Giga Berlin и готовится производить свои электромобили в Остине, Техас.
Индия хоть и занимает второе место в мире по количеству населения, но все же не является особенно привлекательным рынком на сегодня. Но следует упомянуть, что здесь средний класс, который разбирается в технологиях и ценит их, увеличивается. И, как в случае с Китаем, потребительский рынок Индии имеет значительный потенциал в перспективе.
Правительство Индии также начинает делать шаги в сторону поощрения продаж электротранспорта для уменьшения токсичных выбросов в атмосферу. К примеру, покупателям предлагают более низкие цены на регистрацию автомобилей и на дорожный налог. Впрочем, такие поощрения не идут в сравнение с теми, которые предлагают в США и Европе, где правительственные меры позволяют сэкономить тысячи долларов.
Геополитическое напряжение между Индией и Китаем еще больше усложняет попытки Tesla выбить себе у правительства Моди таможенные скидки. Министр дорог и транспорта Нитин Гадкари запретил автопроизводителю продавать в Индии автомобили, собранные на его заводе в Шанхае, а вместо этого говорит ему собирать машины на местном заводе.
«Вам нужно производить электромобили в Индии и экспортировать их тоже из Индии», — сказал он в интервью в текущем месяце. Если Маск согласится на это, то, заверил Гадкари гендиректора Tesla, компания получит значительную поддержку правительства.
Непредсказуемый миллиардер Маск намекает на возможность производства в Индии в обмен на таможенные скидки. «Если Tesla сможет успешно импортировать свои автомобили, тогда в Индии вполне может появиться наш завод», — написал Маск в Twitter в июле.
Но правительство Моди не согласно предлагать какие-либо льготы, пока компания не пообещает организовать местное производство. Tesla не ответила на вопросы по этому поводу по электронной почте, а директора Tesla не предоставили обновление планов по стране во время квартального отчета в октябре.
Вам (Маск) нужно производить электромобили в Индии и экспортировать их тоже из Индии.
Нитин Гадкари, министр транспорта и автодорог Индии
Индия может быть неплохой базой производства автомобилей для других стран, в которые Маск еще не пришел, в том числе Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка, а также Австралия и Новая Зеландия, говорит Данн из Zozo Go. Возможно, Tesla хочет пойти по пути Hyundai Motor, которая превратила свои индийские операции в огромный источник экспорта – в течение последнего фискального года корейская компания отправила более миллиона автомобилей и кроссоверов на 88 международных рынков.
В дальнейшем экспортная база в Индии может «уравновесить ситуацию для Маска, который все поставил на Китай», – говорит Данн.
Несмотря на наличие определенного количества местных поклонников, автоаналитик Бакар Садик Агван из GlobalData в Гидерабаде, Индия, видит значительные местные препятствия для Tesla. Одно из главных – это очень малое количество станций подзарядки, поэтому ездить на автомобилях от Tesla между городами будет невозможно, если только компания не начнет строить собственную сеть станций. «Им нужна будет мощная сеть продаж, сеть обслуживания, а также собственная сеть станций», – говорит Агван.
Цена – это еще один камень преткновения. В США самая дешевая версия Tesla Model 3 стартует от $40 000. Даже если Маск получит скидку, это все равно будет дороговато для большинства местных, поэтому автомобили Tesla попадут в категорию роскошных машин. Агван отмечает, что в 2020 году индийцы купили только 30 000 роскошных автомобилей.
Согласно Саумену Мандалу, аналитику Counterpoint Technology Market Research в Гургаоне, Индия, Tesla может продать менее 150 машин в свои первые пять лет в Индии.
А еще нельзя забывать о местных дорогах. Многие из них не внесены в навигаторы, а на дорогах густонаселенных городов часто бывают пробки – иногда из-за коров и собак.
«Функция автопилота Tesla, позволяющая просто выбрать адрес назначения и наслаждаться поездкой, не будет работать в Индии, – уверен Джей Шах, бизнесмен из Ахмедабада, также сделавший предзаказ Tesla. – Дороги без разметки, на дорогах животные и двухколесный транспорт, поэтому без водителя почти невозможно обойтись».
Древний поклонник Tesla Бхат настроен оптимистично и считает, что скоро получит свой предзаказ. (Теперь его больше интересует Model Y SUV, а не Model 3, которую он заказал.) Чтобы Маск знал о местной поддержке, Бхат вместе с таким же энтузиастом Никхилом Чодхари создали страницу в Twitter, чтобы «доставать» своего героя и делиться последними планами Tesla на Индию.
В 2020-м, когда другие фаны спросили Маска в Twitter о том, есть ли прогресс с выходом на индийский рынок, американский гендиректор ответил «точно в следующем году». Эту фразу Бхат и Чодхари теперь нередко используют в шутку.
Даже если автомобиль от Tesla влетит Бхату в копеечку, то он уверен, что это будет стоить сэкономленных в будущем денег на бензине. Но в основном он просто хочет эту машину.
«У нас уже все готово, – говорит Бхат. – Не хватает только автомобиля».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.